Журнал ПЛАС » Мнения экспертов » 103 просмотра

Беларусь. Каждая вторая транзакция – бесконтактная

По оценкам международных платежных систем, Беларусь занимает третье место в своем регионе по количеству бесконтактных транзакций. Более 70% населения оплачивают повседневные покупки, включая продукты питания, бесконтактными картами. На данный момент более половины действующих в республике карт имеют функцию бесконтактной оплаты. Эксперты прогнозируют дальнейший рост бесконтактных платежей в связи с распространением приложений для оплаты с помощью смартфона и развитием инфраструктуры приема. Также рост бесконтактных транзакций отмечается и в последние месяцы в связи с текущей эпидемиологической обстановкой. О развитии бесконтактных платежей в стране рассказывает Олег Захаров, директор ООО «ПрофМаркетСистем» – компании-разработчика мобильных приложений и веб-сервисов для ритейла и банковского сектора.

В Европе и России уже давно работают такие сервисы, как Apple Pay, Samsung Pay и Google Pay. Именно они являются самыми распространенными в плане бесконтактной оплаты, и именно через них проходит большинство оплат при помощи гаджетов.

На рынок Беларуси недавно пришли Apple Pay и Samsung Pay, опередившие в этом плане Google Pay в. У Samsung Pay белорусские пользователи пока еще иногда жалуются на заблокированные операции или на то, что магазины зачастую отказываются принимать оплату со смартфонов. Но несмотря на все трудности, белорусские банки стараются предлагать своим клиентам мировые новинки. Бесконтактные платежи тоже переживали период «неприятия», а сегодня, по данным международных платежных систем,, в месяц в Беларуси бесконтактно проходит более 26 млн операций. Рост «бесконтакта» ощутимо подрос в 2019 году и продолжается до сегодняшнего дня. Всплеск наблюдается в последние месяцы, и эксперты связывают это с пандемией.

Такие изменения в потребительском поведении могут закрепиться и проявляться и после пандемии. На данный период развития технологий мы отмечаем два существенных тренда платежной индустрии в мире: использование бесконтактной системы оплаты и новый формат шоппинга с технологией дополненной реальности. Речь уже не идет о том, чтобы покупатель передавал карту продавцу в руки и набирал ПИН-код на терминале. Максимально бесконтактный шоппинг – вот то, что люди хотят сейчас получить.

Текущая обстановка заставляет общество соблюдать нормы социального дистанцирования. Люди стараются находиться дома, и если выходят – то, как правило, за продуктами или в аптеку.
Если исходить из статистики, то, с каждым годом белорусы все чаще пользуются безналичными способами оплаты. За прошедший год безналичные платежи в Беларуси выросли на 24−25%, а 50% от всех совершенных транзакций – бесконтактные карты или другие бесконтактные технологии, например, сервис Apple Pay.

Сегодня уже более 70% граждан в Беларуси, оплачивают картой повседневные покупки вроде продуктов питания бесконтактно. Во всем мире банки дополняют свои платежные карты бесконтактным функционалом. Одна из основных причин – заставить потребителей отказаться от платежей наличными в пользу карт. В данный период мы отмечаем 40%-ный рост глобальной приемной сети, поддерживающей бесконтактные платежи. При этом 20% платежей в мире осуществляются с помощью носимых устройств — колец, браслетов, телефонов.

Аналитики Juniper Research прогнозируют, что в 2020 году бесконтактные платежи достигнут 2 трлн долл. США, из них 300 млрд долл. (или 15%) будет совершено с применением OEM Pay кошельков (Google Pay, Samsung Pay, Apple Pay и т. п.). Одним из драйверов роста рынка называют инновации в IoT-технологиях.

Причины популярности бесконтактных платежей абсолютно закономерны. Это в первую очередь рост аудитории мобильного интернета. Технологии не стоят на месте и обеспечивают доступность и удобство современных платежных решений. Требования пользователей заставляют разработчиков и платежных агрегаторов совершенствоваться и увеличивать скорость совершения операций.

Согласно прогнозу аналитиков, к 2023 году бесконтактные карты займут более 55% мирового рынка платежных карт. К примеру, за последние годы во всем мире использовалось более 5 млрд бесконтактных карт и это составляло более 35% общей карточной эмиссии. Поскольку банки заинтересованы в выпуске и перевыпуске карт с бесконтактной технологией, то их доля будет только увеличиваться.

По данным Национального банка РБ, в Беларуси бесконтактные карты эмитируют 22 банка. Общий объем эмиссии составляет более 7 млн карт. В сегменте бесконтактных платежей смартфоны постепенно вытесняют форм-фактор пластиковые карты. Кроме того, в связи с популярностью «бесконтакта» и в связи с текущей эпидемиологической ситуацией международные платежные системы увеличили лимит бесконтактных транзакций.

По прогнозам аналитиков 451 Research, глобальные мобильные бесконтактные платежи к 2022 году достигнут 1 трлн долл. США. Это связано с тем, что электронная коммерция растет на 10% быстрее, чем офлайн-ритейл. А к 2022 году объем электронной коммерции достигнет 5,8 трлн долларов.

Пандемия ускорила рост количества бесконтактный платежей по всему миру. Популярность использования бесконтактного шоппинга подтверждается еще и тем, что смартфоны – уже не только поддержка NFC-технологии, но и повышенный интерес потребителей к шоппингу с дополненной реальностью. Беларусь не отстает от мировых трендов и уже сейчас предлагает ритейлу увеличить и закрепить «контакт» с покупателем через AR-технологии.

Опыт внедрения технологии дополненной реальности показывает интерес со стороны покупателя к подобным ноу-хау. Объясняется это просто – технология доступна практически для каждого потребителя, так как работает через смартфон. При этом она позволяет одномоментно охватить большое количество пользователей через специализированные мобильные приложения, которые могут в настоящее время заменить шоу-румы, витрины и даже целые магазины. По сути – весь магазин может уместиться «в кармане». Виртуальный магазин, бесконтактная оплата и геймификация через смартфон – это тренд ближайшего будущего в новых сложившихся условиях пандемии.

По материалам PLUSworld.ru


Понравился материал? Поделись.

Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных