Журнал ПЛАС » Мнения экспертов » 394 просмотра

«Бигтехи» и финансы – ожидания и реальность

«Бигтехи» и финансы – ожидания и реальность

Технологические гиганты расширяют свою зону влияния и заходят на территорию компаний, которые раньше были далеки от их профиля деятельности. Интернет-ритейлеры выходят в офлайн, производители смартфонов запускают собственные платежные сервисы, мессенджеры становятся медиа-платформами. Так компании BigTech оказываются конкурентами традиционного бизнеса в самых разных направлениях.

BigTech – это технологические гиганты, которые оказывают огромное влияние на свой рынок, экономику в целом и вектор развития потребительского опыта в своих странах, а иногда и по всему миру.

Когда мы говорим BigTech, в первую очередь вспоминаем такие компании как Apple, Google, Facebook. Уже несколько лет многие говорят, что они поглотят банкинг и не только.  Однако, как показывает мировой опыт, двигателями технологических инноваций в стране может стать компания из любого сектора экономики. Более того, несмотря на всеобщую глобализацию, специфика технологического пути каждой страны влияет на формирование спроса и скорость распространения новых продуктов, поэтому однозначные выводы не всегда уместны. К примеру, после презентации Apple Card в США, многие вновь заговорили о скорой смерти розничных банков. В России эксперты встретили новинку более сдержанно, так как с точки зрения банковского сервиса и платежных сценариев Россия в последние годы опережает американский рынок.

BigTech с привкусом кремния

В первую очередь понятие BigTech связывают с Кремниевой долиной, где находятся штаб-квартиры нескольких самых значимы «бигтехов» Google, Facebook, Apple. Среди американских технологических компаний к «чрезвычайно влиятельным» можно также отнести Microsoft и Amazon.

Microsoft и Apple развивались как создатели технологий и технологичных продуктов — компьютеров, компьютерной техники, мобильных устройств и ПО. Google и Facebook изначально ориентировались на информационный продукт. Финансовый сектор заинтересовал американский BigTech совсем недавно, когда уже окружил человека во всех сферах его жизни – работе, развлечениях, общении. Так Apple и Google запустили собственные приложения для бесконтактных платежей (Apple Pay и Google Pay). Еще в 2012 году, «яблочная» компания, например, считала NFC невостребованной технологией.  Сейчас Apple Pay пользуются уже больше 40% владельцев iPhone.  Не менее популярен и Google Pay, а в начале года Facebook заявил о планах внедрить платежи в WhatsApp. Собственную карту пока анонсировал только Apple, но компания не углублялась в банковскую разработку – привлекла партнера с экспертизой и лицензией.

Big Tech по-китайски

Другой полюс инноваций сегодня – это Китай. КНР было недостаточно быть мировым центром производства товаров. Разговоры об экономическому чуде Поднебесной уже давно перешли в обсуждение чуда технологического. В стране работают компании, которые можно считать BigTech международного уровня. Их опыт и разработки привлекают внимание коллег по отрасли со всего мира. Они задают тренды. Например, за Tik Tok уже внимательно следят все, кто развивает бизнес в сфере медиа. Основатель Alibaba Group стал культовой фигурой для многих стартаперов в ритейле и не только.

«Двигателями» прогресса в Китае стали торговля и развлечения – отрасли, которые активно развивались в стране последние десятилетия. Именно из этих направлений вышли компании трансконтинентального значения. Отсюда пришли и самые известные технологичные решения в финансовый сектор страны. Так Alibaba Group запустила платежный сервис Alipay, а мессенджер WeChat вывел на рынок WeChat Pay. Сегодня ими пользуются более 1,5 млрд людей в Китае. Банковские карты и наличные уже проигрывают платежам через эти приложения. Если магазин не принимает оплату через WeChat Pay и Alipay, то он буквально теряет деньги.

BigTech в российских реалиях

Россия – тот редкий пример, когда технологии не пришли в финансовый сектор извне. В нашей стране банки сами стали авторами инноваций (например, Сбербанк, Тинькофф банк), а технологические компании изначально развивали и финансовые сервисы. Так, Яндекс был создан в 2000 году (хотя поиск существовал с 1997), а уже в 2002 году появились Яндекс.Деньги. В первые же годы своего существования компания решила одну из самых острых проблем пользователей интернета того времени — расчеты друг с другом и платежи в сети. Банковскими картами в начале нулевых пользовались очень немногие, и запуск электронного платежного средства стал социально значимым событием: первым шагом россиян к безналичным расчетам. Эта роль сохраняется за кошельками и сегодня: именно с них проще всего начать свой переход к безналичным расчетам, ведь открыть кошелек можно за несколько минут из любой точки мира, где есть интернет. Для подростков и жителей удаленных населенных пунктов, порой, электронный кошелек — единственный доступный способ безналичных расчетов.

Параллельно с развитием электронных кошельков в России развивался и традиционный финансовый сектор. Причем из-за отсутствия инфраструктуры, которая складывалась в США и Европе в течение века, российским банкам и ИТ компаниям было проще строить современный сервис. Это не требовало от них «сносить» и «перестраивать» устаревшие процессы. В итоге сегодня по технологичности финансовых услуг мы опережаем многих. Boston Consulting Group признала Россию мировым лидером по числу защищенных токенизированных транзакций и назвала главным драйвером роста европейского рынка карточных платежей.

Однако несмотря на развитый финансовый рынок России у бигтехов есть серьезное конкурентное преимущество перед банками: сквозная авторизация и сквозной набор преференций от использования сервисов в комплексе. Клиент приходит в компанию за определенным продуктом, и, если опыт ему понравился, становится лояльным пользователем. Когда ему понадобится другая услуга или товар, то благодаря «сквозному шву», который связывает все сервисы, клиенту будет проще и во многих случаях выгоднее приобрести его в той же компании.

Ответом на «сквозную» связь продуктов в «бигтехе» для российского рынка финансовых услуг может быть выход в лайфстайл. Если в Яндекс.Деньгах клиент покупает билеты в кино, вкладывается в ценные бумаги, фиксирует бюджет трат на месяц, получает скидку на стрижку и многое другое, то с большей вероятностью, он не захочет без серьезной причины менять свою карту. По этому пути сейчас идут ведущие участники рынка. Посмотрим, куда он нас приведет.

По материалам PLUSworld.ru

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных