Bank as a service: как российские банки становятся бэк-офисом для МСБ

О том, какие услуги для своего бизнеса предприниматели могут получать в рамках инфраструктуры современного банка, рассказывает директор Делобанка Ирина Кузьмина.

Bank as a service: как российские банки становятся бэк-офисом для МСБ

Современный банкинг очень изменился за последние 5 лет. Все меньше банков работает по традиционной модели, предлагая клиентам максимально широкую линейку розничных продуктов. На смену пришел индивидуальный подход, когда все потребности закрываются в едином сервисе. Физические лица уже привыкли пользоваться онлайн-приложениями банков не только для С2В и С2С транзакций, но и для взаимодействия с государством. Изменения коснулись и банков для бизнеса.

Согласно опросу Accenture Open Banking for Businesses Survey, бизнес ждет индивидуального доступа к более удобным услугам, а также помощи в расширении клиентской базы. Важной особенностью открытого банкинга становится упрощение коммуникации между банком и бизнесом и снижение ее стоимости.

Еще одна потребность бизнеса – бесшовная интеграция банковских услуг в уже существующую ИТ-архитектуру. С развитием бизнес-маркетплейсов, агрегаторов и финтех-компаний появилась необходимость создания не только своих ИТ-систем, но и интеграции финансовых сервисов в приложения и автоматизированные системы управления. Сегодня это стало конкурентным преимуществом, а для многих сфер – единственной возможностью не потерять клиентов. Банки, которые уже обладают технологической экспертизой и создали внутри себя цифровые фабрики, дают бизнесу возможность бесшовно интегрировать финансовые сервисы.

Новая реальность поддерживается и государством с инициативой глобального перехода к цифре (цифровой профиль, сервисы ФНС, биометрическая идентификация, платформа «Знай своего клиента» и другое). Предприниматели получают не просто качественное обслуживание своих финансовых потребностей, а полноценное партнерство и синергию благодаря BaaS (banking as a service – банк как услуга) с точки зрения цифровизации банковского сервиса и предоставления индивидуальных ИТ-решений.

Концепция BaaS фактически подразумевает использование бэк-офиса банка для части бизнес-процессов. Безусловно, она актуальна для нефинансовых компаний, которым нет смысла тратить время разработку собственного сервиса и получение лицензии. Они вполне могут использовать инфраструктуру банка для решения финансовых задач.

BaaS появился на основе запроса от enterprise-бизнеса: крупных холдингов со сложной архитектурой дочерних компаний, инфраструктурных компаний, компаний по управлению активами. Однако сейчас подобная система набирает популярность и у МСБ.

Несмотря на то, что малый и средний бизнес относится к массовому сегменту, каждый клиент ждет персонифицированного подхода и сервиса. Речь идет и о том финтехе, который приобрел черты invisible – о наборе сервисов и продуктов, которые предоставляются уже сегодня, но остаются незаметными и привычными для потребителя. Онлайн-банкинг – в первую очередь экономия времени и денег клиента. Классическая модель банка с офлайн-офисами более сложная и дорогая: коммуникации с клиентом обходятся дороже, а ассортиментная линейка часто слишком широка и содержит ненужные бизнесу продукты. Все это снижает скорость получения и доступность финансовых услуг.

В нашей практике был случай, когда темпы роста объема продаж физическим лицам не устраивали компанию – ритейлера металлической мебели по всей территории России. В первую очередь это было связано с невозможностью быстро принимать оплату от покупателей. Выбирая определенный товар, клиент, мог не учесть его размеры, и продавцу приходилось связываться с покупателем, чтобы уточнить все вопросы, изменить заказ и направить его на оплату. Процесс слишком затягивался, и за это время клиент мог просто отказаться от покупки.

Выходом стала возможность создавать счета из автоматизированной системы учета (1С). Сервис позволил формировать платежную страницу и отправить ссылку на нее покупателю прямо из системы учета, сохраняя сразу несколько способов оплаты – по карте или через СБП. Платежи по карте происходят по защищенному протоколу 3DS, который используют все крупные интернет-магазины. При этом при выборе СБП деньги в рамках C2B-сервиса сразу зачисляются на счет продавца с комиссией в пять раз ниже, чем по карте.

Интеграция позволила автоматически создавать платежные ссылки напрямую из системы учета, когда менеджер создает в ней заказ. Платежная ссылка формируется для покупателя в один клик. В рамках сервиса также доступна онлайн фискализация заказов через кассу банка, без дополнительных интеграций и платежей. Решение позволило быстро принимать оплату и дополнительно сократила трудозатраты бухгалтерии, так как все заказы создаются в одной программе, а отчетность в налоговую сдается автоматически.

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных