Эквайринг в РФ. Время инноваций

Роль и место новых технологий на российском рынке платежей портал PLUSworld.ru обсуждает с Дмитрием Малых, Директором дивизиона «Эквайринг» Сбербанка, и Андреем Романенко, генеральным директором «Эвотор».

PLUSworld.ruКак вы оцениваете роль смартфонов/мобильных устройств во взаимодействии банков и их клиентов? Дальнейшие перспективы расширения функциональности мобильного банкинга и платежных решений, включая облачные онлайн-кассы?

Д. Малых: Судя по мировым трендам, рынок смартфонов продолжит расти, и ожидается, что к 2025 году порядка 80% мирового населения будет пользоваться смартфонами. Мы ожидаем появления новых или активного развития уже существующих инновационных технологических трендов (прежде всего это «умные» устройства, а также VR и AR). Мощным драйвером этого стрима станет широкое распространение 5G, которое, по мнению экспертов вызовет новый виток технологического развития в телеком индустрии (в том числе за счет усложнения инфраструктуры).

На текущий момент мы видим большой потенциал в развитии платежного ландшафта на базе облачных касс и решений на базе технологии SoftPOS. В соответствии с этим мы продолжаем работать над рядом технологических проектов, включая решение «Мобильный кассир» и облачную фискализацию, которые мы развиваем совместно с «Эвотором».

PLUSworld.ruЧем обусловлена возрастающая популярность QR-платежей? Какие новые сценарии использования QR-кодов для оплаты можно ожидать в будущем?

А. Романенко: Все просто — QR-платежи выгодны для бизнеса. Во-первых, более низкая комиссия, чем по карточному эквайрингу. Для низкомаржинального бизнеса, такого как продажа автомобилей, турпутевок, оплата по QR может стать единственным приемлемым способом безналичной оплаты. Во-вторых, для оплаты по QR не нужно устанавливать на точке дополнительное оборудование для приема карт (POS-терминал).

Для клиента оплата по QR-коду тоже во многих случаях выгоднее и уж точно безопаснее. Например, все наверняка сталкивались с ситуацией, когда продавец на рынке не принимает карты и просит сделать перевод по номеру телефона. При переводе на карту вы не получите ни чека, ни бонусов от Сбербанка. А если использовать «Плати QR», вам будет предоставлено и то, и другое.

Сценарии использования QR-кода будут развиваться в сторону повышения скорости и удобства операции для покупателя. В 2020 году мы интегрировали сервис «Плати QR» в смарт-терминалы «Эвотор». Это уже огромный прорыв с точки зрения масштаба внедрения оплаты по QR-коду в ритейле и удобства такого сервиса.

В 2021 году мы вместе со Сбербанком продолжим работать над этим направлением. Сейчас на смарт-терминале «Эвотор» мы реализовали два основных сценария оплаты по QR-коду. В первом случае QR-код с данными покупки выводится на экран смарт-терминала при продаже, а покупатель просто считывает его. Во втором случае покупатель сам генерирует QR-код в СберБанк Онлайн, а продавец считывает его сканером.

Наконец, предприниматель может дать своему сотруднику (курьеру или кассиру) ограниченный доступ в мобильное приложение СберБизнес. Тогда кассир или курьер смогут генерировать код для каждой покупки на своем смартфоне, а покупатель будет считывать его в своем приложении.

По экосистеме «Эвотора» мы видим, что оплатой по QR уже пользуются предприниматели почти во всех российских регионах. Функционал востребован в турагентствах, автосалонах, стоматологических клиниках и медцентрах, в непродовольственном ритейле, в строительных компаниях, гостиничной сфере и даже в музеях.

PLUSworld.ru:  Каким вы видите будущее технологии Tap on Phone? Ваши ожидания спроса на данный сервис в краткосрочной перспективе? Что можно сказать по поводу функциональных возможностей – как и за счет чего они расширятся? 

Д. Малых: Данный продукт уже крайне интересен малому и микробизнесу с низким средним чеком. С добавлением возможности ввода ПИН-кода, Tap on Phone сможет полноценно заменить дорогостоящие терминалы для множества сегментов рынка.

Также в данном продукте заинтересованы наши крупнейшие партнеры, которые видят в этом решении возможность организации более простого и быстрого способа приема платежей при доставке товаров или торговле в зале.

В первую очередь, функционал Tap on Phone будет расширяться за счет снятия ограничения по сумме оплаты по картам (раньше лимит составлял 1000 руб.) и реализации фискализации в соответствии с законодательством РФ.

А. Романенко: Торговля становится все более мобильной, пандемия подтолкнула даже малый и микро бизнес запустить доставку. Технология Tap on Phone позволила ритейлерам и курьерским службам сократить расходы на платежное оборудование. Зачем тратить деньги на то, чтобы обеспечивать курьеров онлайн-кассой и POS-терминалом, если можно использовать для этих целей обычный смартфон?

Недавно мы запустили сервис «Мобильный кассир», который позволяет буквально превратить смартфоны курьеров в кассу. Бесконтактная оплата реализована с помощью двух технологий Сбера – Tap on Phone и «Плати QR». Предприниматели могут выбрать тот вариант, который им больше подходит.

Мы уже видим, что сервис используют не только курьеры, но и сами ритейлеры. С «Мобильным кассиром» продавцы больше не привязаны к кассовой зоне и могут обслуживать покупателей в торговом зале, а чеки отправлять в SMS или на e-mail. При большом потоке покупателей это очень актуально.

PLUSworld.ru:  Что необходимо сделать для того, чтобы популяризировать данный сервис? Какие шаги будут предприниматься для изменения клиентского поведения?

Д. Малых: Если вы спрашиваете про Tap on Phone, клиентский опыт со стороны покупателя максимально приближен к использованию POS-терминала. По результатам наших исследований даже использование PIN on Glass не вызывает трудностей.

Тем не менее со стороны банка планируется ряд активностей по популяризации продукта Tap on Phone прежде всего у юридических лиц:

  • построение полностью digital процесса подключения продукта;
  • маркетинговые акции;
  • обучающие материалы и демонстрация всех преимуществ использования данной технологии (бесшовный сценарий через интеграцию с приложением партнера SDK/app2app) ;
  • тестирование и расширение списка рекомендованных к использованию смартфонов.

А. Романенко: Если говорить про QR-платежи, то популяризация, просветительская деятельность, безусловно, важны – предприниматели, малый и микробизнес не очень быстро внедряют инновации, даже если им это несет прямую выгоду. Но для распространения оплаты по QR не менее важна технологическая сторона. У владельцев «Эвоторов» такая возможность сегодня есть, а как быть остальным предпринимателям? Сервис оплаты по QR-коду должен быть интегрирован во все кассовые системы и стать таким же удобным и нативным, как и бесконтактная оплата картой.

Чтобы у потребителей выработалась привычка оплачивать покупки по QR-коду, понадобится время. В 2020 году мы с вами как клиенты уже стали использовать оплату по QR гораздо чаще, чем раньше. Многие рестораны, например, вместо бумажного меню стали делать наклейки с QR-кодом. Цифровое меню – это удобно и безопасно. Многие люди вместо бумажных визиток используют QR-код –– сканируешь код и сохраняешь все контакты в телефоне. Я сам так делаю, это действительно удобно.

PLUSworld.ru:  Как изменится рынок эквайринга с появлением новых способов приема безналичной оплаты? Продолжат ли пользоваться спросом классические POS-терминалы или постепенно станут историей? За счет чего банки планируют компенсировать разницу эквайринговых комиссий?

Д. Малых: Безусловно, рынок всегда стремится к более простым, портативным и доступным инструментам, при этом ключевым фактором по-прежнему является их эффективность в решении поставленных задач. Цель Сбера – предоставить бизнесу максимально широкий набор решений, будь то классические POS-терминалы или альтернативные способы приема платежей при помощи новых технологий.

А. Романенко: Глобальный рынок платежных решений движется в сторону многофункциональных портативных устройств. Два года назад мы запустили смарт-POS, сочетающий функционал POS-терминала и онлайн-кассы с доступом к маркетплейсу сервисов для автоматизации бизнеса Эвотор.Маркет. В 2021 году планируем запустить смарт-ФР. Мобильные технологии тоже будут активно развиваться. Но это не значит, что все платежи уйдут в телефон – мы же не перестали пользоваться компьютерами, ноутбуками для решения более сложных задач. Но узкофункциональные устройства будут постепенно уходить в прошлое.

PLUSworld.ruУдастся ли с помощью новых способов безналичной оплаты окончательно решить извечный вопрос между банками и ритейлом относительно размера эквайринговой комиссии? Или последние интриги торговых сетей с ценами на продукты питания в значительной степени ослабили позиции лоббистов торгового ритейла, и у платежного сообщества есть некий гандикап в решении вопросов с торговлей?

Д. Малых: Рынок безналичных оплат в России за последние 10 лет достиг впечатляющих результатов благодаря совместной работе всех участников и, в том числе, благодаря сбалансированной экономике, которая лежит в его основе. Сейчас действительно есть запрос на удешевление стоимости безналичных оплат со стороны торговли и на рынке появляются инновационные инструменты, которые такую задачу решают. Например, Tap on Phone и «Плати QR».

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных