Платежная агрегация в СДЭК. Первые итоги, планы и перспективы
 

Платежная агрегация в СДЭК.
Первые итоги, планы и перспективы

Дмитрий Балин
Весной 2021 года компания СДЭК в рамках законодательства о национальной платежной системе создала платежный агрегатор СДЭК Финанс (ООО). СДЭК Финанс — банковский платежный агент, выполняющий функцию платежного агрегатора, с участием в расчетах с клиентами. За неполный год работы сформирована необходимая инфраструктура — платежный процессинговый софт, шлюзы взаимодействия и специальные программы с банками, а также регистрация в реестре агрегаторов ЦБ РФ.
Формат платежной агрегации является как ответом на уже накопившиеся вызовы, так и решением множества перспективных задач группы СДЭК.

Какие вопросы призван решить агрегатор? Как известно, СДЭК развивается по франчайзинговой модели, это значит, что с клиентами взаимодействуют в основном партнеры-­франчайзи, то есть независимые юридические лица и индивидуальные предприниматели. Доставка посылки и прием наложенного платежа от плательщика, оказание услуги и получение платы за нее, взаимодействие с партнерами в сфере e-com — это процедуры, реализуемые в значительной степени партнерами.

Географическое покрытие и операционные масштабы СДЭК велики — более 36 тыс. населенных пунктов в нескольких десятках стран мира, более 150 тыс. отправлений в день, фулфилмент, постаматы и другие направления деятельности.
Что это означает с точки зрения финансовых потоков? То, что процессы расчетного обслуживания выстраиваются, хоть и по принятым стандартам и с ­какими-то партнерскими программами от банков, но в любом случае индивидуально каждым отдельным субъектом — франчайзи.

Агрегатор же объединяет эти потоки, формирует в партнерской модели бизнеса основы унификации, присущие иным форматам — полностью независимым унитарным, филиальным и иным компаниям.

В агрегации обеспечивается единое окно для работы партнеров с финансовыми институтами — собственно говоря, это уже не индивидуальная работа партнеров, а работа агрегатора.
Кроме того, реализуется прозрачный и защищенный механизм перевода средств и расчетов через специальные банковские счета агрегатора в обслуживающих банках.

И наконец, создаются условия для комплексного внедрения новых технологий и сервисов, одновременно снижается нагрузка на несвой­ственную финтех-­разработку в управляющей компании, ускоряются процедуры внедрения.

Партнеры-­франчайзи не только получают экономию на издержках за счет формирования на стороне агрегатора единого центра управления расчетами, но и приобретают элементы операционного совершенствования работы, как в целом — за счет доступа к технологиям, так и в частностях — в том числе за счет отсутствия необходимости индивидуального подключения разных платежных методов в разных банках с оплатой расчетно-­кассового обслуживания.
Агрегатор самостоятельно несет расходы по специальным банковским счетам, обеспечивает учет средств в разрезе каждого партнера и их ежедневное распределение с использованием оптимальных расчетных методов и технологий.
Более того, только в агрегации возможно наладить в адекватном виде процессы фискализации и направления клиенту кассовых чеков от франчайзинговых партнеров — получателей платежей по накладным, и у СДЭК Финанс есть для этого необходимые интеграции и технические решения.

Совместно с банками-­партнерами формируются решения для обеспечения работы иностранных франчайзи СДЭК.

Помимо необходимой централизации расчетов и предоставления новых технологий для партнеров агрегация обеспечивает решение потребностей клиентов — физических лиц — получателей посылок, и клиентов в сфере e-com.

В первую очередь, конечно, речь идет о новых платежных методах — платежи по QR-кодам и иным платежным ссылкам. В 2021 году значительные силы СДЭК Финанс были приложены именно в этом направлении. Все пункты выдачи заказов СДЭК обеспечены технической возможностью приема наложенных платежей и платы за услуги посредством QR-кодов на предчеках. Более 20% ПВЗ обеспечены возможностью приема платежей через QR-демонстраторы — компактные устройства, с LCD-монитором, интегрированные с кассовым ПО, которые собираются, кстати, в России.

Среди партнеров-­франчайзи, наиболее активно работающих в канале СБП, удельный вес этого платежного метода в общем объеме наложенного платежа составил по итогам первых трех месяцев работы 2,8%, что превзошло прогнозные ожидания на 30%.

Плательщики в целом очень позитивно реагируют на оплату по QR-кодам, каждый месяц растет как средний чек, так и рекордные чеки (в октябре рекордный чек был выдан на сумму 148 тыс. руб­лей при среднем чеке 3500 руб­лей).
С самого начала развертывания канала СБП была запущена стимулирующая акция для сотрудников франчайзи СДЭК с призовым фондом, сформированным агрегатором, а также сами франчайзи активно включились в поощрение кассиров и менеджеров ПВЗ, формируя призовые фонды за счет экономии в платежных методах СБП vs POS.

Несмотря на отсутствие явного запроса со стороны населения, была также запущена в партнерстве с маркетинговой SaaS-платформой программа предоставления бонусов плательщикам за выбор оплаты через СБП. Программа запущена относительно недавно, и пока преждевременно делать выводы о влиянии наличия/отсутствия бонусов на поведение плательщика.

Все эти решения привели к мультипликативному, кратному ежемесячному росту оборотов в СБП по всей франчайзинговой сети СДЭК.

Второй важнейший канал развития агрегации — это интернет-­эквайринг. В 2021 году СДЭК Финанс договорился с Mastercard и приступил к подключению своей платформы к сервису Masterpass — безопасному и удобному инструменту для клиентов, пользующихся платежами на сайте СДЭК. Плательщики смогут как воспользоваться уже сохраненными в этом сервисе картами, так и добавлять новые.

Несколько миллионов посылок отправляется и вручается в СДЭК ежемесячно. Максимальное удобство и конверсия платежей, интеграция платежных функций во все каналы взаимодействия — от SMS- и push-уведомлений о прибытии груза до QR-кодов на упаковке — одни из перспективных направлений работы агрегации с плательщиками-­грузополучателями.

Для плательщиков-­грузоотправителей идет внедрение сервиса онлайн-­оплаты с предварительной авторизацией транзакции и последующей сдачей отправлений бесконтактно и без очередей — сервис, давно ожидаемый клиентами, запуск которого намечен на конец первого квартала 2021 года.
Предоставление новых возможностей, углубление интеграционных связей с интернет-­магазинами, сотрудничающими со СДЭК, — глобальная задача в интернет-­эквайринге, начало реализации которой намечено на конец 2021 — начало 2022 года. Это и динамические QR-коды на сайте, и платежные ссылки в мессенджерах, и классический интернет-­эквайринг, а также различные опции по ускорению перечисления наложенных платежей. Уже существующие глубокие взаимосвязи между логистикой и e-com дополнятся новыми функциональными финтех-­решениями на базе платежной агрегации.

Конечно, агрегация — это надстройка, сервис, базирующийся на партнерстве с банками. И без надежных и технологичных партнеров развиваться он не может. СДЭК Финанс сотрудничает с кредитными организациями, не только умеющими работать с платежным агрегатором, но и разделяющими парадигму «банк как сервис» — собственно говоря, одно без другого просто немыслимо. За счет этого вопрос конкуренции друг с другом или отсутствия общих знаменателей в коммерческих, операционных моментах не возникает: для партнеров агрегатор — это глобальный, технологичный и в определенных вопросах самостоятельный клиент. Клиент, постоянно генерирующий новые идеи, потребности и совместно с банком обеспечивающий их решение.

Таким образом, платежная агрегация в СДЭК — это, конечно, инструментарий для внутренней среды и инфраструктуры, призванный обеспечить рациональное управление ресурсами, издержками и сделать значимый шаг к операционному совершенству как минимум в транзакционной сфере — краеугольном камне, главной артерии франчайзинговой модели бизнеса.

Но и для внешних пользователей, неразрывно и ежедневно связанных со СДЭК, — больших интернет-­магазинов и маленьких самозанятых грузоотправителей, плательщиков-­грузополучателей — СДЭК Финанс несет не просто осязаемые, но важные и удобные прикладные смыслы на всех этапах и во всех каналах взаимодействия. «Развитие клиента» для партнеров в e-com, упрощение и улучшение транзакционного взаимодействия с плательщиками, операционное совершенство и бережливый бизнес для партнеров-­франчайзи — так можно сформулировать стратегические задачи, стоящие в ближайшей перспективе перед платежным агрегатором СДЭК Финанс.
Контакты
Задать вопрос компании