Журнал ПЛАС » Мнения экспертов » 1240 просмотров

Бизнес-партнер для ИТ: роскошь или необходимость?

Бизнес-партнер для ИТ: роскошь или необходимость?

Все чаще в наше время встречаются специалисты с должностью «бизнес-партнер» в области ИТ,но далеко не все представляют,кто эти люди,чем они занимаются и что они должны делать. Людмила Бабикова,бизнес-партнер Розничного бизнеса Банка УРАЛСИБ,предлагает разобраться пошагово в этом вопросе.

Бизнес-партнер – кто это?

«Бизнес-партнер» (далее БП) или «менеджер изменений» – это сотрудник,который должен управлять полным скоупом ИТ-задач выделенного подразделения со стороны Заказчика. Как правило,БП является «единым окном» поступления задач в ИТ от выделенного вида бизнеса.

«Единое окно» создается с определенной целью. В одном виде бизнеса работает большое количество людей в различных отделах,каждый из которых может стать заказчиком ИТ-задачи. Одновременно с этим,ИТ-задачи,поступившие от одного вида бизнеса реализовываются,как правило,одними и теми же ресурсами в ИТ. Внимание вопрос: если у одного ИТ-ресурса выстраивается очередь задач с одинаковыми сроками исполнения,то как ИТ принимает решение что делать сначала? Задачу отдела «А»,потому что она пришла позже или задачу отдела «Б»,потому что заказчик громко заявляет о ее важности. Решение данного вопроса переходит из зоны ответственности ИТ в зону ответственности БП – именно он выстраивает сквозной приоритет очередности выполнения задач своего вида бизнеса. Т. е. если раньше в ИТ могла поступить задача от любого сотрудника отдела (или от руководителя среднего звена),то при наличии БП в организации любая задача любого сотрудника должна пройти проверки,которые задал БП,например: проверка расчета экономического эффекта от доработки,согласованность бизнес требований с профильными подразделениями,определение реальной необходимости реализации,наличие критериев приемки и проч. После пройденных проверок БП определяет сквозной приоритет задачи и согласовывает срок реализации с ИТ. Далее,БП осуществляет контроль реализации задачи в срок.

Еще одной функцией БП является выстраивание правил взаимодействия с ИТ. Например,заказчика не устраивает информирование о доработках в системе только в день наката на бой. Задача БП в данном случае проработать с ИТ оптимальную схему информирования заказчика о доработках,которые планируются для включения в следующий релиз системы,а так же последовательность действий каждого из участников в случае,если доработка не прошла одно из тестирований перед выводом «в бой»,с последующем заключением SLA с ИТ по согласованной схеме.

Так же БП решает задачи с заказчиками по запросу от ИТ. Например,организация тестирования задач со стороны заказчика в короткий срок. В данном случае БП должен включить в мотивацию сотрудников со стороны заказчика KPI срока тестирования ИТ-задач заказчиками,а также предоставление инструмента для контроля и возможности тестирования (в т. ч. оперативное обеспечение сред тестирования).

Задача БП – выстроить эффективный бизнес процесс поступления и реализации задачи таким образом,чтобы «в бой» попадали только нужные бизнесу ИТ-доработки и в максимально короткий срок.

В чем ценность бизнес-партнера для организации?

БП должен понимать эффективность реализации задачи и уметь “отсеивать” ненужное. Мелкие “доделки”,за которые так сильно переживают заказчики,засоряют пропускную способность ресурсов ИТ,что негативно сказывается в целом на бизнесе ввиду невозможности оперативного создания продуктов или автоматизации процессов. Например,лучше на этапе инициации ИТ-задачи,отказать в 2-3 мелких «доделках» текущего процесса выдачи кредита,посмотреть на бизнес-процесс комплексно и сделать одну емкую автоматизацию,которая поспособствует уменьшению времени выхода на сделку и принесет по-настоящему значимый результат организации. Хорошая работа БП – это выявление и последующий «выброс в корзину» неэффективных ИТ-задач. Кстати,задача может стать неэффективной пока находилась в очереди на исполнение – БП должен вовремя ее идентифицировать и снять с реализации,не взирая на эмоциональную привязанность к задаче заказчика (заказчик мог долго и многоитерационно создавать бизнес-требования,из-за чего ему «жалко» снимать с реализации задачу).

БП должен понимать бизнес процессы организации,чтобы совместно с заказчиком прорабатывать “облегчение” бизнес требований без потери эффекта от доработки. Таким образом ресурс ИТ высвободится от реализации “излишних” бизнес-требований.

БП должен уметь выстраивать коммуникации внутри бизнеса и внутри ИТ,т. к. сквозной приоритет задач для ИТ должен быть непротиворечив и прозрачен для всех сторон. При наличии БП в организации,ИТ имеет на руках всегда актуальные ожидания заказчика по срокам и очередности ИТ-задач,что способствует качественному планированию ИТ-ресурсов. Одновременно с этим БП управляет ожиданиями заказчика по ИТ-задачам внутри одного вида бизнеса,что способствует качественному принятию управленческих решений в развитии бизнеса.

Каким организациям необходим бизнес-партнер?

Верхнеуровнево можно выделить несколько триггеров,по которым имеет смысл задуматься о наращивании компетенции БП в организации:

1) Если в вашей организации ИТ-ресурсы не выделены в группы для реализации задач небольших бизнес-отделов,то велика вероятность,что ваша организация не в состоянии управлять ожиданиями бизнеса по ИТ-составляющей. В таких организациях ИТ-задачи большой,средней и маленькой трудоемкости стекаются в «трубу ИТ-ресурсов” и далее вряд ли ею системно управляют.

2) Если количество задач превышает ~200 штук на 1 вид бизнеса. Велика вероятность,что при таком объеме задач количество пересечений между отделами будет значительно,и скорее всего вам не раз уже приходилось точечно,через высшее руководство переприоритезировать задачи.

3) Если вы проводите комитеты по выделению ИТ-ресурсов. ИТ ресурсы всегда в недостатке в любой организации. Вопрос в том,хотите ли вы выстроить систему,в которой дефицит ИТ-ресурсов будет использоваться только для эффективных задач.

4) Если вы практикуете квотирование ИТ-ресурсов на виды бизнеса. Квотирование плохо тем,что для ИТ не видны реальные потребности бизнеса,соответственно в организации закрыты возможности для усиления ИТ-команд.

5) Если вас не устраивают показатели срока выпуска доработки. Не всегда очевидно,что имеются проблемы на стороне заказчика,в т. ч. срывы сроков. За показатели срока выпуска доработки всегда ответственны обе стороны (заказчик и ИТ).

Резюмируем: БП – это неудобный сотрудник для конечного заказчика и для ИТ-исполнителя одновременно,т. к. для заказчика появляется контролирующий инструмент эффективности его задач,а для ИТ-сотрудника появляется контролирующий инструмент сроков и очередности выполнения задач. Грамотный БП поможет организации добиться эффективности в процессе постановки и реализации задач с ИТ-составляющей.

По материалам PLUSworld.ru

 

 

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться",вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных