Лучший из двух миров
Учитывая, что в России на онлайн-канал по-прежнему приходится незначительная доля общего объема розничных продаж, очевидно, что до конца эпохи доминирования физических магазинов здесь еще очень далеко. Проблема, которую сегодня приходится решать ТСП, заключается в том, чтобы устранить как можно больше различий между процессом покупки в физических магазинах и онлайн-покупкой. Когда покупатель заходит в магазин, он ожидает персонифицированных и релевантных предложений, аналогично тем, которые он получает при входе в свою учетную запись в онлайн-магазине. В тех магазинах, где покупателя приветствуют по имени и обращаются с ним как с важным клиентом, он зачастую тратит гораздо больше денег.
Ключевую роль в такой персонификации играют персональные данные клиента (ПДн). В онлайн-магазинах релевантные ПДн уже интегрированы в алгоритмы, на основе которых строится индивидуальный подход к обслуживанию покупателя. От того, каким образом ритейлеры будут использовать данные в своих физических магазинах, чтобы понять потребности покупателей и соответствующим образом персонифицировать используемые процессы обслуживания, будет зависеть трансформация офлайн-торговли в целом.
При посещении магазинов и ресторанов потребители сегодня все чаще пользуются смартфонами в процессе совершения покупок, например, для сравнения блюд в меню, для поиска выгодных предложений или чтобы найти интересующие их товары, пока они прогуливаются между рядами магазинных полок. Даже на кассе все больше людей отказываются от банковских карт в пользу смартфонов, оплачивая покупки с помощью технологии NFC, QR- и штрихкодов. Смартфоны все чаще становятся постоянной «палочкой-выручалочкой», когда дело касается покупок или посещения ресторанов. В то же время появляется все больше технологий, ориентированных на прямое взаимодействие с потребителями, например, облачные приложения и цифровые платежные средства, и потребители ждут от ритейлеров возможности использования их в физических магазинах.