Блокчейн-игры в серьезную эпоху

Биткоин откатился с почти 70 тыс. долл. США до 43 тыс. долл., однако рынок блокчейн-игр продолжает триумфальное шествие по миру. Чем обеспечен этот успех, и какие препятствия еще предстоит преодолеть этому рынку на пути дальнейшего развития? Свои ответы на эти вопросы предлагает Степан Сергеев, основатель и CEO студии разработки MotiLab.

Блокчейн-игры в серьезную эпоху

После того как в августе 2021 года курс биткоина «пощупал» снизу отметку 70 тыс. долл., на рынке криптовалют воцарилось уныние – только во второй половине января 2022 года нисходящий тренд удалось перевести в боковой, и все, кто имеет отношение к блокчейн-индустрии привыкают к новой реальности. Те, кто знаком с рынком криптовалют, знают, что BTC не любит падать один – когда крупнейший цифровой актив дешевеет, вслед за ним отправляется весь крипторынок.

В то же время взглянем на то, что происходит на рынке блокчейн-игр, для которых цифровые активы являются «финансовой кровью». По данным DappRadar, опубликованным в недавнем отчете, двумя наиболее устойчивыми в колебаниям на рынке криптовалют отраслями являются именно блокчейн-игры и невзаимозаменяемые токены (NFT), которые в последнее время очень плотно переплелись, создав новый экономический феномен.

Ярким примером здесь служит знакомая многим игра Axie Infinity, курс токенов которой прошлой осенью поднимался выше 160 долл. США, обеспечив проекту капитализацию, превышающую 9 млрд долл. В тот же период ежедневная аудитория игры приближалась к 2 млн человек. В декабре 2021-го, когда биткоин уже обновлял минимумы, да и сам токен AXS просел втрое, аудитория Axie Infinity выросла почти до 3 млн человек в день, а активность транзакций в ее сети увеличилась в 4 раза.

Напомню, что в основе геймплея Axie Infinity лежит развитие фермы по выращиванию монстров, которые затем используются в боях с другими игроками и могут покупаться и продаваться на маркетплейсах как NFT.

То, что, несмотря на падение курсов токенов, блокчейн-игры становятся все популярнее, подтверждает и авторитетное издание CoinDesk – за прошлый год количество таких проектов, где наблюдается ежедневная активность пользователей, удвоилось и достигло почти 400. А количество связанных с блокчейн-играми ежедневно активных криптокошельков выросло до 1,3 млн, что в 46 раз больше, чем в конце 2020 года. Давайте перечислим основные причины такого безудержного роста популярности.

Ренессанс браузерных игр

Еще несколько лет назад казалось, что смерть Flash и бурное развитие мобильных приложений поставили крест на популярных некогда играх, в которые можно было играть прямо в интернет-браузере. Однако, когда пыль от падения этого сектора рассеялась, оказалось, что все не так уж и плохо.

Во-первых, на смену Flash триумфально пришли технологии HTML5 и WebGL, которые радикально расширили возможности разработки браузерных игр. Во-вторых, быстро выяснилось, что ни Apple, ни Google не в восторге от присутствия в своих магазинах игр, где экономика построена на токенах и имеется возможность их обналичивания. Изгнанные из сторов, такие игры вновь заселили браузеры, а заодно предоставили возможности подключения криптокошельков и вывода NFT-активов на внешние маркетплейсы без каких-либо регуляторных ограничений.

Отсутствие конкуренции

В принципе, несложно представить себе ситуацию, в которой вкусный рынок с реальной экономикой быстро и походя «отжали» бы классические игровые студии, обладающие несравнимо большими ресурсами и компетенциями, чем небольшие инди-коллективы, зачастую стоящие за блокчейн-проектами. Однако этого не происходит, так как традиционная индустрия игр все еще относится к блокчейну как к непонятной или даже «токсичной» истории.

Это дает небольшим студиям, которые пока не умеют создавать крупные франшизы уровня ААА, огромную фору на развитие. Возможность быстро запустить внутриигровую экономику позволяет таким разработчикам сразу финансировать продолжение развития своих игровых миров, не влезая в кредиты и не раздувая оборотный капитал.

Отличия в природе криптовалют и фиатных денег

В отличие от традиционных игр, в блокчейн-проектах гораздо выше доля аудитории, принадлежащей к поколениям миллениалов и Z. Об этом свидетельствуют все те же данные DappRadar. Молодые люди более склонны платить за «фан», они легко усваивают концепцию NFT, причем именно в блокчейн-играх транзакции с точки зрения пользовательского опыта осуществлять намного комфортнее, чем в мире традиционных финансов. То, что для обычной внутриигровой покупки требует ввода данных банковской карты и множества подтверждающих манипуляций, в блокчейне выполняется в один клик.

Качество сообщества

В силу «андеграундной» природы криптовалют, люди, которые имеют с ними дело, гораздо проще объединяются и формируют очень плотные сообщества с высокой скоростью прохождения информационных сигналов. Едва ли ни у каждого из них есть аккаунт на bitcointalk.org, а колебания курсов цифровых активов синхронизируют и колебания эмоциональных состояний внутри этих групп.

Все это формирует однородную коммуникационную среду, которая очень хорошо и быстро отзывается на любые активности, направленные на формирование ядра аудитории игры. Маркетинг здесь совсем не такой затейливый, как в мире, где нужно отдельно и таргетированно обработать десятки или сотни различных сегментов.

Приманка для инвестора

Признаем, что мир криптовалют – это история множества быстрых обогащений. Пока большинство держателей цифровых активов теряют свои деньги, отдельные удачливые личности могут баснословно обогатиться за короткий срок.

Обладатели этих «быстрых капиталов» постоянно ищут инвестиционные возможности, смело идя при этом даже на высокий уровень риска. В той же Axie Infinity для покупки минимального набора из трех монстров сейчас надо потратить порядка 700–1000 долл. И недостатка в желающих нет.

В январском отчете DappRadar сообщается, что за один только первый месяц этого года игры на блокчейне получили более 1 млрд долл. финансирования. Лидером по числу транзакций стала игра Kingdom Harmony (токен JEWEL).

Кроме того, не будем забывать, что пока на мировых фондовых рынках царит уныние и инфляция, многие люди ищут способ перевести свои накопления в активы, которые не колеблются в унисон с биржевыми индексами Dow Jones или S&P 500.

Растерянность регуляторов

Даже в России Минфин и Центробанк никак не могут договориться о текущем статусе криптовалют. В похожем положении и правительства других стран. Сложившаяся неопределенность позволяет блокчейн-играм развиваться без гнета всевозможных регуляторных ограничений, что тоже дает отрасли отличную фору относительно разработчиков традиционных игр. К тому моменту, когда криптовалюты все-таки будут отрегулированы, крупные блокчейн-проекты повзрослеют, наберутся опыта и будут готовы к конкуренции в рамках единых правил мировой экономики.

Магнит для специалистов

Вот уже и Insider признал то, что хорошо известно кадровикам, занимающимся поиском дефицитных ИТ-специалистов. Кремниевая долина уже не является самым притягательным местом для работы, а Google и Amazon все сложнее пополнять свои коллективы. Интервью, которые журнал провел с восемью рекрутерами, специализирующимися на закрытии технических вакансий, подтвердили, что все больше высокопоставленных руководителей и разработчиков уходят в проекты, строящиеся вокруг идей децентрализации, криптовалют и Web 3.0, потому что считают, что передний край технологий проходит сейчас именно там.

Директор по маркетингу цифрового кошелька Meta (бывш. Facebook) обрел свое счастье в Circle, генеральный директор Amazon AWS Edge Services перешел в Gemini, а финансовый директор Lyft пополнил ряды OpenSea. Все три трансфера произошли менее чем за месяц.

И ворох нерешенных проблем

Закончить хотелось бы теми проблемами, которые индустрии блокчейн-игр еще только предстоит решить. Надо признать, что их достаточно много, и объективная оценка ситуации невозможна без упоминания об этом.

Начнем с того, что ни одного примера удачного распространения принципов блокчейн-игр на серьезные игровые проекты с современным уровнем геймплея до сих пор так и не создано. Слишком разная начинка под капотом у таких платформ, и надежда лишь на то, что проблему смогут решить талантливые специалисты, бегущие сейчас из мировых ИТ-гигантов.

Вторым недостатком блокчейн-игр является тот факт, что львиную долю их аудитории (54% или 22 млн человек) составляют весьма и весьма небогатые жители развивающихся азиатских стран. Для многих из них такие игры являются основным способом заработка. Сравните с долями Европы (14% или 5,9 млн) и США (8% или 3,3 млн). Соотношение меняется в пользу развитых стран, но происходит это не быстро.

Третья проблема в том, что отлаженной блокчейн-инфраструктуры для игр все еще нет. Разные компании выходят из положения разными способами. Кто-то опирается на Ethereum с его слишком дорогими транзакциями, кто-то выбирает менее доверенный, но гораздо более дешевый Binance Smart Chain, что может вызвать проблемы при резком масштабировании. Такие блокчейны, как Solana или Polygon, еще слишком молоды и могут испытывать проблемы со стабильностью, а самодельные надстройки второго уровня (L2) над блокчейном того же Ethereum часто негативно влияют на пользовательский опыт из-за различных технических ограничений.

Наконец, нельзя не упомянуть и типичные для всей отрасли криптовалют угрозы – риски взлома, включая социальную инженерию, и большой процент фрода, который присутствует буквально на всех уровнях. Эти вопросы еще ждут своего решения, которое, честно говоря, пока даже не просматривается.

Наверное, однажды появится надежная и доверенная среда, которая позволит блокчейн-играм развиваться безопасно для пользователей и самих проектов. Но когда наступит этот день, последствия появления таких технологий уже не будут ограничиваться играми и, вполне возможно, изменят всю финансовую систему, весь интернет и, конечно же, всю нашу жизнь.

 

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных