КЕЙСЫ
НДО: курс на диджитализацию
 
НДО:
курс на диджитализацию

Все самое интересное
только начинается!

Какие тренды рынка наличного денежного обращения можно назвать сегодня ключевыми? Какое отношение они находят в стратегии и разработках поставщиков решений? Эти и другие вопросы мы задали Сергею Барсукову, президенту компании Profindustry.
Какие тренды рынка наличного денежного обращения можно назвать сегодня ключевыми? Какое отношение они находят в стратегии и разработках поставщиков решений? Эти и другие вопросы мы задали Сергею Барсукову, президенту компании Profindustry.
ПЛАС: В начале нашей беседы – несколько слов о компании, ее стратегии и сегодняшних рыночных позициях.

С. Барсуков: Мы являемся экспертами в области технологий проверки подлинности банкнот и любых видов защищенных документов. Наша компания занимается разработкой «с нуля», производством и внедрением инновационных аппаратно-программных комплексов для автоматизации наличного денежного оборота, оборудования для обработки наличных и автоматизированных депозитных машин.

Говоря о принципах, которыми мы руководствуемся в своей работе, я бы выделил два ключевых направления: индивидуальный подход к каждому проекту и ориентацию на поиск лучшего решения, полностью отвечающего бизнес-целям и потребностям клиента. Следование намеченному плану, исполнение обещаний и выстраивание долгосрочных отношений с партнерами – отнюдь не банальные лозунги для нашей компании. Об этом говорит хотя бы тот факт, что в нашей практике не было ни одного судебного разбирательства по поводу невыполненных обязательств.

По сути, мы конструкторское бюро, где создаются и готовятся для выхода на рынок современное оборудование и комплексные решения. Стратегия компании направлена на разработку и развитие инноваций, с помощью которых мы помогаем клиентам повысить эффективность их ежедневной работы, оптимизировать и вывести на новый уровень ключевые бизнес-процессы, связанные с налично-денежным оборотом.

Я с уверенностью могу сказать, что сегодня Profindustry является лидером в сфере онлайн-инкассации. Высокая квалификация компании подтверждена более чем двадцатилетним опытом работы на российском рынке. Нашими клиентами являются 90% федеральных сетевых ритейлеров, банки, малый и средний бизнес.

ПЛАС: Вы отметили, что практикуете разработку продуктов «с нуля» – какие преимущества это дает? Чем решения собственной разработки и производства могут быть привлекательнее для заказчика продуктов зарубежных вендоров?

С. Барсуков: Многие из наших идей просто невозможно реализовать, опираясь на готовые зарубежные решения. Организация полного цикла разработки продукта – объективная необходимость и во многих случаях единственно верный путь к решению сложных задач, которые стоят перед нашими клиентами. Разработка с нуля позволяет придерживаться по-настоящему индивидуального подхода, учитывая особенности российского бизнеса. У нас появляется возможность тонко настраивать экономические параметры производства, обеспечивать оперативную техническую поддержку и быстро реагировать на любые законодательные изменения.
«
По сути, Profindustry – конструкторское бюро, где создаются и готовятся для выхода на рынок современное оборудование и комплексные решения
ПЛАС: Какие наиболее знаковые продукты и технологии вы уже вывели на рынок к настоящему времени?

С. Барсуков: Приведу только несколько наиболее ярких примеров. Мы разработали и сделали популярным на рынке автоматический счетчик банкнот PRO 40 – это был первый простой и удобный счетчик для торговых предприятий, появление которого стало настоящим прорывом. Сейчас трудно себе представить, но в конце 1990-х просто не было счетчиков, ориентированных на нужды ритейлеров. В то время на рынке присутствовали только счетчики банковского класса. Ритейл и малый бизнес даже не видели себя пользователями такого дорогого оборудования.

Серия функциональных и надежных детекторов для проверки инфракрасного образа банкнот, разработанная и выпущенная нами, стала своевременным ответом на запрос рынка по более качественной просмотровой детекции. В начале 2000-х, когда количество высококачественных фальшивых банкнот выросло, возможностей распространенных на тот момент ультрафиолетовых детекторов стало недостаточно для выявления подделок.

Тогда мало кто знал об автоматических детекторах, а те модели, которые привозили в Россию, могли проверять только иностранные валюты. Мы первыми пришли на помощь и настроили автоматические детекторы на российские рубли. Компания Profindustry фактически сформировала рынок компактных устройств для автоматической детекции подлинности банкнот на кассе.

После этого мы представили серию «автоматов» Moniron, работающих на базе уникальной системы детекции Moniron Detection System, которая прошла официальное тестирование в Банке России. Детекторы Moniron вывели автоматическую проверку подлинности банкнот на экспертный уровень, что обеспечило им успех не только в России, но и на международном рынке.

Для себя мы выработали простую, но эффективную схему, позволяющую компании оставаться на пике инноваций: анализ и прогнозирование запросов рынка, исследования и поиск технологии, разработка и тестирование решения, вывод на рынок, изучение результатов в постоянном диалоге с клиентами, доработка и, конечно же, снова поиск.

Например, именно так появился Moniron Mobile, портативный автоматический детектор банкнот, которому нет аналогов в мире по мобильности, качеству проверки и автономности. Решение было создано для работы в движении: интернет-магазины, службы доставки, такси и сектор HoReСa оценили незаменимость этого устройства.

Помимо продуктов для сектора розничной торговли в портфеле Profindustry присутствуют кросс-технологические проекты, в которых мы выходим за рамки обработки наличных денег. Одним из таких спецпроектов является комплекс решений для автоматизации бизнес-процессов в игровой индустрии и сфере лотерейного бизнеса, который охватывает целый ряд направлений: от распознавания и обработки данных до уникальных кассовых решений и обеспечения безопасности.

Компанию Profindustry всегда отличало умение находить свободные рыночные ниши. Многие из наших идей были подхвачены другими производителями, которые начали выпускать аналоги оборудования. Таким образом, мы способствовали развитию целого ряда передовых решений и стандартов автоматизации НДО в ритейле и секторе малого и среднего бизнеса.

«
Мы способствовали развитию целого ряда передовых решений и cтандартов автоматизации НДО в ритейле
ПЛАС: Какие ключевые тенденции рынка НДО вы могли бы выделить сегодня? Какое отражение они находят в бизнесе и продуктовом портфеле компании?

С. Барсуков: Для начала нужно упомянуть о сохранении значительной доли наличных платежей в розничных расчетах – до 53%, по статистике Банка России1. А в зависимости от региона и рыночного позиционирования доля наличных расчетов в отдельных торговых точках может доходить до 65–70%. Банк России также год от года фиксирует увеличение количества наличных денег в обращении, поэтому участникам рынка необходимо будет уделять особое внимание новым подходам к автоматизации НДО и обработке наличной выручки.

Одной из основных тенденций рынка НДО является отказ корпоративных банковских клиентов из числа ритейлеров от классической инкассации и их активный переход на онлайн-инкассацию.

Думаю, что в первую очередь это связано с потребностью клиентов оптимизировать процесс обработки наличной выручки и минимизировать издержки, так как в последнее время наблюдается существенное увеличение прямых и косвенных расходов на классическую инкассацию. Рынок испытывает настоящий технологический голод на перспективные решения в данной области и нуждается в обновлении подходов к НДО.

Сегодня клиентам приходится вести проекты одновременно с несколькими поставщиками, взаимодействовать с разным оборудованием, что приводит к проблемам технической совместимости, усложняет коммуникацию и не всегда позволяет точно оценить эффективность того или иного решения. Мы видим выход в более системном внедрении инноваций. Понимая необходимость консолидации технологий, сервисов и методов работы, мы разрабатываем открытую технологическую платформу Moniron Cash Connect, которая способна объединить все бизнес-процессы наличного денежного оборота. Кстати, пользуясь случаем, приглашаю всех заинтересованных участников рынка к профессиональному диалогу и сотрудничеству по этому направлению!
«
В зависимости от региона и рыночного позиционирования доля наличных расчетов в отдельных торговых точках может доходить до 65–70%
ПЛАС: Как вы оцениваете развитие системы онлайн-инкассации за последние пару лет? В чем действительные преимущества и привлекательность этого сервиса для клиентов?

С. Барсуков: Учитывая международный опыт и результаты наших первых пилотных проектов, мы пришли к пониманию того, что для России необходимо конкретное специализированное оборудование – автоматизированная депозитная машина (АДМ), аналогов которой на тот момент еще не было на мировом рынке. В 2014 году мы приступили к реализации собственной разработки АДМ, адаптированной под российские потребности. Так была создана принципиально новая депозитная машина – Moniron ADM 6, которая производит депонирование, проверку подлинности и хранение денежных средств до инкассации, а также обеспечивает зачисление финансовых средств на расчетный счет компании в режиме онлайн.

Одним из самых значимых результатов проделанной работы стал масштабный проект с сетью «Магнит», целью которого является оснащение депозитными машинами Moniron всех магазинов компании, включая торговые точки в самых отдаленных российских регионах. Выгоды проведенной интеграции мы можем наблюдать уже сейчас. Автоматизация приема, проверки и пересчета наличной выручки позволила ритейлеру оптимизировать издержки и исключить ошибки ручной обработки наличных. Благодаря онлайн-зачислению денег на расчетный счет выручка становится доступной «день в день» и минимизируется так называемый кассовый разрыв. Достигается существенная экономия времени на подготовку и проведение инкассации – до 80%. Освободившееся время сотрудников – это возможность переориентировать их для выполнения других задач, связанных, например, с повышением качества обслуживания покупателей. У ритейлера появилась свобода выбора – на что использовать освободившееся время и куда направить ресурсы персонала.

Сейчас наблюдается объединение рынка вокруг сервиса онлайн-инкассации Moniron. Я вижу, как данная технология становится стандартом отрасли и изменяет подход к организации оборота наличных денег, открывая новые возможности для всех участников процесса. Онлайн-инкассация на платформе Moniron Cash Connect уже переросла стадию точечных установок и вышла на уровень крупных проектов, охватывающих практически все регионы страны. Сервис активно внедряется по всей России, все больше компаний переходят на обработку выручки с использованием АДМ. К нам присоединились «Ашан», «ВкусВилл», ГК «Дикси» в Калининграде, сеть «Лэнд» и «Деловые линии» в Петербурге, «Спортмастер» с торговыми точками в целом ряде городов Дальнего Востока, и т. д.

Постоянный обмен идеями с клиентами и партнерами дает нам важный опыт для совершенствования и развития решения, полностью отвечающего задачам российского розничного бизнеса.

Организация полного цикла разработки продукта
Организация полного цикла разработки продукта – объективная необходимость и во многих случаях единственно верный путь к решению сложных задач, которые стоят перед нашими клиентами
ПЛАС: Ваши прогнозы в отношении новых рыночных трендов? Планы компании по дальнейшему развитию своих решений в ближайшей перспективе?

С. Барсуков: Одним из основных направлений развития я вижу диджитализацию наличной сферы, которая приведет к дальнейшему сокращению издержек на обработку денежных средств и к развитию инновационных технологий, доказавших свою эффективность на практике. Сфера обработки наличных будет становиться все более прозрачной благодаря повсеместному внедрению считывания и обработки серийных номеров. Наша компания безусловно поддерживает наметившуюся тенденцию и готова продолжать работу в этом направлении.

Если говорить о перспективе, то важность наличных денег в розничных расчетах, на мой взгляд, не будет существенно уменьшаться не только в России, но и во всем мире. Мировая финансовая система не застрахована от серьезных потрясений. Любое кризисное явление, политическое, экономическое или технологическое, приводит к взрывообразному росту доли наличных денег на платежном рынке и не только. Думаю, что все самое интересное на рынке НДО только начинается.

В планах у нас презентация новых решений по целому ряду направлений. На данный момент в стадии завершения находятся несколько проектов, каждый из которых способен полностью трансформировать и перезапустить соответствующую часть отрасли. Пока могу сказать, что мы развиваем новые системные решения в сфере оборота монет, банкоматного бизнеса и фискализации.

ПЛАС: Как вы оцениваете предстоящий ПЛАС-Форум и в целом эту площадку, участником которой ваша компания выступает уже далеко не первый год?

С. Барсуков: Мне кажется очень важным, что представители разных профессиональных объединений, банковского и ритейл-сектора, производители и поставщики решений могут встретиться на единой площадке, вести конструктивный диалог и делиться опытом.

В 2019 году мы традиционно примем участие в ПЛАС-Форуме «Online & Offline Retail», который пройдет 10–11 апреля в московском КВЦ «Сокольники», где я выступлю модератором сессии «Банкинг и ритейл: перспективы дальнейшего взаимодействия». Уверен, что нас ожидает интересная дискуссия о тенденциях рынка, развитии онлайн-инкассации и автоматизации обработки наличных денег. Представители банковской сферы и ритейла расскажут об опыте внедрения инноваций в наличной сфере на примере реальных кейсов, поделятся методиками совместной работы и практической информацией о выполненных проектах. До встречи на апрельском ПЛАС-Форуме!

Компания Profindustry
adm@moniron.com
+7 495 734 99 11