Во-вторых, необходима регламентация процесса сертификации IBNS-решений со стороны регулятора. На этом этапе необходимо создание механизма сертификации. Сертификация может (или, скорее всего, должна) стать обязательной для различных типов решений IBNS. Следует рассмотреть необходимость применения широкомасштабных тестов оборудования и компонентов. Это не только позволит оградить рынок от появления новоиспеченных некачественных продуктов (грубо говоря, картонных коробок с серийными номерами и этикетками), но и даст профессиональным участникам рынка возможность выбирать заведомо эффективное оборудование, экономя при этом собственные ресурсы на отсев неработоспособных вариантов.
В-третьих, требуется осуществление регулятором надзорных функций в рамках применения решений IBNS, разработка методов анализа поступающих к обмену окрашенных банкнот, их идентификации. Здесь необходимо тесное взаимодействие с правоохранительными органами, ведь обнаружение банкнот со следами спецкрасок может означать, в том числе, что эти банкноты были украдены. А это уже преступление, возможно, выходящее за рамки сферы деятельности Центрального Банка.
Останавливаясь на развитии ситуации именно в России, необходимо ссылаться на действующие в настоящее время нормативные документы.
Основными такими документами были и остаются Положение Банка России No 318-П, Закон «Об оружии», а также некоторые так называемые подзаконные акты. В последнее время были обнародованы проекты изменений, которые смогли бы предоставить перевозчикам некоторые альтернативы. Разговор ведется и о возможности отказа от вооруженной охраны и ухода от бронирования автотранспорта при условии эксплуатации решений IBNS.
Выбор в данном случае остается за исполнителем услуги, естественно, в случае соблюдения определенных внутренних и внешних критериев. Здесь мы уже вправе оценивать и сопоставлять аспекты безопасности и экономики.
Что же касается вопроса экономического эффекта от внедрения решений IBNS, то здесь не требуется рассматривать какие-либо конкретные примеры, так как эксплуатация данного рода решений в России еще с 2010 года показывает их экономическую эффективность. Если на ранних этапах использование технологии IBNS было уделом лидеров рынка, инноваторов и первопроходцев, то сейчас такого рода решения даже без учета грядущих законодательных изменений (возможность отказа от использования оружия, бронирования автотранспорта) способны приносить ощутимый положительный экономический эффект для рядовых игроков инкассаторского рынка. Мы как профессиональные игроки данного рынка видим подтверждение такого положения вещей в обратной связи от наших клиентов и партнеров, которые, как говорится, «голосуют рублем».
Резюмируя, я хотел бы вернуться к изначальному тезису. Возможность приведения банкнот в неплатежеспособное состояние (в нашем случае это окрашивание) создает условия безопасной работы для сотрудников инкассаторских служб и значительно снижает потенциальные риски возникновения опасных ситуаций для общества в целом. Кроме того, исключается и сама возможность получения преступниками выгоды от преступления, что лишает последнее какого-либо смысла.
Мы предлагаем не оставлять злоумышленникам ничего и никогда!
И только с учетом вышесказанного можно говорить о возможных технологических рисках, о высокой стоимости решений, о недоверии к новым технологиям и т. д.