Изменение ландшафта в России: новая финансовая инфраструктура
В начале июля 2018 года в России была запущена Единая биометрическая система (ЕБС). С этого момента регистрация физических лиц в системе и сбор биометрических данных доступны, по информации ЦБ РФ, более чем в 400 банковских отделениях в 140 городах России. Физические лица, имеющие подтвержденный аккаунт в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) и прошедшие регистрацию в ЕБС, получают возможность пользоваться финансовыми услугами дистанционно, с помощью удаленной идентификации. Согласно плану регулятора, к концу 2019 года 100% подразделений российских банков будут обеспечивать регистрацию и сбор биометрических данных.
28 января 2019 года Центральный банк России в режиме тестирования запустил Систему быстрых платежей (СБП). В рамках данной системы подключенные банки будут предоставлять физическим лицам услуги перевода денежных средств по номеру мобильного телефона клиента.
Последние инициативы Центрального банка России в отношении новой финансовой инфраструктуры, безусловно, должны изменить весь рынок в сторону его большей прозрачности и доступности финансовых продуктов и услуг для клиентов. И, несмотря на то, что эти элементы национальной платежной инфраструктуры на данный момент еще не заработали полномасштабно, изменения рынок ощущает уже сейчас. И наша компания приветствует эти инициативы регулятора.
Как активный член Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов, RBK.money системно участвует в обсуждении всех аспектов этих инноваций на регулярных встречах с руководством и представителями Центрального банка.
Следует отметить, что регулятор признает технологическое отставание российских систем идентификации пользователей от глобальных разработок. В финансовом сегменте в России объективно существует проблема идентификации пользователей и хранения данных, ведь технологически рынок давно продвинулся намного дальше законодательной базы, в частности, ряда положений 115-ФЗ – Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» и 161-ФЗ – Федерального закона «О национальной платежной системе». Так, 115-ФЗ ограничивает платежи физических лиц в зависимости от уровня их идентификации, упрощенной или полной. В то же время технологическое развитие сервисов значительно ушло вперед за последние годы, и многие из них предполагают удаленную идентификацию.
Финтех-рынок всячески заинтересован в том, чтобы и государственные услуги, и финансовые продукты становились все более продвинутыми. Тогда у регулятора будет возможность предоставлять финтех-компаниям инструменты удаленной идентификации и хранения данных. При этом сами российские финтех-компании готовы развивать инфраструктуру и внедрять удаленную идентификацию.
В настоящее время Система быстрых платежей в России фактически на стадии пилотного запуска и тестирования ведущими банками, и в течение года СБП должна заработать во всех российских банках. До конца 2019 года пользование системой будет для банков бесплатным, а с 2020 года регулятор планирует взимать с них комиссию за переводы. И здесь сразу возникают вопросы по поводу востребованности такой СБП со стороны клиентов в условиях монополии системы Сбербанка.
Сбербанк действительно является в настоящее время монополистом всей банковской системы России и, в частности, системы переводов между физическими лицами – банк владеет долей в 60% на рынке переводов с карты на карту, – и у него система, подобная СБП, уже реализована: мощная инфраструктура, сильная tech-команда, отдельные data-центры, качественные специалисты по data mining, которые собирают всесторонние данные о клиентах и их пользовательские профайлы, и многое другое. ЦБ по сути создает параллельную систему на технологической базе Национальной системы платежных карт. Будут ли обе системы функционировать независимо и конкурентно, либо одна из них поглотит другую, покажет ближайшее будущее. Естественно, что в этом инфраструктурном соревновании перевес априори на стороне регулятора. Но не все так просто.
Ключевые преимущества СБП для рынка очевидны: это его демонополизация, снижение комиссий за банковские переводы, рост числа таких операций и более высокая прозрачность финансовых услуг для населения.
RBK.money как финансовая компания также планирует внедрение новых систем идентификации пользователей. Это особенно актуально для нас в ходе запуска продукта для физических лиц – e-wallet, или электронных кошельков, закрытых в 2018 году в связи с переходом на новую технологическую платформу. Но препятствием к их внедрению остаются ограничения законодательства в сфере идентификации пользователей. Кейс с e-wallet для нас является ярким примером определенной неразвитости российской законодательной базы: мы пошли на вынужденное закрытие таких кошельков физлиц в том числе в связи с невозможностью удаленной идентификации их владельцев.
Такая идентификация в ее текущей реализации финансово невыгодна и технически неудобна для их держателей ввиду комиссий за нее, особенно для e-wallet с небольшим движением средств и незначительным остатком. Здесь замкнутый круг: платежи производят неидентифицированные пользователи, поскольку в системе не реализована их удаленная идентификация, а идентифицировать их компаниям без филиальной сети, как в нашем случае, неудобно, и это требует обращения пользователей к нашим партнерам (Евросеть и др.).
ЦБ как регулятор выбрал правильную стратегию коммуникации с финтех-компаниями и создал свою «регулятивную песочницу». Идея в том, что любая компания с разрешения регулятора тестирует определенную инновацию на ограниченном участке рынка, даже если она не отвечает действующему законодательству. Отличие российской «песочницы» от опыта других стран – Великобритании, Сингапура – в том, что это в основном технологическое тестирование. Для того чтобы такой формат полноценно заработал в России, необходимо укреплять доверие бизнеса к регулятору.