Журнал ПЛАС » Мнения экспертов » 52 просмотра

МТС Банк: мы видим большой потенциал в сегменте ИП и самозанятых

Руководитель кластера малого бизнеса МТС Банка Валерий Талалаев в интервью порталу PLUSworld.ru рассказал,какую пользу самозанятые привносят в финансовый сектор. Мы обсудили готовность банков к привлечению ИП,продукты,которые необходимы самозанятым,а также самые актуальные тренды ДБО.

PLUSworld.ru: Насколько в целом интересен банкам сегмент ИП и самозанятых в качестве клиентов?

В. Талалаев: В МТС Банке с 2018 года существует отдельное направление – кластер малого бизнеса. Мы разделяем клиентов на три сегмента в зависимости от размера выручки и создаем продукты и сервисы,исходя из потребностей каждой категории на основании глубокой отраслевой экспертизы. Глобально мы решили сфокусироваться именно на микросегменте. Исходя из изменений на государственном уровне и появления нового сегмента самозанятых,мы поставили перед собой вызов по созданию лучшего продукта для этой категории. В кратчайшие сроки мы внедрили полноценный сервис в мобильное приложение «МТС Банк онлайн». Физическое лицо-клиент МТС Банка,которое получает дополнительный доход от своей деятельности вне постоянных трудовых отношений,может зарегистрироваться как самозанятый и получить полный пакет услуг от регистрации до комплиментарных потребностям клиента сервисов. Мы видим большой потенциал в этом сегменте. И речь даже не о прибыли банка,на данном этапе она не столь существенна,а о том,чтобы помочь нашим клиентам реализовать свои идеи и получить все необходимые сервисы для повышения качества услуг,контроля своей деятельности и,наконец,развития и роста. Соответственно будет расти выручка и наш клиент будет способен перейти в более крупный сегмент,например,ИП. И такие примеры в банке уже есть.

PLUSworld.ru:  Насколько и в каких направлениях взаимодействие с банками интересно ИП (кроме стандартного РКО?) Чем самозанятым могут быть полезны банки?

В. Талалаев: Наша стратегия развития направлена на всестороннюю поддержку ИП и самозанятых,начиная от юридических,бухгалтерских сервисов и заканчивая продвижением и привлечением конечных потребителей. То есть,банк для предпринимателя – это уже не просто способ осуществления расчетов. Хотя,конечно,без этого никуда,и с этого все начинается. К нам клиент может прийти просто с идеей,а дальше мы поможем подготовить документы для регистрации ИП онлайн за 15 минут,открыть расчетный счет без визита в офис или стать самозанятым с помощью интерфейса мобильного банка. Кроме того,в рамках сервиса он может получить услуги по юридическому сопровождению,страхованию ответственности и здоровья,а также бесплатный трехмесячный доступ к конструктору сайтов. Еще один приятный бонус – для пользователей сайта YouDo действует специальное предложение от МТС Банка. Это безлимитный доступ к бизнес-заданиям от юридических лиц и специальный значок с указанием бизнес-статуса в профиле на YouDo.

И таких партнерских предложений,которые призваны значительно облегчить и,что немаловажно,оптимизировать с точки зрения затрат ведение бизнеса,у нас довольно много. Мы сейчас активно развиваем это направление. В мае 2020 года на сайте банка мы запустили B2B-платформу «Собери свой бизнес». Она состоит из разнообразных партнерских финансовых и нефинансовых сервисов: создание сайта,аренда онлайн-кассы,номер 8800,продвижение в социальных сетях и многое другое. Сейчас есть коробочные решения,собранные для разных направлений бизнеса: торговля,питание,строительство,ремонт,бьюти-услуги и HoReCa.Пакет содержит только самое необходимое,но обходится клиенту гораздо выгоднее,чем покупка сервисов по-отдельности. Однако,такая возможность – самому собрать свой бизнес,тоже существует.

PLUSworld.ru: Готовность банков к привлечению ИП и самозанятых на сегодняшний день и в ближайшей перспективе? Какие факторы тут являются определяющими? Есть ли объективные трудности на этом пути?

В. Талалаев: Этот сегмент сейчас интересен банкам,и они будут за него бороться. Определяющими факторами здесь будут: диджитальность,спектр дополнительных услуг и бонусов,удобство,надежность и доверие во взаимодействии с банком. В рамках пересмотра нашей стратегии мы планируем еще больше фокусироваться на полезных решениях для микробизнеса и стать одним из сильнейших банков в этом направлении. Для этого у нас есть большое преимущество – наш партнер МТС,вместе с которым мы создаем одну из крупнейших экосистем на российском рынке.

В настоящее время у нас обслуживается порядка четырех тысяч клиентов-самозанятых. И мы планируем рост,в том числе за счет запуска новых продуктов. Например,специальная карта для самозанятых с определенным набором дополнительных сервисов,программа лояльности,кредитные продукты.

Трудности тоже есть,но без них не было бы развития.

PLUSworld.ru:  В каких услугах и продуктах нуждаются ИП и самозанятые в первую очередь? В чем заключается их специфика,можно ли кастомизировать классические продукты банка под требования этого сегмента,или необходимо разрабатывать для него заново продуктовую линейку?

В. Талалаев: Как цифровой банк мы думаем о том,какие продукты и услуги нужны конкретному клиенту банка. Для бизнеса уже давно стало естественным процессом контролировать и вести свою деятельность из любой точки мира. Значит наша задача – предоставить клиенту полный набор всех необходимых инструментов для этого. Например,возьмем сервис для самозанятых.  С помощью онлайн-помощника в смартфоне вести предпринимательскую деятельность возможно в несколько кликов. Также самозанятых могут приглашать на подряд заказчики-юрлица – исполнитель легко предоставит через сервис все необходимые документы. Это интуитивно понятный и удобный digital-проект,набирающий популярность среди самозанятых.

Для ИП необходимы как минимум расчетно-кассовое обслуживание и онлайн-касса,с применением которой по закону обязаны работать большинство предпринимателей. Зная какой болью стал для многих переход на новые требования работы с применением онлайн-касс,МТС Банк сделал для клиентов специальное предложение,позволяющее минимизировать издержки клиента. За оптимальную стоимость,2500 рублей в месяц,предприниматель получает сразу две опции: РКО и аренду онлайн-кассы.

Период самоизоляции заставил бизнес пойти в онлайн,и мы как банк можем ему в этом помочь. Если у клиента падает выручка,это не только его проблема,это и наша проблема. Предприниматель может самостоятельно искать на огромном рынке подрядчиков,выгодные предложения,погружаться в процессы. При этом у него нет гарантий и он не защищен. Банк же может предложить ему тот набор сервисов,который нужен конкретному бизнесу для перехода в онлайн. При этом это будут проверенные подрядчики-партнеры банка с оптимальными ценами на услуги.

Все вышесказанное говорит о том,что нужно использовать оба подхода. Кастомизировать действующие продукты банка и создавать новые,следуя тем трендам,которые диктует рынок,государство и новая реальность. Необходимо создавать продукты на стыке потребностей бизнеса и потребностей конкретного предпринимателя. Продукты и услуги должны быть максимально простыми,удобными и при этом закрывать максимальный спектр задач бизнеса.

PLUSworld.ru: Какова статистика по привлечению ИП и самозанятых на банковское обслуживание,объемы рынка,обороты,динамика показателей?

В. Талалаев: В России на июнь 2020 года 700 тысяч граждан зарегистрировались в качестве самозянятых и ИП. По нашим прогнозам,до конца года их число будет свыше одного миллиона. Рынок растет,растет и интерес к финансовым сервисам.

PLUSworld.ru: Банки стараются максимально облегчить для физических лиц проведение рутинных операций (ищут счета на оплату,автоматизируют регулярные платежи). Какие подобные возможности в ближайшее время могут стать трендами ДБО,предлагаемого малому бизнесу?

В. Талалаев: Тренды – это дистанционное подключение к системе ДБО,без дополнительного посещения офиса. Возвращаться в офис и устанавливать программное обеспечение для электронной подписи теперь тоже не нужно. Вместо неё для подтверждения платежных операций ‒ одноразовый SMS-код. У нас большие планы по развитию сервисов и расширению возможностей для клиентов. Скоро в них появятся персональные предложения,чат с сотрудниками банка,рush–уведомления,сообщения об акциях банка в информационной ленте. В ближайшее время наша обновленная система ДБО пополнится новыми продуктами: кредиты и овердрафты,корпоративные карты,депозиты,сервис по проверке контрагентов другие.

PLUSworld.ru: Каковы перспективы внедрения регистрации в системах ДБО через аккаунт госуслуг? Какие возможности это может дать ИП,как упростит взаимодействие с банком?

В. Талалаев: В случае интеграции с порталом «Госуслуги» процесс регистрации ИП будет максимально простым. Все действия можно будет осуществлять дистанционно в «один клик». МТС Банк заинтересован в реализации планов по цифровизации процессов и создании сервисов «одного окна».

PLUSworld.ru:  Универсальные банки зачастую предоставляют единый интерфейс для микро- и малого бизнеса,в то время как портрет пользователя ИП и ООО может отличаться. Например,предприниматель самостоятельно управляет своими финансами,а в компании за это отвечает бухгалтер. Можно ли ожидать разделения систем на более специфичные для каждого сегмента бизнеса?

В. Талалаев: Цифровой банк развивается,опережая и даже предвосхищая потребности своих клиентов. Если наша отраслевая экспертиза и анализ опыта клиента покажет,что такое разделение действительно необходимо,мы это сделаем.

PLUSworld.ru: Похожий вопрос касается самозанятых – стоит ли ожидать отдельных банковских приложений для них?

В. Талалаев: На сегодняшний день самозанятого от физического лица различает совсем немного,поэтому мы создали удобный специализированный интерфейс в мобильном банке для физлиц. В рамках Экосистемы МТС разрабатывается Единое пространство,где каждое физическое лицо может для себя найти любой цифровой сервис,будь то как ФЛ или как СМЗ или как ООО – Единое пространство для ведения бизнеса,бесшовный опыт и множество помощников.

  • По материалам PLUSworld.ru
Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться",вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных