Журнал ПЛАС » Мнения экспертов » 53 просмотра

ДБО в мессенджере для малого и среднего бизнеса

В последние годы ДБО очень популярно среди физических лиц. Однако благодаря смелым решениям участников банковского рынка этот функционал стал доступен и для МСБ в мессенджерах. Рассмотреть подробнее его эффективность предлагает Андрей Сабанский сооснователь компании Chatbots.Studio – одного из лидеров в разработке ботов для банков и МФО.

Британская исследовательская платформа в сфере финансов Smart Money People провела исследование, которое показывает, что если в 2017 году 30% населения предпочитали осуществлять банковские операции через приложения, то в 2018-м этот показатель вырос до 39,2%. При этом суммарно 78% респондентов отдавали предпочтение обслуживанию через цифровые каналы, в которые входят как мобильные приложения, так и онлайн-сервисы[1].

Банкинг для юридических лиц в последние годы получает все больше поддержки от государственных структур. Так, в России регулятором был предложен вариант удаленной идентификация клиентов финансовых учреждений в режиме онлайн, основанный на технологиях биометрии. Несмотря на то, что удаленная идентификация, использующая технологии биометрии, требует от банков организации прохождения биометрической идентификации в отделениях, она гарантирует высокую точность идентификации пользователей ДБО в дальнейшем. Система электронных платежей будет работать в круглосуточном режиме, а бизнесу на законодательном уровне разрешено применять программное обеспечение при осуществлении расчетных операций как альтернативу традиционным регистраторам расчетных операций (РРО). В свою очередь страны СНГ также совершенствуют законодательство и разрабатывают программы поддержки развития и стимулирования деятельности МСБ.

На сегодняшний день на МСБ приходится около 90% от всех предприятий в мире. По вкладу в экономику малые и средние предприятия демонстрируют хорошие показатели, и тенденция усиливается каждый год. Так, в России доля МСБ в ВВП составляет 20,2%, в Белоруссии – 24,6%, в Армении – 25–26%, в Киргизии – 41,5%, на Украине – 55%. Эти цифры говорят о том, что банкам имеет смысл начать активно развивать онлайн-банкинг для юридических лиц, который будет простым, удобным и быстрым.

Интернет-банкинг для юридических лиц

Интернет-банкинг для бизнеса должен снять нагрузку по мониторингу финансов и сделать удобным процесс дистанционного управления финансами, выставления счетов и отчетности. Для решения этих задач МСБ клиенты банка могут воспользоваться онлайн-ресурсами:

  • интернет-банкинг в браузере;
  • мобильное приложение;
  • SMS-банкинг (уже сильно устарел, неудобен, дорог и небезопасен, но все еще предлагается банками);
  • чат-боты в мессенджерах.

Если первые три варианта уже давно известны и широко используются, то чат-боты для бизнеса – новинка, которая активно развивается и внедряется во все сферы жизни клиента. В странах СНГ самыми популярными мессенджерами являются WhatsApp, Viber, Facebook Messenger и Telegram. В них пользователи общаются с родными, коллегами, проходят обучение, играют и используют интернет-банкинг как физические лица. Это говорит о том, что мессенджеры основательно вписались в повседневную жизнь населения.

Преимущества, которые получают интернет-пользователь ДБО и банк в мессенджере

Сегодня практически все крупные представители банковской сферы используют сервисы чат-бота, поскольку он зарекомендовал себя как качественный программный продукт для продвижения бизнеса. Робот в круглосуточном режиме осуществляет рутинную работу, при этом простота и удобство использования для клиента очевидны:

  • Удобство для клиента, поскольку нет необходимости скачивать приложение.
  • Чат-бот в паре с мобильным приложением позволяет интегрироваться с банковской системой и работать в едином комплексе.
  • В отличие от приложения, чат-бот разрабатывается в среднем за 2–3 месяца.
  • Аналитика интегрируется с банк-системой, и ее можно вывести как в чат-боте, так и в приложении.
  • При желании возможно воссоздать все функции мобильного банкинга.
  • Стоимость обслуживания клиента снижается, поскольку минимизируется оплата персонала, который сопровождает операции, аренды офиса и т. д.
  • Зона покрытия услугами возрастает за счет отсутствия физической привязки к отделению.
  • Автоматизация позволяет создать высокий объем загрузки, при этом благодаря минимизации влияния человеческого фактора уменьшается количество ошибок и, как следствие, снижаются операционные риски банка.
  • Затраты на информирование клиента снижаются за счет того, что информационный и маркетинговый каналы «вшиты» в чат-боты.
  • Все традиционные плюсы ДБО.

Примеры чат-ботов банков для МСБ

В «Райффайзен Банк Аваль» создали для Telegram Raiffeisen Business bot[2], который стал важным каналом коммуникации с клиентом и предоставляет ему все сервисы в одном месте. Особого внимания заслуживает возможность передавать налоговую отчетность через чат-бот банка. Клиент отправляет отчет и в течение пары часов в том же мессенджере получает квитанцию из налоговой. А вишенка на торте – это получение напоминания о подаче отчетности в зависимости от формы ИП – через квартал или во время подачи годового отчета. Это то, что интернет-банки для малого бизнеса должны взять на заметку, так как не все малые предприниматели имеют возможность пользоваться услугами бухгалтера.

Также клиент может, не выходя из дома или офиса:

  • управлять бизнес-картами, контролировать расходы, устанавливать лимиты и ограничивать доступ для работников;
  • проводить платежи онлайн;
  • загружать и передавать документы в электронном виде (например, ИП может со смартфона или планшета передавать и подписывать любые документы, связанные с экспортно-импортными операциями);
  • обеспечивать доступ в систему нескольких сотрудников.

На сегодняшний день более 30 тыс. представителей МСБ подключены к услугам чат-бота «Райффайзен Банк Аваль».

В свою очередь, в Промсвязьбанке создали кредитный чат-бот в Telegram для МСБ, который позволяет подать заявку на кредит без посещения отделения банка. Бот помогает правильно заполнить документы, а скоринговые системы на основе Big Data, учитывающие открытые данные о компании и историю ее транзакционной активности, выдают онлайн-решение по кредиту за короткий срок. Как результат, за 1,5 года количество клиентов банка из числа МСБ, которые оформили кредит, выросло в 2,5 раза.

Конечно же, интернет-банкинг для бизнеса в мессендежерах[3] для МСБ-клиентов не заменяет мобильное или веб-приложение банка. Однако главным преимуществом чат-бота в мессенджере является покрытие большей аудитории клиентов, без привязки к операционной системе мобильного телефона.

[1] https://www.finextra.com/newsarticle/33183/apps-more-popular-than-online-banking-in-uk

[2] https://t.me/RaiffeisenBusinessBankingBot

[3] https://bank.chatbots.studio/ru/blog/mobilnyj-banking-dlya-biznesa-v-messendzhere-kak-ispolzovat-dbo-dlya-smb/

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных