КЕЙСЫ
Мы рады сообщить читателям журнала «ПЛАС», что наступило время окончания четвертой стадии совершенствования программного комплекса управления выпуском, логистикой и жизненным циклом банковских карт, широко известного в «узких кругах» (в которые входят пять крупнейших банков РФ и опытнейшая процессинговая компания) под именем ОКТОПУС.

Как известно, практически каждая заказная программная система проходит через четыре стадии своего развития до начала широкого тиражирования.

1. Зарождение идеи, попытка ее реализации, переформулировка всех целей и задач, выбор новых инструментов и алгоритмов и – первая инсталляция.

2. После успеха первой инсталляции и ее сопровождения через некоторое время появляется второй покупатель. Здоровое чувство зависти у нового заказчика к первому пользователю порождает второй контракт в обоюдной надежде легко обеспечить решение всех задач, заработать деньги и паблисити.

3. После полной переработки продукта и успешного завершения второго проекта находится третий клиент, обычно уже гораздо более масштабный, с разнообразной географией и при этом весьма динамичным и быстроменяющимся характером. С ним вам удается добиться необыкновенного уровня качества программного обеспечения, подтвержденного самостоятельным внедрением – силами заказчика во многих географических точках РФ.

4. И наконец, у вас появляется клиент, с которым вам очень комфортно, и он и вы находитесь на одинаково высоком уровне понимания производственных и административных процессов. Наконец, вы можете позволить себе бороться не только за качество

ОКТОПУС содержит и удобство использования продукта, но и, не побоимся этого слова, оптимизировать его по быстродействию, масштабированию, унификации, распространению «гравитационных волн», упорядоченности во всех связанных с продуктом программно-информационных системах банка.
У этого продукта всего две стратегические цели. Первая из них – упорядочение всей информации, связанной с жизненным циклом пластиковой карты, за исключением финансовых транзакций. Вторая задача ОКТОПУСа -
обеспечение быстрого, «почти мгновенного» внедрения практически любых венчурных и стартапных новаций в сложившейся информационной структуре банка с минимальными изменениями в успешно эксплуатируемых системах.

Система ОКТОПУС: цели и задачи


Система управления персонализацией, логистикой и жизненным циклом персо- продуктов ОКТОПУС представляет собой оригинальную разработку компании ПРОНИТ и предназначена для автоматизации производственной деятельности персонала предприятий и подразделений банков и других организаций, выполняющих персонализацию, учет, логистику, а также управление жизненным циклом пластиковых карт и других продуктов персонализации.

Укрупненно жизненный цикл банковской карты может быть описан диаграммой, представленной на рисунке 1.

В составе ИТ-инфраструктуры организаций и подразделений персонализации система ОКТОПУС представляет собой интегрированную автоматизированную информационную систему, обеспечивающую автоматизацию полного цикла управления продуктами персонализации.

С точки зрения классификации прикладных автоматизированных информационных систем, система ОКТОПУС по своей функциональной области может быть отнесена к системам класса MES (Manufacturing Execution Systems) – системам класса оперативного планирования и управления производством, решающим задачи синхронизации, координации, анализа, называемым АСУ ТП.

На диаграмме на рисунке 2 приведена примерная оценка процентных уровней покрытия системой ОКТОПУС функционала систем класса MES.
Процесс обработки информации и логистика в системе ОКТОПУС

Процесс обработки информации по каждому экземпляру продукта персонализации в системе ОКТОПУС укрупненно представлен на рисунке 3.

На первом этапе заявки на выпуск продуктов персонализации, сформированные в различных внешних системах, например, в системах ведения счетов клиентов, автоматически или по команде оператора загружаются в базу данных системы ОКТОПУС.
В системе автоматически выполняется анализ и обработка загруженных данных – отдельные загруженные записи либо присоединяются к загруженным ранее записям (то есть пополняется состав атрибутов этих записей), либо образуют новые записи персонализационных продуктов, либо записи отвергаются как ошибочные.

На втором этапе в системе автоматически либо по команде оператора выполняется планирование выпуска отдельных персопродуктов – какое подразделение персонализации и в какое время должно выполнить персонализацию для каждой записи персонализационного продукта. В системе автоматически выполняется анализ готовности отдельных записей персонализационных продуктов к выгрузке в файлы итераций персонализации либо файлы итераций подготовки персонализационных данных.
В системе автоматически выполняется группировка записей персонализационных продуктов – например, по виду продукта персонализации, планируемому времени отправки продукции персонализации, приоритету (срочности) и т.д.

На третьем этапе
для выпуска во внешнем центре персонализации оператор системы выбирает определенную группу записей персонализационных продуктов, назначенных и готовых к выпуску во внешнем центре персонализации, и дает команду на формирование, выгрузку из системы ОКТОПУС и отправку во внешний центр персонализации соответствующих файлов заданий на выпуск.
При выпуске в главном или территориальном центре персонализации оператор выбирает определенную группу записей персонализационных продуктов, готовых к очередному этапу персонализации, и дает команду на их выгрузку из системы ОКТОПУС в файл итерации персонализации и передачу файла итерации непосредственно на соответствующий комплекс (устройство персонализации) в систему подготовки данных персонализации главного или территориального центра персонализации.

На четвертом этапе оператор системы дает команду на формирование и печать задания на персонализацию, в котором указываются вид продукта персонализации, количество экземпляров персонализируемого продукта, необходимые персонализационные материалы и их количество, комплекс (устройство персонализации), конфигурационный файл комплекса (устройства) и пр., и передает этот документ оператору комплекса (устройства персонализации).

На пятом этапе
сформированный файл итерации персонализации автоматически пересылается на комплекс (устройство персонализации) в систему подготовки персонализационных данных. Оператор комплекса (устройства персонализации) выполняет полученное задание на персонализацию. После завершения выполнения итерации сформированный комплексом (устройством персонализации либо внешней системой подготовки персонализационных данных) протокол персонализации (файл аудита) автоматически загружается и обрабатывается системой ОКТОПУС – проставляются соответствующие отметки об успешном / неуспешном выпуске экземпляра продукта персонализации / подготовке данных для каждой записи и пр.
В случае внешних центров персонализации оператор системы дает команду на загрузку в систему ОКТОПУС протокола работ, полученного от внешнего центра персонализации. Протокол работ может содержать как протоколы персонализации, так и данные по расходу персонализационных материалов, а также по контролю, сортировке и отправке продукции персонализации.

Параллельно на шестом этапе
выполняются операции по учету персонализационных и расходных материалов – оформляются требования на получение со склада материалов, необходимых для выполнения персонализации, их списания и пр. Все операции учета материалов сопровождаются формированием и печатью соответствующих документов.

На седьмом этапе готовая продукция персонализации передается из подразделения персонализации в подразделение сортировки, раскладки и отправки продукции персонализации в объекты производственной сети. Дополнительные партии готовой продукции персонализации могут поступать также из одного или нескольких внешних центров персонализации. Такие дополнительные партии сопровождаются файлами состава партий, которые загружаются в базу данных системы, и, таким образом, данные о принятых партиях продуктов персонализации от внешних центров персонализации и об отдельных экземплярах продуктов персонализации и их текущих состояниях появляются в системе.
В подразделении сортировки, раскладки и отправки продукции персонализации выполняются контроль, сортировка и формирование партий продукции персонализации для отправки в назначенные объекты производственной сети. Формирование партий на отправку может осуществляться по различным критериям – например, по бизнес-продуктам (проектам), видам персопродуктов и пр., – и сопровождается выпуском соответствующих актов приема-передачи и реестров (описей) продукции.

На восьмом этапе сформированные партии на отправку помещаются в транспортные пакеты и формируются почтовые отправления. Почтовые отправления передаются для доставки службе доставки с регистрацией соответствующих данных (номеров накладных и пр.) в системе. Для некоторых служб доставки (DHL, Pony Express и др.) знание номера накладной позволяет отслеживать ход доставки транспортного пакета непосредственно через сайт службы доставки. Кроме того, может выполняться обмен данными между системой и информационными системами служб доставки, что позволяет хранить и обрабатывать в системе детальные данные по каждому отправлению (вес, тариф, стоимость, даты отправки и доставки).

Ход доставки почтового отправления может контролироваться как персоналом отправителя, так и персоналом получателя. При получении отправления в объекте производственной сети этот факт регистрируется в системе. После приема почтового отправления получателем его состав может быть проконтролирован на соответствие описи отправления, хранящегося в БД системы ОКТОПУС.

С момента доставки отдельные экземпляры продуктов персонализации, полученные в составе почтового отправления, хранятся в объекте производственной сети – получателе. Если в состав почтового отправления были включены партии продукции, предназначенные для передачи в другие объекты производственной сети, инициируется аналогичный процесс отправки соответствующего почтового отправления отправителем – доставки службой доставки – получения отправления получателем.

Хранящиеся в объекте производственной сети экземпляры продуктов персонализации могут быть выданы клиентам либо отмечены как неисправные и в результате отправлены в подразделение распределения продукции персонализации для уничтожения и т. п. При этом для продуктов персонализации в системе может быть настроено несколько различных типовых процессов жизненного цикла, отличающихся последовательностью состояний и операций, – например, для одних продуктов при завершении срока действия установлена возможность уничтожения экземпляра продукта в объекте производственной сети, а для других – его обязательный возврат в центр персонализации.
Информационное взаимодействие ОКТОПУС с ИТ-структурой заказчика

Теперь ознакомимся с принципиальной схемой информационного взаимодействия комплекса с окружением и его местом в ИТ-структуре банка или процессингового центра (рисунок 4).

Информационно-технологический комплекс управления выпуском, логистикой и жизненным циклом банковских карт входит в состав информационно-технологической инфраструктуры банка и включает большое количество разнообразного оборудования и программного обеспечения, обеспечивающего автоматизацию выполнения процессов управления картами банка в течение всего их жизненного цикла – от формирования заявок на выпуск карт до их вывода из обращения.

От систем ведения счетов клиентов поступают заявки на выпуск карт, которые обрабатываются системами подготовки персонализационных данных, в результате формируются записи персонализационных данных. По записям персонализационных данных выполняется собственно персонализация карт.

В авторизационную систему передаются все необходимые данные об изготовленных картах.

При использовании внешних центров персонализации для выпуска карт осуществляется формирование и отправка заданий и прием отчетов о выпуске карт в этих центрах персонализации.

При использовании служб доставки для доставки карт в пункты выдачи карт клиентам осуществляется обмен данными с информационными системами этих служб.
ОКТОПУС сегодня

В настоящий момент система ОКТОПУС содержит в себе полный набор модулей, функционал которых обеспечивает для заказчика исчерпывающую документарно-производственную технологию.

Фронт-офис и бэк-офис банка обеспечен информационно-поисковым ресурсом «витрина данных», позволяющим мгновенно проследить «на любую глубину» путь и состояние каждой карты.

Благодаря мощному механизму анализа и планирования производственных и логистических процессов система ОКТОПУС обеспечивает значительную экономию ресурсов банка, в том числе и финансовых.

На сегодняшний момент система достигла необходимой зрелости, чтобы гарантированно обеспечивать работоспособность при скачкообразном повышении нагрузок, связанных как с резким ростом объемов эмиссии карт, так и с увеличением разнообразия технологий и продуктов.

...и ОКТОПУС завтра!

Мы очень надеемся, что первый в мире и России картомат, который в настоящий момент завершает пилотную эксплуатацию в рамках выдачи перевыпущенных карт клиентам в режиме самообслуживания, успешно докажет свою эффективность. И тогда инсталляция ОКТОПУСа в этом банке, реализовавшем данный проект, получит новый модуль и функционал – «поддержка сети картоматов».
Компания ПРОНИТ
pronit@pronit.ru
+7 (495) 276 06 33