Как банкам заработать на топливе своих клиентов?
Бензин, дизельное топливо, газ – это сырье, которое всегда необходимо частным автовладельцам и компаниям с собственным автопарком. Заправка транспорта всегда составляет значительную статью расходов: например, в некоторых фирмах на нее приходится до 20% общих затрат. Получить свою часть от этих денег в виде небольшой комиссии мечтают многие игроки других рынков. Сейчас у банков появился реальный шанс заработать на топливном обороте своих клиентов. Такую возможность предлагает сервис Benzuber, который уже сделал более удобным процесс заправки для частных клиентов и компаний сферы малого и среднего бизнеса.
Артем Скворцов
основатель проекта Benzuber
Заманчивый рынок для банков

Бензин и дизельное топливо — продукция с самым большим товарооборотом. Потребление бензина в России за 2019 год составило около 36 млн тонн (47,9 млрд литров), а его совокупная стоимость на заправках — примерно 2,25 трлн рублей.

За тот же 2019 год продажи дизельного топлива составили около 38,4 млн тонн (45,7 млрд литров), или примерно 2,2 трлн рублей. Таким образом, общий объем рынка автомобильного топлива в России — почти 4,5 трлн рублей в год. Неудивительно, что он интересен многим представителям других сфер.

«Банки уже давно хотят „подступиться“ к этому огромному потоку денег. Но пока их попытки контролировать топливный оборот своих клиентов не приносили никакого результата. Задача банков — сделать так, чтобы банковская карта выполняла функцию топливной карты. Но подобных удачных совместных проектов на данный момент нет. Банкиры не до конца понимают, что такое топливная карта», — объясняет Артем Скворцов, основатель проекта Benzuber.

Benzuber — это приложение которое позволяет расплачиваться за топливо без похода в кассу АЗС прямо у колонки — как частным лицам, так и представителям компаний.
До сих пор банковская карта и топливная карта — это совершенно разные вещи. Их сходство заканчивается на том, что обе карты — пластиковые, имеют чип и обе можно поместить в терминал оплаты. При этом различий гораздо больше. Банковская карта — средство доступа к счету клиента. Оно позволяет не только оплачивать покупки, но и переводить деньги на другие счета или снимать деньги в банкомате. А топливная карта — средство учета и контроля отпуска предоплаченного топлива, которое покупается компанией по договору купли-продажи.

«Основная проблема здесь вот в чем. Банки не могут торговать и, следовательно, выдавать первичные бухгалтерские документы (счет-фактуру и накладную) на топливо с выделенным НДС. При оплате топливной картой можно выделить НДС в отдельный пункт затрат и потом вернуть эту сумму — для компаний это принципиальный момент. Если оплачивать покупку топлива банковской картой, НДС вернуть уже не получится, да и бухгалтерии работы в два раза больше с чеками и авансовыми отчетами», — добавляет Артем Скворцов.

Основатель Benzuber работает на рынке АЗС более 20 лет. Несколько лет назад ему удалось совершить настоящий прорыв. Его мобильное приложение Benzuber стало первым решением, благодаря которому водитель cмог наполнить бак на заправке, не обращаясь в кассу. Платежная инфраструктура Benzuber позволяет банкам зарабатывать с топливного оборота своих клиентов.
Платежная инфраструктура Benzuber позволяет банкам зарабатывать с топливного оборота своих клиентов
Революция своими руками

В 2017 году компания Benzuber выпустила одноименное приложение для бесконтактной оплаты за топливо на АЗС. Водителю, у которого установлено приложение, не требуется для заправки обращаться в кассу. Все, что ему нужно, — это ввести в приложении номер бензоколонки, выбрать вид топлива и его количество, оплатить заказ через привязанную банковскую карту. После этого он может заливать топливо в бензобак. Топливная колонка включается через приложение, без участия оператора АЗС. Со стороны это выглядит так, будто клиент сам включает колонку несколькими нажатиями кнопок телефона.

Сервис изначально придумали для частных клиентов. На его создание основателя проекта Артема Скворцова «вдохновила» девушка, выходившая из «Мерседеса» на грязной заправке. У него появилась мысль сделать так, чтобы водителям не пришлось идти по территории АЗС до кассы, особенно в плохую погоду, и отстаивать там очередь.

«Когда мы создали свое приложение, многие говорили, что у нас ничего не выйдет. И крутили пальцем у виска. Но мы знали, что делаем нужный для рынка продукт», — добавляет Артем.

В 2018 году к сервису Benzuber подключились несколько крупных агрегаторов такси. Среди них — «Ситимобил», «Яндекс.Такси», Maxim, «ДРЛ-групп». Были созданы решения для логистических агрегаторов, которые работают с наемным транспортом, а также для каршеринга. Его клиенты могут заправляться прямо с бортовой системы.

В 2019 году Артем Скворцов и его команда создали новый проект — «Benzuber для бизнеса». На это их вдохновила одна из клиенток. Создатели проекта заметили, что жительница Кирова в их приложении оплачивает топливо на заправках, расположенных в разных частях России. В месяц она тратила на бензин и дизель более 500 тыс. рублей. Когда с ней связались представители Benzuber, эта женщина представилась перевозчиком товаров для маркетплейса Wildberries. У нее был штат водителей, которым она во время их командировок оплачивала топливо на АЗС. Ее водители подъезжали к заправке, звонили ей, называли номер колонки и получали возможность заправиться без обращения к кассиру.

Опыт этой предпринимательницы заставил команду Benzuber придумать более удобное для малого и среднего бизнеса решение. Приложение «Benzuber для бизнеса» позволяет в виртуальной среде обеспечивать предприятия топливом. По сути, это конкурент привычным топливным картам. Многие компании использовали и до сих пор используют их для автоматизации оплаты на АЗС. Они заранее переводят деньги на топливную карту, с помощью которой водители расплачиваются на бензоколонках.

У этого способа расчета есть несколько серьезных недостатков. Получить топливную карту можно в лучшем случае через три дня после подачи заявки в сеть АЗС. Деньги на карте появляются не сразу же после поступления средств от клиента. А главное — водитель может вступить в преступный сговор с оператором АЗС и «обналичить» карту, разделив с ним деньги. Задачей разработчиков из Benzuber стало создание такой системы, в которой нет подобных проблем и лазеек.
«Когда мы создали свое приложение, многие говорили, что у нас ничего не выйдет. И крутили пальцем у виска. Но мы знали, что делаем нужный для рынка продукт»
Все в плюсе

Сейчас пользоваться приложением Benzuber могут как частные, так и корпоративные клиенты. Сервис удобен всем сторонам. Водители получают возможность заправляться, не покидая машину. Время заправки грузового транспорта сокращается с 20−25 до 5−6 минут. Профессиональные водители таким образом экономят до 4−6 часов рабочего времени в месяц.

В выигрыше и владельцы транспортных компаний. Регистрация в системе нового водителя проходит в течение 5 минут: нужно лишь указать контакты и акцептовать оферту. А главное — при работе с Benzuber транспортники могут быть уверены, что «топливные» деньги не уйдут налево. У водителя просто нет возможности их обналичить. Важный плюс — отсутствие прямого общения водителя и оператора АЗС, исключающее возможность сговора.

Еще один плюс для компаний — несколько вариантов оплаты. Фирма может переводить оплату с расчетного счета или с банковской бизнес-карты. Также он может привязать бизнес-карту к топливному балансу на лицевом счете компании, и компаниям в этом случае не требуется переводить аванс на ГСМ. Деньги на счет клиента в Benzuber поступают моментально. В режиме реального времени расходы можно контролировать в личном кабинете в приложении Benzuber или с ноутбука.

«Проложить маршрут, выбрать топливо, проверить баланс, оплатить — все это теперь можно делать в одном приложении. Каждая операция по заправке топливом отражается в личном кабинете. В программе также можно формировать финансовые документы за месяц», — говорит основатель сервиса Benzuber Артем Скворцов.

Для самих АЗС сотрудничество с Benzuber приносит, по его словам, новых лояльных клиентов. Сейчас с сервисом работают более 7000 АЗС по всей стране. Приложением уже пользуются больше 100 тыс. частных автовладельцев и более 1000 компаний, имеющих собственный автопарк. В 2020 году оборот компании составил примерно 2,5 млрд рублей.
Решение для банков

Сейчас Benzuber предложил банкам обоюдовыгодное сотрудничество — организовать собственный топливный сервис.

Как известно, банки зарабатывают с разного рода комиссий, а у подразделений, работающих в B2B, есть KPI по комиссионному доходу. По данным основателя Benzuber, примерно 30% корпоративных клиентов каждого банка тратят на топливо не менее 20% своих расходов. Сейчас все эти деньги «плывут» мимо банков. А с помощью Benzuber банки смогут зарабатывать на топливных тратах своих клиентов.

«Мы видим, что в последние годы банки превращаются в полноценные экосистемы. Эта тенденция становится все заметнее. Мы поняли, что наш „Benzuber для бизнеса“ очень хорошо „ложится“ в экосистему банков», — комментирует Артем Скворцов.

Банки получают доступ к системе Benzuber в виде white label. То есть клиенты заключают договор с Benzuber, но это делается в интерфейсе банка. Другой возможный вариант сотрудничества с банками — клиент переходит в систему Benzuber по реферальной ссылке.

Сотрудничество банка и Benzuber можно встроить и в дистанционное банковское обслуживание, и в мобильное приложение. Несколько подобных проектов уже стартовали. Партнерами сервиса на данный момент являются достаточно крупные банки — например, «Открытие», «Тинькофф», «Сфера», «Дело-Банк», «Модуль-банк».

Если банк организует топливный сервис совместно с Benzuber как часть своей системы, то сервис платит банку комиссию. По сути Benzuber «делится» с банками комиссией, которую он сам получает от АЗС. Если клиент привязывает банковскую карту к бизнес-карте, банк получает interchange (межбанковскую комиссию). А если клиент переводит деньги за топливо на расчетный счет, Benzuber выплачивает банку комиссию примерно в размере interchange.

Один из банков-партнеров Benzuber предлагает своим клиентам (в основном перевозчикам) целевое кредитование на топливо. Грузоотправители очень часто переводят оплату только по прибытии груза или вообще постфактум через 30−50 дней. Поэтому таким компаниям требуются деньги на топливо, которые можно получить через целевое кредитование банков. Банк перечисляет Benzuber деньги на топливо, а сервис отдает их клиентам в виде топлива. Такая схема позволяет банку привлекать новых клиентов.

Сотрудничество Benzuber с банками активно поддерживает платежная система Visa. Есть несколько проектов, где Visa финансирует скидку для клиентов — она составляет 5−15%. Например, в проекте с банком «Открытие» клиент получает скидку в размере 10% при оплате бизнес-картой «Visa Открытие».

Еще один плюс для клиента — кэшбэк по программе лояльности бизнес-карты «Visa Открытие», он также составляет 5%. Корпоративные клиенты могут сэкономить до 20% через возврат НДС, который отдельно прописывается в документах.

«Таким образом, все довольны. Клиент получает сервис и кредитование, банк — комиссию, а АЗС — увеличенный поток довольных клиентов и централизованную оплату. Но это еще не все. Мы решили создать такой же сервис для частных клиентов банка. Этот функционал будет доступен в мобильном клиентском приложении для физлиц. С одним из банков мы этот функционал уже реализовываем — скоро он будет готов», — обещает Артем Скворцов.

Он обращает внимание, что банкам начать сотрудничество с Benzuber просто — никакой лишней бюрократии — и практически бесплатно. «Наше предложение можно сравнить с ситуацией, когда человек находит лежащие на дороге деньги. И чтобы получить их, нужно лишь наклониться и взять их. Наша идея с созданием топливного сервиса для банков — то же самое».
Полное выступление основателя Benzuber Артема Скворцова на форуме «Платежный бизнес 2021»
Контакты
Задать вопрос компании