Следует отметить, что особенностью Samsung Pay является поддержка не только NFC, но и собственной технологии Samsung – MST (Magnetic Secure Transmission). Именно поэтому данный сервис, в отличие от Apple Pay, совместим не только с устройствами, принимающими бесконтактные платежи по NFC, но и с POS-терминалами, где принимаются банковские карты только с контактным интерфейсом. Несмотря на то что в результате масштабного развития в России бесконтактной платежной инфраструктуры данное конкурентное преимущество со временем будет все больше нивелироваться, оно уже обеспечило Samsung Pay мощный старт на нашем рынке. То обстоятельство, что компания сумела гибко подстроиться под существующую инфраструктуру, далеко не везде поддерживающую NFC-платежи, на первом же этапе принесло и продолжает зарабатывать ей серьезные дополнительные очки. Таким образом, перед нами еще один пример того, как парадоксальная инновация, по сути – революционный «шаг назад», дает ощутимое преимущество в распространении технологии и достижении бизнес-результата за счет облегчения интеграции и преодоления входного барьера.
В свою очередь, компания Apple, хотя и не пошла по пути Samsung, также сделала все возможное, чтобы занять на рынке не менее впечатляющие позиции благодаря как своим собственным инновационным разработкам, так и сотрудничеству с ведущими мировыми игроками. Например, технологией лояльности Apple VAS уже заинтересовались несколько крупных ритейлеров России. Не будем забывать и об обособленной структуре, я бы сказал, элитарности пользователей этого бренда, что дает дополнительный импульс любой связанной продуктовой новации.
Вполне возможно, что в обозримом будущем мы сможем наблюдать дальнейшее развитие данных сервисов в части так называемых технологий сопровождения. Например, появление в России масштабных программ лояльности на базе технологии Apple или на платформе бесконтактных карт. Не исключено и создание специализированных порталов лояльности на мобильных телефонах, хранящих апплеты лоялти-карт.
Несмотря на закономерный вопрос о перспективах ухода традиционного «пластика», на сегодняшний день пластиковые платежные карты продолжают активно использоваться, и долгое время такие сервисы, как Apple Pay и Samsung Pay (а в будущем – и ожидаемый в РФ Android Pay), будут не столько конкурировать с картами, сколько гармонично дополнять друг друга, расширяя платежные возможности конечных потребителей и ТСП.