Ситуация в России отличается от общемировой тем, что, в силу относительной «молодости» банковской системы, активный этап развития сектора пришелся уже на цифровую эпоху, что позволило еще на ранней стадии интегрировать современные технологии в основные бизнес-процессы. Так, консалтинговая компания Deloitte Digital даже включила Россию в пятерку лидеров по цифровизации банковского сектора среди 38 стран региона EMEA.
Как отмечают эксперты Deloitte, сегодня в России digital-технологии активно развиваются на всех уровнях. Данная тенденция обусловлена рядом факторов, в том числе включением цифровизации в повестку государственного развития и реализацией программы «Цифровая экономика РФ». Кроме того, российское общество отличается высоким уровнем проникновения технологий – в стране свыше 90 млн активных пользователей интернета, а около 15% домохозяйств выходят в сеть исключительно с мобильных устройств. Таким образом, цифровые технологии уже успели стать неотъемлемой частью повседневной жизни россиян и помогают им в решении ежедневных рабочих задач.
В этой статье мы собрали лучшие практики, по мнению Samsung, которые были внедрены в банках России в 2018 году и отражают основные направления цифровизации в банковском секторе в 2019-м.
Максимальная защита корпоративных данных
Компания ИНКАХРАН предоставляет услуги по обслуживанию наличного денежного обращения, включая предоставление юридическим лицам услуг инкассации, пересчета, кассового обслуживания, аутсорсинга банкоматов и перевозки ценностей.
Важная задача, возникшая перед компанией в недавнее время, – защита информации при работе с терминалами сбора данных. Система позволяет автоматизировать контроль и учет всех процессов работы инкассатора на маршруте, начиная с получения в кассе наличных денег для доставки клиентам и заканчивая отчетом по проведенным за рабочий день операциям. Данные сведения должны быть максимально защищены.
Достичь безопасности данных специалистам удалось при помощи программно-аппаратного комплекса KNOX, встроенного в мобильные устройства Samsung. Запуск проекта в опытную эксплуатацию занял около трех месяцев, а в настоящее время он уже внедрен в промышленную эксплуатацию в 28 городах.
«Необходимо было найти систему, полностью удовлетворяющую потребностям наших клиентов, надежную и гибкую. Для нашего проекта Samsung предоставила решение, позволяющее с минимальными трудозатратами выполнить поставленные задачи. При этом был важен не только ценовой сегмент, но и возможность реализации своей уникальной сборки. Как итог мы получили полноценную площадку для реализации потребностей бизнеса, безопасности и инфраструктуры, позволяющую значительно повысить эффективность бизнес-процессов», – рассказывает Алексей Кабанов, заместитель председателя правления ИНКАХРАН.
Технология компании Smart Engines по распознаванию документов
Оформление документов, работа с заявками, перевод письменных заявлений в компьютерные и прочая подобная рутина отнимают значительную часть рабочего времени сотрудников банков и финансовых организаций. Упрощение этого процесса путем автоматического распознавания текстов позволит существенно повысить эффективность работы компании. Подобная технология уже реализована во многих платежных приложениях для мобильных устройств: вместо того чтобы вводить номер карты вручную, достаточно навести на нее камеру, и нужная информация будет указана в соответствующей форме. Удобство мгновенного распознавания документов с помощью цифровых технологий уже оценили такие российские банки, как Тинькофф Банк, Почта Банк, Альфа-Банк, Рокетбанк, «Восточный» и другие.
Smart IDReader позволяет распознавать документы на фотографиях и сканах, загружаемых в интернет-сервисы. Для этого пользователь просто показывает документ камере телефона. Вся распознанная информация используется для автозаполнения полей заявки.
Мобильное рабочее место
Летом 2018 года карта рассрочки «Совесть» (проект группы QIWI) заключила сотрудничество с компанией Samsung, в рамках которого агенты прямых продаж «Совести» были оснащены смартфонами Samsung Galaxy. Производительные смартфоны позволяют быстро оформить заявки на выпуск карты через мобильное приложение и справиться с постоянно увеличивающимся количеством желающих ее получить. Кроме того, в приложении на смартфоне отражается информация о графике работы агента, показателях выполнения его плана и KPI. Процесс оформления заявок на карту сейчас составляет около 20 минут вместо привычных для большинства классических банков 24 часов.
«Ключевые преимущества нашего продукта – технологичность и скорость. Агенты продаж работают с клиентами в партнерских магазинах и торговых центрах – там, где им нужно быстро совершить покупку. Поэтому скорость обработки заявки и выдачи карты здесь – первый приоритет, и очень важно, чтобы цифровая инфраструктура справлялась с большим потоком заявок бесперебойно и обеспечивала стабильность бизнес-процессов», – отмечает коммерческий директор проекта «Совесть» Дмитрий Соколов.
Использование виртуальной реальности в банковском секторе от Modum Lab
VR-технологии все активнее проникают в банковскую сферу, становятся более качественными и доступными по цене. Если раньше виртуальную реальность рассматривали исключительно сквозь призму развлечений, то в последнее время на VR обратили внимание даже такие банки, как Сбербанк, Альфа-Банк, Промсвязьбанк. На сегодняшний день интеграция VR в банковский сектор позволяет, например, собирать обратную связь, оценивать эффективность процессов и работы сотрудников или создавать более интересные инновационные продукты.
Альфа-Банк и VR-разработчик Modum Lab предлагают использовать очки виртуальной реальности для коммуникации с клиентами: в приложении «Альфа-Мобайл» финансовый консультант Альфа-Банка может инициировать VR-сессию с пользователем. В виртуальной переговорной комнате благодаря визуализации сложных финансовых процессов клиент может сконцентрироваться на контенте и взаимодействии с финансовым советником, что способствует более эффективному решению возникающих вопросов.
Еще один способ применения VR-технологий реализован Modum Lab в Сбербанке в рамках обучения сотрудников общему стандарту обратной связи. В виртуальной реальности они могут общаться с выполняющим роль сотрудника ботом согласно алгоритму обратной связи, прорабатывая в разговоре различные ситуации, в том числе конфликтные. По окончании беседы-тренировки программа подсчитывает детализированные результаты диалога и проводит анализ таких параметров, как агрессивность, скорость речи и пропущенные темы. Такой инструмент позволяет сотрудникам банка отработать продуктивный способ обсуждения возражений еще до встречи с реальным клиентом.
Все о финансовых продуктах в Samsung Pay
В октябре 2018-го мобильный платежный сервис Samsung Pay совместно с крупнейшим финансовым супермаркетом «Банки.ру» запустил инструмент «Финансовые сервисы», интегрированный в приложение Samsung Pay.
С помощью нового сервиса пользователь может, не покидая Samsung Pay, получить всю необходимую информацию об интересующем финансовом продукте в одном месте и в один клик оформить заявку на него: сравнить предложения по кредитным картам, кредитам и депозитам или отфильтровать их по определенным параметрам, для того чтобы выбрать наиболее подходящий для себя вариант и воспользоваться им.
Мобильное рабочее место
Современные мобильные устройства не уступают по производительности многим недорогим ноутбукам или настольным ПК. Достаточно подключить к смартфону или планшету клавиатуру, мышь и монитор, и гаджет легко справится со значительной частью задач офисных работников.
Тренд перехода от компьютеров к мобильным устройствам стремительно набирает популярность на глобальном уровне: в одной из крупных международных финансовых организаций таким образом модернизировали более 70 тыс. рабочих мест.
В ряде российских банков также оценили возможности современных гаджетов и заменили стационарные рабочие места сотрудников на мобильные, состоящие из мультимедийной док-станции Samsung DeX, монитора, беспроводных клавиатуры, мыши и планшета. Док-станция позволяет не только подключить к планшету периферийные устройства, но и преобразует интерфейс мобильного устройства в более привычный Desktop-режим.
Сочетание привычного «настольного» формата с мобильностью предоставляет банковским сотрудникам невероятную свободу: отключив планшет от док-станции, они могут продолжать работу в любом уголке офиса, как с мобильным компьютером, а также удобно взаимодействовать с клиентами.
Будущее «цифровых» банков
По данным исследователей, наибольшего успеха в цифровой трансформации добились такие финансовые организации, как Banco Santander, Bank of America, Barclays, BBVA, BNP Paribas, Citi, HSBC, JP Morgan Chase, RBS, Société Générale, UniCredit и Wells Fargo.
Российских банков в рейтинге пока нет, но, судя по темпам их цифровизации, это только вопрос времени. Уже сегодня в российской банковской сфере воплощаются ключевые технологические тренды последних лет, такие как акцент на мобильность, технологии виртуальной и дополненной реальности, использование искусственного интеллекта для распознавания изображений. В ближайшие годы они продолжат активное развитие и внедрение в жизнь клиентов российских финансовых организаций.
«Очевидным следующим шагом на пути к цифровизации банковской сферы станет внедрение мобильных технологий с целью повышения эффективности бизнес-процессов – этот вывод следует из взрывного роста интереса российского бизнеса к практическим внедрениям именно этих решений. В 2018 году мы отмечаем более чем двукратный рост количества успешно реализованных проектов в сфере применения цифровых мобильных технологий для бизнеса в России и странах СНГ», – прогнозирует директор департамента цифровых мобильных технологий Samsung Electronics Александр Терехов.