Носитель лояльности
Для реализации лояльного приложения на кобрендовой карте необходимо выбрать некоторый «носитель», на котором хранятся данные лояльности клиента. Наиболее популярными являются четыре следующих носителя лояльности:
1. Графическое изображение. Идентификатор лояльности может быть размещен на карте при графической персонализации в виде штрихкода, QR-кода или просто в виде номера, напечатанного/эмбоссированного на поверхности карты.
2. Магнитная полоса. Идентификатор лояльности можно записать на третьем треке магнитной полосы, и он не будет мешать работе банковского приложения, использующего первый и второй треки.
3. Теги платежного приложения. Данные лояльности можно хранить в области дополнительной информации платежных приложений «Мир», Visa и Mastercard, не имеющих прямого отношения к проведению платежной транзакции. В соответствии с EMV-стандартами такие данные выделяются специфическими идентификаторами, тегами. Поэтому в дальнейшем под тегом в этой статье будем понимать информационное поле в платежном приложении, в котором могут храниться данные лояльных приложений.
4. Апплет. Данные лояльности можно хранить в карточном приложении – апплете. Рассматриваются два типа таких апплетов:
• EMV-апплеты
• Не-EMV апплеты, т. е. специализированные апплеты.
EMV и не-EMV-апплеты в кобрендовых проектах
Под EMV-апплетом будем понимать апплет, совместимый со спецификациями EMV в контактной части и поддерживающий некоторые проприетарные спецификации по доступу к EMV-апплету в бескон тактной части интерфейса. Использование проприетарных спецификаций объясняется тем, что до настоящего времени просто не опубликованы бесконтактные EMV-спецификации, и каждая ПС вынуждена решать вопрос разработки бесконтактного интерфейса к EMV-апплету по-своему, т. е. в соответствии со своими «фирменными» спецификациями.
Реализация карточных приложений в виде EMV-апплетов вызывает большой интерес в различных проектах, где требуется обеспечить прием карточного приложения на банковском платежном терминальном оборудовании. Действительно, поскольку любой платежный банковский терминал в настоящее время является EMV-терминалом, он должен уметь обслуживать все EMV-апплеты, хранящиеся на карте. Именно это обстоятельство делает EMV-апплет привлекательным для банковского кобренда. Заметим, в настоящее время все МПС предлагают проприетарные интерфейсы для бесконтактного доступа к своим платежным приложениям на карте.
Под не-EMV-апплетом будем понимать специализированным апплет, который разработан специально для решения той или иной задачи. Спецификации специализированного апплета могут быть не полностью совместимы с EMV-спецификациями. В дальнейшем будем рассматривать специализированные апплеты, в которых реализована офлайн- и/или онлайн-аутентификация.
Специализированные апплеты имеют ряд достоинств по сравнению с EMV-апплетами, одно из них – существенно меньшее время выполнения по сравнению с EMV-апплетом. Это обстоятельство особо важно в бесконтактном режиме, когда время выполнения чтения данных карточных приложений и их аутентификации ограничено требованиями ПС. Примером апплета, специально разработанного для лояльных приложений, является апплет LoyApp.
Будем говорить, что апплет является white label апплетом, если его компания-разработчик предусматривает такую реализацию прав на апплет компании-покупателю, что последняя может использовать его под своим брендом. Принадлежность апплета к классу white label, безусловно, позитивно сказывается на экономике как проектирования, так и эксплуатации любых систем, в том числе и систем лояльности. Позитивность состоит в снижении финансовых и временных затрат ритейлера для достижения договоренности с владельцем апплета как при разработке, так и по роялти, отчисляемых ритейлером ПС за пользование апплетом в процессе эксплуатации систем лояльности.
В настоящее время владельцами EMV-апплетов большей частью являются сами ПС. Однако есть и редкие (пока) исключения. Кроме ПС, права на EMV-апплеты принадлежат еще некоторым производителям карт, а также некоторым разработчикам ПО для карт и/или терминалов. Примером white label апплета, права на который принадлежат компании разработчику ПО, является апплет PAYCORN.
Договориться с ПС об использовании их EMV-апплета сложно в силу того, что, как известно, «Chase Manhattan» не торгует семечками». Особого интереса продавать EMV-апплет нет и у производителя карт, поскольку его интерес состоит в продаже именно карт, т. е. готового продукта.
Наличие white label EMV-апплета у производителя просто наделяет его карты конкурентным преимуществом перед теми конкурентами, которые не имеют таких апплетов. Действительно, если производитель карт продал свой white label апплет покупателю в лице той или иной структуры, то последний может использовать его на картах другого производителя карт, обеспечив таким образом первому производителю упущенную выгоду, так как цена апплета в структуре цены карты – это как раз те самые «семечки». Кому действительно интересно продавать EMV-апплеты, так это производителям ПО для карт и терминалов, ибо продажа «семечек» – их основной бизнес.