Журнал ПЛАС » Мнения экспертов » 259 просмотров

Армения. Что уже показала пандемия и что еще покажет?

Продолжаем мониторить развитие ситуации с пандемией в странах ближнего и дальнего зарубежья. Что изменилось за время наших апрельских репортажей в Армении? О ситуации в республике порталу PLUSworld.ru рассказывает Бениамин Тадевосян (Beniamin Tadevosyan), генеральный директор и со-основатель PayX.

О более ранних событиях читайте серию репортажей наших внешних экспертов из самых разных стран мира, включая США, Сингапур, Индию, Кипр, Канаду, Нидерланды, Бельгию, Израиль, Беларусь, Великобританию, Новую Зеландию, Португалию, Уругвай, Кению, Грузию и Армению.

PLUSworld.ru: Последний раз мы обсуждали с вами ситуацию в Армении в связи с пандемией в апреле. Какова ситуация в вашей стране на сегодняшний день, что изменилось за последние полтора месяца?

Б. Тадевосян: К сожалению, уже более 11 тыс. жителей Армении заразились коронавирусом, и число заболевших пока продолжает расти. За почти 2,5 месяца карантина люди привыкли к новой реальности – работать удаленно, соблюдать социальную дистанцию, надевать маски и перчатки. Труднее всего дается соблюдение ограничений, связанных с организацией семейных праздников и других массовых мероприятий – приходится нарушать устоявшиеся традиции гостеприимства и общения, идущие вразрез с требованиями карантина.

PLUSworld.ru: Какие из введенных мер, направленных против пандемии, оказались эффективными, а какие нет?

Б. Тадевосян: Во всех странах принятые против пандемии меры были примерно одинаковыми. Где-то эти ограничения были строже, где-то слабее. В Армении набор мер был примерно такой же, как и в других странах. Наиболее эффективными мерами показали себя ограничения свободного перемещения, ограничения работы общественного транспорта и ограничения работы большинства компаний. После отмены этих ограничений число зараженных стало увеличиваться.

PLUSworld.ru: Какие из ранее введенных эпидемиологических мер уже отменены? Какие этапы дальнейших послаблений планируются государством?

Б. Тадевосян: Ограничительные меры снимались поэтапно, и сейчас остались ограничения, которые не ощущаются в повседневной жизни. Пока есть ограничения на организацию массовых мероприятий, рестораны и кафе работают с ограничениями, тоже касается и супермаркетов, и торговых центров. Но, скорее всего, большинство из этих мер также будут отменены в ближайшем будущем.

Правительством также был принят ряд инициатив для преодоления экономического кризиса, вызванного пандемией. Множество граждан и компаний получили финансовую помощь, некоторые группы клиентов банков получили кредитные каникулы. Эффективность для экономики этих шагов оценивать пока рано.

PLUSworld.ru: Прогнозы местных экспертов относительно окончания пандемии и возвращения к нормальным условиям?

Б. Тадевосян: Возвращения к «нормальным» условиям, которые были до пандемии, уже не следует ожидать даже после отмены всех ограничений – жизнь изменилась, изменилось наше отношение к работе, к быту, к взаимоотношениям. Поэтому нас ожидает новая реальность с новыми подходом к большинству аспектов повседневной жизни. И эти различия между «до», «во время» и «после» пандемии видны уже сейчас.

PLUSworld.ru: Удаленный режим работы доказал свою эффективность и ряд компаний уже заявили о том, что оставят часть своих сотрудников работать из дома и после окончания пандемии, а некоторые и вовсе откажутся от арендуемых площадей (либо их части), полностью или частично перейдя на удаленку. Как с этим вопросом обстоят дела в вашей стране? Насколько такая схема показала себя эффективной и имеет ли она право на жизнь после пандемии? И что будут делать арендодатели – владельцы недвижимости? Как вообще чувствует себя этот рынок и его перспективы?

Б. Тадевосян: Переход на удаленку показал свою эффективность для множества компаний. Оказалось, что практически всю деятельность в сферах, не связанных непосредственно с производством или обслуживанием клиентов, можно осуществлять удаленно. Причем зачастую такая организация работы более эффективна, чем работа в офисе, поскольку на практике нет нормированного рабочего дня, особенно для сотрудников, работающих вне корпоративной сети. Однако выявились и задачи, которые пришлось решать в срочном порядке:

  • Не все компании могут обеспечить сотрудников лаптопами. Многим пришлось обеспечить перевозку и подключение рабочих станций, их настройку и подключение к сети.
  • Обеспечение информационной безопасности при удаленной работе – задача № 1 для любой компании, поэтому практически всем пришлось пересматривать свои политики информационной безопасности и перенастраивать корпоративные сети.

С другой стороны:

  • Не всем сотрудникам удобно работать из дому, поскольку жилищные и семейные условия многим не позволят работать эффективно.
  • Возникают технические проблемы с подключением к сети.
  • Нет «непосредственного» взаимодействия между членами команды. Особенно ощутимы проблемы с интеграцией в команду новых сотрудников, передача им опыта и обучение.

После пандемии некоторые сотрудники останутся на удаленке, но большинство вернется в офисы. Естественно, множество компаний откажутся от части помещений и будут перестраивать организацию своего бизнеса. Большинство бизнес-центров, скорее всего, столкнутся с временной проблемой недостаточной занятости площадей, однако ее можно будет решить путем перепланировки и сдачи в аренду меньших по размерам офисов.

PLUSworld.ru: Насколько эффективными были меры, предпринятые государством относительно поддержки финансового сектора, СМБ и потребителей? Не было ли здесь выявлено дисбаланса в пользу какой-то одной из сторон в ущерб других?

Б. Тадевосян: Основная цель антикризисных мер – сгладить последствия кризиса для наиболее пострадавших отраслей. В создавшихся условиях речи о дисбалансе не идет –помощь в первую очередь должны получать те, кому она действительно необходима. Принимаемые правительством меры направлены на поддержку СМБ и необеспеченных слоев населения. Правительство также реализует пакеты мер, направленные на стимулирование развития экономики, в первую очередь сельского хозяйства и технологий для медицины.

PLUSworld.ru: Ваши прогнозы на будущее. Продолжится ли дальнейший стремительный рост объема доли безналичных платежей? Будут ли после окончания пандемии участники рынка активно реализовывать в своих платежных продуктах бесконтактные технологии? Быстро ли восстановится потребность на использование наличных при расчетах в рознице?

Б. Тадевосян: В условиях карантина действительно наблюдается резкий рост онлайн-торговли и безналичных платежей. Особенно эффективно работают сервисы по доставке готовой еды, продуктов и полуфабрикатов, а также цветов и подарков. Многие ритейлеры начали открывать онлайн-магазины. В помощь им появились логистические компании, которые могут организовать доставку товаров. Множество IT компаний начали предлагать услуги для создания онлайн-магазинов.

Однако ввиду отсутствия опыта работы в онлайн многие магазины пока не смогли «раскрутиться» и им потребуется время, чтобы решить свои организационные, логистические и маркетинговые вопросы

Однако рост безналичных платежей не такой стремительный, как онлайн-торговля в целом – здесь есть определенная местная специфика: даже довольно активно работающие онлайн-магазины принимают безналичную оплату если клиенты сами требуют это. Поэтому доля безналичных платежей в онлайн растет не только за счет роста объема торговли, но и за счет роста количества самих онлайн-магазинов. Мы надеемся, что эта тенденция сохранится и после окончания пандемии, поскольку и магазины, и клиенты привыкают к удобству и преимуществам безналичных платежей.

PLUSworld.ru: В ряде стран население с самого начала пандемии, еще до ее официального объявления, снимало со счетов в банках сбережения в виде наличных, запасаясь ими «на черный день», на случай критического развития событий, – насколько характерна аналогичная ситуация для вашей страны?

Б. Тадевосян: Такая тенденция в Армении также наблюдалась, но большого оттока не было. Население запаслось наличными на повседневные расходы лишь на пару-тройку недель вперед.

PLUSworld.ru: В условиях пандемии потребители стали более рационально подходить к своим покупкам? Насколько сложно и за счет чего можно будет стимулировать покупательскую активность, вернуть докризисный уровень объема потребления и возрождаются ли потребительские привычки?

Б. Тадевосян: Во всем мире люди пересматривают свое отношение к потреблению. Сейчас покупают продукты и товары первой необходимости, но к «докризисным» объемам потребления мы, скорее всего, вернемся – есть пример Китая, где в первые дни после снятия ограничений наблюдался настоящий бум в ритейле. Однако предпочтения и спектр приобретаемых товаров скорее всего изменятся. Как именно – покажет время, но можно предположить, что в большей цене будут товары длительного хранения и пользования.

PLUSworld.ru: Была ли эффективной политика поддержки во время пандемии рестораторов и отельеров, если такая практика была реализована в вашей стране? Ваши прогнозы относительно скорости восстановления работы сферы гостеприимства в Армении? Насколько изменится его структура?

Б. Тадевосян: Оценивать эффективность поддержки рестораторов и отельеров со стороны государства пока рано, поскольку карантинные меры не сняты полностью, и они еще полноценно не работают. Но рестораны и гостиницы готовы возобновить свою работу в полном объеме сразу после снятия карантинных ограничений. А поскольку времени на бронирование туров за границей не осталось, будет стремительно развиваться локальный туризм.

В последние годы Армения была одной из наиболее привлекательных туристических направлений в регионе, и мы надеемся, что интерес к нашей стране сохранится и после «открытия» границ и восстановления авиасообщения. Возможно, что более востребованы будут индивидуальные туры и автомобильный туризм – в Армению можно приехать и на своей машине.

Армяне славятся своим гостеприимством и всегда будут рады принимать гостей!

По материалам PLUSworld.ru

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных