Журнал ПЛАС » Мнения экспертов »

Мобильные финансовые сервисы Kcell в 2020 году. Новая нормальность стала катализатором мобильной коммерции

В 2020 году оплата с мобильного баланса абонентами Kcell/Activ, ведущего сотового оператора на телекоммуникационном рынке Казахстана, выросла в два раза в сравнении с 2019 годом.

Как и во всем мире, значительное влияние на увеличение безналичных платежей в мобильной коммерции с баланса мобильного телефона оказали два фактора: пандемия и улучшение пользовательских интерфейсов.

Первый фактор, вызвавший целый ряд ограничений в привычном образе не только жизни абонентов, но и всего бизнеса в целом, стал мотиватором отказа не только от наличных расчетов, но и от платежей в офлайн-среде, органически и неорганически перекочевавших в область мобильной коммерции. Введение карантина способствовало увеличению популярности онлайн-покупок и проведения тех или иных платежных операций посредством интернета. Согласно статистике от участников рынка, за январь-апрель 2020 года объем безналичных операций в стране увеличился более чем в 2,5 раза и составил 7,4 трлн тенге (в 2019-м – 2,8 трлн тенге). При этом, пять лет назад объем безналичных платежей составлял всего 234,3 млрд тенге. Кроме того, на развитие безналичных платежей значительно повлияли налаживание инфраструктуры торговых POS-терминалов, выход на рынки Казахстана Apple Pay и Samsung Pay, стимулирование банками клиентов через бонусы и кэшбэки, а также активное использование безналичных способов оплаты проезда во всех видах общественного транспорта.

Комментирует Сергей Коптик, руководитель Мобильных финансовых сервисов: «Мы отмечаем значительное снижение операций оплаты проезда в общественном транспорте (что вполне понятно – карантинные меры), но при этом видим увеличение транзакций в сегменте мобильной коммерции, а также персональных перевозок (такси, InDriver и т. д.). Ограничение времени работы предприятий в сегменте Entertainment&Gaming привело к существенному росту количества операций, совершаемых с баланса мобильного телефона Kcell/Activ на сайтах или в приложении. Если с 2016 года мобильный оператор строил новые знания с переменным успехом исключительно путем т. н. «коммуникационно-вознаграждающим» (информационные рассылки, контакты с абонентами, кэшбэки и многое другое), то уже в 2020 году возникшая «новая нормальность» продемонстрировала востребованность данной формы платежа».

И второй фактор, который безусловно важен и является прямым дополнением первого, – улучшение клиентского опыта. Расширение способов оплаты за различные сервисы в привычном абоненту приложении или средствами не только сохраняет пользователя сервиса в периметре обслуживающего банка/компании, но и стимулирует здоровую конкуренцию в области предоставления лучшего UI/UX. Как пример – оплата общественного транспорта в Казахстане. При снижении количества операций оплаты в общественном транспорте на 35% в сравнении с 2019 годом доля альтернативных транспортной карте способов оплаты проезда превысила 50% в общем количестве платежей в общественном транспорте. Оплата через SMS и QR с поддержкой одной из крупнейших международных платежных систем Visa в семи крупнейших банках Казахстана стала «новой нормальностью» для более чем 150 тыс. абонентов Kcell/Activ, ежемесячно осуществляющих платежи с баланса мобильного телефона.

Несмотря на здоровый скептицизм со стороны банков как флагманов финансового рынка Казахстана относительно востребованности такого сервиса, как платежи с баланса мобильного телефона, цифры, как говорится, «на табло»: в 2020 году более 2 млн абонентов совершили хотя бы один платеж или перевод с баланса мобильного телефона, т.е. этим сервисом воспользовался каждый четвертый абонент Kcell/Activ.

Одним из направлений, которое будет активно развиваться в 2021 году, является оплата с помощью QR-кода. Если в 2017 году в республике были первые слабые попытки построения такой экосистемы, которая обладает бесспорными плюсами (ниже комиссия, чем по карточному эквайрингу, безопаснее, чем переводы P2P), то уже в 2020 году об оплате с помощью QR знает все население Казахстана благодаря развитию данного направления крупнейшими банками страны. Прогнозировать сейчас не возьмется никто, но постепенный отказ от POS-терминалов и более активное проникновение технологии TapOnPhone+QR международного единого стандарта станет трендом уже в ближайшие годы. А значит, будет выстраиваться экосистема для платежей с баланса мобильного телефона.

Как прокомментировал CEO Kcell Юрий Харламов, «одной из стратегических целей развития нашей компании на ближайшие годы мы видим предоставление доступа к цифровым финансовым и банковским инструментам, возможности более широкого использования безналичных платежей в мобильной коммерции вместо наличных денежных средств, снижение себестоимости безналичной оплаты для предприятий малого и среднего бизнеса, индивидуальных предпринимателей. В 2020 году почти каждый четвертый абонент Kcell/Activ совершал платежную операцию с баланса. Постоянно улучшая дизайн и пользовательский сценарий в наших цифровых каналах, а также создавая конкурентоспособные преимущества цифровых финансовых сервисов телеком-оператора в платежном ландшафте Казахстана, мы видим реальную возможность вовлечения более 30% абонентской базы в 2025 году».

АО «Кселл» предоставляет услуги мобильной голосовой связи, передачи коротких сообщений, дополнительные услуги (VAS), такие как обмен мультимедийными сообщениями, доступ к мобильному контенту, а также услуги передачи данных, в том числе доступа к интернету. На рынке компания представлена двумя брендами: Kcell, целевой аудиторией которого являются корпоративные клиенты (в том числе государственные учреждения), и Activ, который ориентирован на абонентов массового рынка. Компания предоставляет услуги с помощью своей обширной высококачественной сети мобильной связи, которая охватывает практически всю территорию РК.

В декабре 2012 года компания успешно завершила размещение GDR (глобальных депозитарных расписок) на Лондонской фондовой бирже и простых акций на Казахстанской фондовой бирже. Цена была установлена на уровне 10,50 доллара США за GDRи 1578,68 тенге за акцию, при этом одна GDR соответствовала одной акции. Размещение включало в себя продажу акций в количестве 50 миллионов штук, соответствующих 25%-ной доле акционерного капитала «Кселл».

21 декабря 2018 года АО «Казахтелеком» приобрело 75% акций АО «Кселл», принадлежащих Telia Company и Fintur Holdings B.V.

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных