Журнал ПЛАС » Мнения экспертов » 108 просмотров

Банки в эпоху COVID-19: снижение комиссионных доходов и рост интернет-эквайринга

Представляем вашему вниманию мнения банковских экспертов о том, как изменилась роль и структура доходов от комиссионного бизнеса в российских банках с началом пандемии; какие сегменты сократились и насколько, а какие – возросли; что можно сказать об онлайн-платежах – динамика, долевое соотношение? А также как банкиры оценивают последние шаги регулятора в области госрегулирования эквайринговых комиссий в онлайн-коммерции и банковских комиссий за прием жилищно-коммунальных платежей? Портал PLUSworld.ru продолжает серию публикаций, посвященных работе кредитных организаций в условиях пандемии.

Ильназ Ситдиков, руководитель направления эквайринга и электронной коммерции Ак Барс Банка:

По нашим прогнозам, количество операций и объем переводимых сумм будет увеличиваться. Предварительно можно сказать, что этот показатель в апреле вырос на треть.

Сейчас мы фиксируем рост среднего чека по переводам и связываем это с отменой комиссии за переводы по СБП до 100 тысяч рублей у других банков. Ак Барс Банк комиссию за переводы не взимает. Если будут введены ограничения, средний чек может уменьшиться. Результаты работы СБП превзошли наши ожидания в части объемов переводов. В отдельные периоды количество переводов увеличивалось в 2 раза. Мы положительно оцениваем развитие данной услуги и следуем тенденциям рынка.

 

Максим Яныгин, начальник Управления развития продуктов и работы с портфелем Департамента банковских карт Газпромбанка:

В апреле мы наблюдаем снижение объемов комиссионных доходов от продажи агентских продуктов вследствие сокращения объемов потребительского кредитования. Но в условиях пандемии карточный портфель ГПБ демонстрирует свою устойчивость в генерировании как комиссионных, так и процентных доходов.

С марта мы отмечаем изменение клиентского поведения в структуре своих расходов. Люди перераспределили свое потребление, увеличив долю покупок в супермаркетах и аптеках. Также увеличилась доля e-com операций на 4 процентных пункта, достигнув 22% в общем объеме покупок.

Регулятор, значимо уменьшив эквайринговую комиссию, пошел навстречу конечным потребителям для снижения цен в e-com. В след за регулятором значения межбанковских комиссий снизили платежные системы. В данных условиях Банк вынужден отменить начисление кешбэка за такие операции, так как Банк больше не получает доход, который идет на выплату кешбэка клиенту.

 

Павел Ефремов, заместитель председателя правления Банка «НЕЙВА»:

Мы только что говорили о том, что ЦБ РФ принял ряд адекватных мер по поддержке банковского сектора и экономики в условиях кризиса. Однако регулирование эквайринговых комиссий, на наш взгляд – действие малоэффективное, носящее популистский характер. И несвоевременное. Сегмент e-commerce хорошо зарабатывает даже в кризис, снижение платежей за эквайринг на этом фоне выглядит странно. А банки теперь вынуждены ограничивать или прекращать действие программ по начислению клиентам кэшбэка за операции по картам, так как источником денег для этого служили именно эквайринговые комиссии. Некоторые банки, в том числе «НЕЙВА», чтобы поддержать клиентов в такой ситуации, идут на дополнительные расходы, предоставляя им некоторые услуги, например, РКО на определенный период, бесплатно.

Вы также можете ознакомиться с другими ответами П. Ефремова

 

Георгий Коннов, руководитель направления по развитию электронной коммерции Райффайзенбанка:

Интернет-эквайринг предсказуемо растет. У ряда крупных клиентов оборот превысил уровень марта в 6 раз. Причем рост приходится не только на льготные категории с пониженной ставкой. Однако, если смотреть по клиентам, использовавшим как торговый, так и интернет эквайринг, даже такой скачок оборота не позволил превысить 50% от оборота в торговых точках в марте. В среднем, если исключить продуктовые магазины, мы наблюдаем падение оборота в торговом эквайринге от 50 до 70% в зависимости от размера бизнеса, а многие партнеры просто остановили свою работу и не провели ни одной транзакции.

Регулирование комиссий эквайринга обсуждалось давно и ограничение комиссии в 1% для ряда категорий вряд ли временное. С одной стороны, ряд банков уже отменил кешбэк в льготных категориях. С другой стороны, эти меры ограничивают рост себестоимости эквайринга, что облегчает прием карточных платежей для бизнеса. Однако, важно не впадать в крайности, т.к. обнуление комиссий на примере ЖКХ может убрать весь смысл интеграции поставщиков услуг с платежными системами.

 

Марина Дембицкая, член правления, директор по развитию розничного бизнеса РГС Банка:

Прежде всего, не стоит обманываться «глобальностью» изменений. Жизнь с началом пандемии мало изменилась в регионах. И все изменения в поведении клиентов и в структуре их доходов, о которых можно говорить, происходят в непосредственной близости от «столиц» и не характеризуют изменения по стране в целом.

Что касается оценки изменений, лучше дождаться середины лета для выводов, но скорее всего будут заметны следующие изменения в центральных  округах и больших городах.

Во-первых, люди стали чуть больше тратить, особенно в начале пандемии. Это было заметно, было больше покупок, потом постепенно эта активность стихла. Во-вторых, скорее всего, по итогам  отчета за третий квартал будет заметно некоторое смещение оборотов по картам от снятия наличных  в пользу POS-трансакций и переводов с «карты на карту».  В-третьих, возрастет количество и оборот по покупкам в больших  интернет-магазинах – товаров первой необходимости и еды. Будет также заметна активность пользования онлайн-медиа ресурсами.

Вы также можете ознакомиться с другими ответами М. Дембицкой

 

РНКБ: Комиссионный доход от операций ФЛ в апреле сократился на 29% по сравнению с мартом 2020 г. Комиссионный доход корпоративных клиентов в апреле сократился на 15% по сравнению с мартом 2020 г.

Доля платежей в дистанционных каналах увеличилась на 7% до 93% по сравнению с мартом 2020 года. Количество операций в кассах сократилось более чем в 2 раза, среднее время ожидания в очереди сократилось более чем в 10 раз до 43 сек.

Вы также можете ознакомиться с ответами экспертов банка РНКБ на другие вопросы

 

Константин Носков, вице-президент – директор по стратегическому развитию банка «Санкт-Петербург»:

В части рынка платежей и переводов существенно снизился спрос на услуги по переводам в иностранной валюте по объективным причинам отсутствия у клиентов банка потребности из-за закрытия границ, снижения курса рубля и прекращения международного воздушного сообщения, прогнозируемый спад – на 30% в период ограничений с медленным восстановлением в течение нескольких лет. Также существенно снизились операции по переводам в апреле через физические каналы (офисы и платежные киоски) из-за физической их недоступности ввиду ограничительных мер и закрытия банковских офисов.

При этом существенно возросло использование цифровых каналов проведения платежей Банка «Санкт-Петербург», а именно интернет-банка и мобильного приложения BSPB. В апреле количество клиентов, совершающих более 1 платежа/перевода в месяц возросло к началу 2020 года настолько же, сколько за весь 2019 год, и немаловажным здесь является наличие в Банке, развитой инфраструктуры платежных сервисов, которые стали максимально востребованы в период самоизоляции клиентов Банка.

С марта 2020 года Банк «Санкт-Петербург» является участником Системы быстрых платежей Банка России и позволяет осуществлять переводы в более чем 40 банков-участников по номеру телефона. Банк России в рамках поддержки населения и экономики ввел с 1 мая запрет на взимание комиссии за этот сервис при переводах до 100 тыс. руб. в месяц. Банк, не дожидаясь этой даты и понимая важность и социальную ответственность перед своими клиентами, отменил комиссионный сбор уже с 15 апреля.

В части банковских карт, заметно сократились комиссионные доходы от операций с банковскими картами, что стало последствием не только действий регулятора в части эквайринговых комиссий, но и заметного сокращения оборотов клиентов по банковским картам.

Вы также можете ознакомиться с другими ответами К. Носкова

 

Елена Сорвина, директор по развитию корпоративного бизнеса УБРиР:

Находясь на самоизоляции, люди стали чаще совершать покупки в интернет-магазинах — количество транзакций за последний месяц выросло на 40%. И многие предприниматели начали перестраивать свои бизнес-процессы и активнее внедрять дистанционные сервисы для своих клиентов – с середины марта мы видим рост спроса на установку интернет-эквайринга на треть.

Сложившаяся ситуация вокруг самоизоляции сделала онлайн-покупки необычайно востребованными. И мы уверены, что сейчас переход на дистанционные услуги – оптимальный вариант для того, чтобы поддержать свой бизнес.

 

Татьяна Ерамова, директор стрима Daily banking МТС Банка:

Комиссия за эквайринг – это не новая история, к этому все давно шло. Но для клиентов – физических лиц, все не так однозначно, т.к. в целом на рынке складывается тенденция к снижению кешбэка за онлайн-покупки.

 

Источник: PLUSworld.ru


Понравился материал? Поделись.

Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных