Как сделать работу со стартапом эффективной

В каком формате крупным компаниям лучше всего работать с новыми технологиями и как выстроить работу со стартапом эффективно, рассказывает Никита Жучков, руководитель проектного офиса открытых инноваций Почты России.

Как сделать работу со стартапом эффективной

Зачастую компании не знают, зачем ищут и внедряют инновации. Все понимают, что они критически важны для успеха бизнеса из-за скорости технологических изменений на рынке и сокращения жизненного цикла продуктов. Разумеется, это приводит к неудачам и пустой трате денег. Хотя даже если есть представление о том, что именно нужно изменить, всё равно крайне сложно предсказать, будет ли результат успешным.

Более того — не существует точного рецепта успеха корпоративных инноваций. Поэтому эксперты продолжают спорить, в каком формате крупным компаниям лучше всего работать с новыми технологиями. Как корпорации выстроить работу со стартапом так, чтобы эффективно решала конкретные бизнес-задачи компании? Рассмотрим четыре основных подхода.

Внутренний стартап

В нем могут работать сотрудники разных подразделений компании. При этом, они выполняют свои основные задачи, на воплощение инновационной идеи тратят лишь часть рабочего времени.

Преимущества формата:

— ресурсы предоставляет компания, у которой есть капитал, интеллектуальная собственность, офисные помещения, квалифицированный персонал,

— корпорация становится драйвером культурных и творческих изменений, улучшается кадровый потенциал – талантливые хотят работать лучше и видят свое будущее в компании,

— компания избегает больших трат и рисков, при этом важно изначально команде стартапа поставить четкие цели и определить бюджет,

— если внутренний стартап не добьется успеха, приобретенный опыт поможет компании совершенствоваться дальше.

Венчурные инвестиции

Можно приобрести внешний стартап. Из преимуществ такого подхода – покупка мотивированной команды, которая обладает всеми необходимыми знаниями.

Выигрывает в случае поглощения и стартап: узнаваемость бренда крупного игрока, широкая сеть и стабильный бюджет позволяют генерировать идеи в спокойной рабочей обстановке. При этом компании необходимо сокращать бюрократические проволочки и давать возможность общаться напрямую с людьми, принимающими решения в компании.

Среди удачных примеров подобного рода: персональный ассистент для смартфона Siri. Прототип этой программы небольшая технологическая компания представила в 2007 году. В Apple оценили разработку. В 2010 году появилось первое приложение для яблочного смартфона, а в октябре 2011 года Siri стала частью операционной системы.

Акселератор

Так называют сезонные семинары, питчинги и программы наставничества для стартапов, организованные крупными компаниями. Акселераторы помогают молодым командам масштабировать или вывести на рынок свой бизнес.

Акселераторы становятся важной частью мировой экосистемы стартапов, площадкой для обмена опытом. Именно там можно протестировать бизнес-гипотезы, проверить готовность и успешность продукта, сравнив себя с конкурентами, а также найти реальных клиентов. По итогам акселераторов обычно проходят питч-сессии, на которых стартапы представляют свои идеи инвесторам и топ-менеджерам корпораций. Для многих команд это единственная возможность пообщаться с ними и рассказать о своём продукте.

В 2019 г. Почта России запустила собственный корпоративный акселератор для сотрудничества со стартапами и провела две волны набора участников. За время очного и заочного этапов мы рассмотрели около 1 000 команд. 18 из них уже прошли акселерацию, а с девятью мы сотрудничаем и масштабируем пилотные проекты.

Инновационные лаборатории

Созданы для тестирования инноваций и продуктов внутри корпорации и их интеграции в бизнес-процессы. Среда, которая создается в такой лаборатории, минимально отличается от обычного рабочего пространства компании. Но при этом позволяет контролируемо внедрять новые решения в обслуживание клиентов.

Мы также запустили несколько «песочниц» инноваций на базе своих отделений в Саратове и Сколково. В них технологические стартапы смогут представлять пилотные проекты и внедрять свои продукты в наши бизнес-процессы. Кроме того, формат классического отделения позволит тестировать решения сразу в реальных условиях.

Пять шагов к работе со стартапом:

  1. Выявить потребности в инновациях, сфокусировавшись на клиентах. Если инновация удовлетворяет потребности клиента, она точно полезна для бизнеса.
  2. Успех стартапов — в отсутствии регламентов и сложной структуры управления. Нужно копировать подобный опыт. Поощряйте мозговые штурмы, обмен идеями, развивайте творческую среду.
  3. Новости об инновациях распространяются мгновенно, как лесной пожар. Как только конкуренты узнают об интересном стартапе, его цена мгновенно возрастет. «Перехватывайте» успешные идеи как можно раньше.
  4. Важна не только технологичность стартапа, но и скорость последующего внедрения. Регламентируйте в компании короткий путь внедрения.
  5. Необходимо внедрить гибкие и понятные процессы для оптимизации стартапов – в том числе, обход части бюрократических процедур.
Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных