Журнал ПЛАС » Мнения экспертов » 121 просмотр

Кения борется с COVID-19. Магазины открыты – туризм закрыт

Кения борется с COVID-19. Магазины открыты – туризм закрыт

О том, как изменилась жизнь и платежное поведение жителей Кении, порталу PLUSworld.ru рассказывает Сергей Шейхетов, руководитель направления качественных исследований по странам Sub Saharan Africa в компании Kantar.

Его интервью мы продолжаем серию репортажей, посвященных текущей ситуации в самых разных странах ближнего и дальнего зарубежья, включая Канаду, Новую Зеландию, Нидерланды, Бельгию, Израиль, Беларусь, Великобританию, Португалию, Уругвай, Кению, Грузию и Армению.

PLUSworld.ru: Как изменилась повседневная жизнь населения в Кении в связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией? Как вводимые государством антикризисные меры повлияли на деловую активность и организацию рабочего процесса?

С. Шейхетов: В Кении пока что нет жесткого запрета на передвижение. Введен комендантский час с 19:00 до 05:00 утра, закрыты рестораны, блокирована административная область Найроби (Nairobi Metropolitan Area), то есть нельзя въехать или выехать из столицы страны, полностью перекрыты государственные границы и воздушное пространство. В то же время в стране работают отделения банков и страховых компаний, открыты торговые центры, да и многие другие бизнес-структуры держат свои офисы открытыми, хотя и призывают сотрудников по возможности работать удаленно. Что же касается микропредприятий, которых в Африке подавляющее большинство – ларьки, палатки, торговые развалы вдоль дороги – они все продолжают работу. Правительство понимает, что если заставить людей сидеть по домам и прекратить всяческую деловую активность, то очень скоро, буквально в течение нескольких дней, в стране наступит голод. И если от вируса, по различным оценкам, умирает порядка 4% заболевших, то от голода погибнет намного больше.

PLUSworld.ru: Какие изменения платежной индустрии, присущие вашему региону, на фоне пандемии вы бы могли отметить?

 С. Шейхетов: В Кении и до эпидемии был высок уровень безналичных платежей, поскольку проникновение мобильных денег было практически стопроцентным. Интересно, что в других африканских странах на фоне эпидемии произошел всплеск интереса к мобильным платежам. В Нигерии, крупнейшей в регионе стране, сервис мобильных денег растет двузначными темпами.

PLUSworld.ru: Наблюдается ли в условиях пандемии снижение использования наличных при расчетах в рознице?

С. Шейхетов: Да, причем некоторые магазины вообще отказываются принимать наличные, поскольку боятся заразить персонал. По этой же причине не очень любят платежные карты, поскольку их тоже нужно предавать из рук в руки (или передавать покупателю POS-терминал). Мобильные деньги в плане гигиены идеальны, так как физический контакт продавца и покупателя в процессе платежа вообще не происходит.

PLUSworld.ru: Как вы оцениваете изменение покупательской активности в продовольственном и непродовольственном ритейле? Рост и падение по категориям? Насколько выросла активность в онлайн-сегменте? Справляются ли ритейлеры с выдачей заказов? Каков процент кооперации в ритейле онлайн и офлайн?

С. Шейхетов: Продовольственный ритейл пока что не пострадал, объемы продаж не изменились. Непродовольственный ритейл замедляется, поскольку люди не хотят тратить деньги на товары не первой необходимости, запасаясь жизненно важными покупками в преддверии более тяжелых времен. Сильно упали продажи бензина, потому что люди стали ездить намного меньше. В критической ситуации находятся все предприятия, связанные с туриндустрией (а это, напомню, очень важная для Кении отрасль экономики). Ну, и конечно, сильно пострадала HORECA, хотя многие рестораны сейчас стараются выживать, организуя доставку. Онлайн-торговля растет, практически все бизнесы пытаются наладить онлайн-продажи. С точки зрения платежей затруднений нет никаких, поскольку все пользуются мобильными деньгами, но существуют проблемы с логистикой. Ритейлеры просто не успевают доставлять товары, особенно учитывая то, что с 19:00 в городе наступает комендантский час и все передвижения запрещены.

PLUSworld.ru: Отмечается ли рост сервисов онлайн-заказа и доставки товаров и продуктов питания на дом? Насколько качественно оказывается данный вид услуги?

 С. Шейхетов: Рост есть, но пока что небольшой. Во-первых, в доставке нет особой необходимости, так как магазины и торговые центры все еще открыты. Во-вторых, логистика, как я уже отмечал, пока что оставляет желать лучшего. В Кении отсутствует специализированные компании, которые бы занимались доставкой продуктов (есть Uber Eats, но он доставляет еду только из ресторанов). Доставку продуктов пытаются наладить супермаркеты, так как Carrefour, Shoprite, Chandarana, но пока что у них не очень получается.

PLUSworld.ru: Как изменилась логистика, какие технологии используются?

С. Шейхетов: Технологии применяются самые простые – курьеры-мотоциклисты доставляют товары со склада. Делают они это довольно быстро, но все равно заказ приходиться ждать несколько дней, проблема, видимо, на стороне складов, которые не привыкли к такой схеме работы. Кроме того, повторюсь, в 19:00 часов начинается комендантский час, а это значит, что последняя доставка может быть где-то в 17:30, не позже.

PLUSworld.ru: Какие изменения уже произошли в сегменте HoReCa? Обещают ли власти компенсации потерь в ресторанном бизнесе? Каковы ваши прогнозы относительно скорости восстановления работы сферы гостеприимства в вашей стране?

С. Шейхетов: Подавляющее большинство ресторанов и отелей закрыты, хотя есть и исключения, например многие рестораны, которые находятся на фудкортах в торговых центрах, открыты. Считается, что они работают на вынос, хотя люди, разумеется, едят и пьют прямо на фудкорте. Правительство снизило подоходной налог (на 5%), а также НДС и налог на бизнес. Никаких других компенсаций пока не предусмотрено. Кризис очень сильно ударил по туристической отрасли страны. Ежегодно в Кению приезжает 1,5-2 млн туристов, причем это не «пакетные» туристы, как в Египте или Турции, а довольно состоятельные люди, поскольку отдых в Кении очень недешев. В туристической области занято не менее миллиона человек населения, и сейчас они все сидят без работы. Владельцы туркомпаний и отелей верят, что как только ограничения снимут, возникнет ажиотажный спрос и они отобьют свои потери. Впрочем, такая точка зрения ни на чем, кроме оптимизма, не основана.

По материалам PLUSworld.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных