КЕЙСЫ
 

АТМ-маркет:

отделения будущего –
еще ближе к клиенту



О текущей ситуации на рынке устройств банковского самообслуживания, а также новых целях и задачах отделения будущего, в том числе на примере внедрения видеобанкоматов (VTM), журнал «ПЛАС» беседует с Артемом Жилоновым, основателем компании «АТМ-маркет».

ПЛАС: Как вы оцениваете текущую ситуацию на российском банковском рынке в целом? Какими тенденциями она характеризуется?

А. Жилонов: Благодаря последовательной политике по оздоровлению банковского сектора, направленной на повышение стабильности и конкуренции, количество кредитных организаций в нашей стране продолжает постепенно сокращаться. При этом происходят процессы консолидации – освобождающуюся долю рынка занимают крупные и надежные финансовые институты. Таким образом, сокращая количество банков, регулятор принципиально повышает качество системы. Банковский рынок укрупняется, в том числе и за счет слияния и объединения его участников. Эти факторы оказывают непосредственное влияние и на рынок компаний – производителей и поставщиков банкоматного оборудования.

ПЛАС: Возрастает ли конкуренция на рынке компаний – производителей и поставщиков банкоматного оборудования на фоне сокращения количества потенциальных клиентов?

А. Жилонов: Сокращение общего количества банков не влияет негативно на объемы закупок рынком АТМ, и даже наоборот. Последние пять лет в качестве заказчиков банкоматов выступают исключительно крупные кредитные организации, главным образом – с государственным участием. То есть именно те банки, перед которыми стоит задача сформировать обновленную финансовую структуру страны и которые обладают соответствующими бюджетами. Напротив, поглощаемые ими банки не имели достаточно средств на поддержание своих банкоматных сетей. С их присоединением крупные кредитные организации начинают приводить унаследованную инфраструктуру в соответствие с рыночными стандартами. Естественно, это обеспечивает потенциальные дополнительные объемы продаж, в том числе и для компании «АТМ-маркет». Срок службы банкомата составляет 7 лет, а это означает, что ежегодно банк должен менять порядка 15% банкоматов для постоянного поддержания сети в рабочем состоянии. В такой ситуации выигрывают прежде всего компании-поставщики, которые уже успели себя хорошо зарекомендовать и имеют действующие контракты с банками. Кроме того, банкам, находящимся в постоянном поиске лучших локаций, открывая новые точки, приходится закупать дополнительные объемы оборудования. Поэтому на фоне продолжающейся консолидации рынка мы только выигрываем. К тому же по такому показателю, как количество банкоматов на душу населения, Россия по-прежнему отстает от рекомендованных значений. То есть у нас еще остается значительный потенциал для роста.

На сегодняшний день у компании GRG Banking больше всех в мире устройств с ресайклинговым модулем

ПЛАС: Какие модели банкоматов сегодня пользуются наибольшей популярностью у кредитных организаций?

А. Жилонов: Банки существенно сокращают свои издержки, в том числе экономят на инкассации, фондировании денежных средств, обслуживании автоматизированных устройств. Сегодня уже никто не закупает банкоматы с функцией cash-in/cash-out. В основном это ресайклеры, в редких случаях – cash-out устройства (не более 10% от общего объема рынка – зарплатные проекты, точечные кейсы). При этом около половины банков все еще продолжают работать на старом оборудовании, и здесь мы видим большой потенциал. Наряду с крупными банками, мы наблюдаем оживление и в среднем сегменте – речь идет о банках, способных закупать до 100 банкоматов в год.

ПЛАС: Каким вы видите будущее банковских отделений? Какое оборудование будет востребовано кредитными организациями?

А. Жилонов: Мир постоянно меняется, становясь все более цифровым. Еще несколько десятилетий назад мало кто мог себе представить, что люди смогут общаться друг с другом посредством сотовой связи, а сегодня это воспринимается как данность. Изменения происходят повсеместно, новые технологии проникают во все сферы жизнедеятельности человека. И банковский сектор в этом отношении имеет большой потенциал для развития. Этому способствуют несколько факторов. Во-первых, потребители становятся более технологичными, меняется клиентское поведение, и банкам необходимо соответствовать этим постоянно возрастающим требованиям. Во-вторых, всегда стоит задача повышения эффективности бизнеса. А этого можно достичь за счет роста производительности работы сотрудников и сокращения расходов. Поддержание работы сети банковских отделений – существенная статья в структуре расходов любой кредитной организации. Поэтому важно стремиться к тому, чтобы банковские отделения становились легче и дешевле. Речь идет о сокращении капитальных вложений на обеспечение их деятельности, увеличении доли оборудования для самообслуживания, но, естественно, при этом у клиента должна сохраняться возможность живого общения в точке продаж. Банковские сотрудники должны быть максимально нацелены на повышение продаж и производство новых, более востребованных продуктов.

Геннадий Бугров, генеральный директор «АТМ-маркет»

ПЛАС: Банки стремятся сегодня превратиться в технологические компании, однако даже самые инновационные из них хотят предлагать финансовые сервисы как онлайн, так и офлайн. Видите ли вы здесь перспективы для вашего бизнеса?

А. Жилонов: Безусловно. Яркий пример – Тинькофф Банк, который, несмотря на всю свою технологичность, вышел за периметр цифрового пространства и активно развивает собственную банкоматную сеть. Кредитные организации с завидным постоянством интересуются, можно ли персонализировать и выдавать банковские карты непосредственно в банкоматах либо в других устройствах самообслуживания, чтобы потребители «с улицы» при первом обращении становились их клиентами. Аналогичные запросы мы получаем от провайдеров сотовой связи (выдача SIM-карт). Подобные коллаборации предполагают точку контакта клиента с банком или компанией. И такой точкой может быть некое устройство самообслуживания с возможностью удаленного подключения к нему специалиста банка, в том числе в режиме видеоконференции.

ПЛАС: Сегодня в АТМ-устройствах все чаще используют различные инновационные технологии идентификации, например биометрию. Как вы оцениваете этот тренд?

А. Жилонов: Биометрия – очевидный шаг на пути прогресса. Думаю, что уже в обозримом будущем все банкоматы будут снабжены устройствами для биометрической идентификации. И если западный и азиатский рынки прошли большой путь от биометрии по отпечаткам пальцев, рисунку вен ладони и т. д., то Россия сразу начинает с последнего этапа – биометрической идентификации по слепку лица и голоса. Как вы знаете, с 1 июля 2018 года банки занимаются сбором данных, которые агрегируются в Единой биометрической системе. Все участники финансовой системы смотрят на то, как эффективнее можно выстроить процессы, используя эти возможности. Очевидно, что на следующем этапе клиенты смогут идентифицироваться на банкоматах при отсутствии карты – только по лицу и по голосу.

Неоспоримые преимущества оборудования GRG Banking
Высокое качество сборки
Различные варианты дизайна (банкоматы с монитором 21,5’ и 32’)
Использование технологии PIN Touch в некоторых видах банкоматов
Широкие возможности интеграции ПО
Оборудование не подвержено западным санкциям

ПЛАС: Одним из важных факторов конкурентоспособности сегодня является гибкая кастомизация банкоматного оборудования.

А. Жилонов: Поскольку клиент стал еще более технологически продвинутым и требовательным, банки, активно конкурирующие за него, стремятся всячески заинтересовать потребителя. В том числе за счет эффектного индивидуального дизайна и функциональной наполненности банкомата. Сегодня в тренде большие мониторы, подсветки, примечательное брендирование и т. д. Например, для одного нашего клиента мы перенесли стандартную защищенную ПИН-клавиатуру на монитор, пройдя соответствующую сертификацию по безопасности PCI DSS. Изменение дизайна или доработка каких-то дополнительных технических возможностей устройств осуществляется на уровне R&D-центра производителя и занимает от трех до шести месяцев.

ПЛАС: Какие причины побудили вашу компанию обратить внимание на китайского производителя – GRG Banking?

А. Жилонов: В 2014 году на фоне напряженной геополитической обстановки мы начали рассматривать потенциальных производителей, которые могли бы обеспечить бесперебойные поставки банковских устройств в Россию в случае, если ситуация будет развиваться по негативному сценарию. Наиболее подходящим по ключевым критериям стал лидер Азиатско-Тихоокеанского региона – компания GRG – китайский государственный оборонный холдинг. Помимо производства радиолокационных систем он обладает мощным R&D-центром, на базе которого активно развивает в том числе отдельное направление по производству банковского оборудования. Банкоматы GRG Banking обладают высокой надежностью, что подтверждает хотя бы тот факт, что у этой компании больше всех в мире устройств с ресайклинговым модулем. За годы нашего сотрудничества стало очевидным и то, что помимо производства надежного оборудования, отвечающего всем современным требованиям, китайские партнеры способны проявлять гибкость в работе, осуществляя кастомизацию своих решений, необходимые доработки ПО, а также оперативно интегрироваться с любыми ИТ-системами. «АТМ-маркет» – стратегический партнер GRG Banking и эксклюзивный дистрибьютор ряда ее решений на территории РФ. Мы импортируем устройства из Китая, брендируем, осуществляем полную предпродажную подготовку (встраиваем по желанию заказчика различные варианты дополнительного оборудования, производим интеграцию с хостовыми решениями банка и занимаемся установкой банкоматов). Благодаря наличию собственной логистической службы мы доставляем устройства по всей России «под ключ» и обслуживаем их в рамках гарантийной и постгарантийной поддержки. На сегодняшний день мы поставляем оборудование GRG Banking более чем 10 банкам. Мы интегрировались практически со всеми кредитными организациями, которые сегодня способны покупать оборудование, и вышли на очень приличные объемы. Достигнутые результаты не могут не воодушевлять. Особенно учитывая тот факт, что, помимо «АТМ-маркет», как минимум четыре компании пытались вывести оборудование GRG Banking на российский рынок, но в отличие от нас по тем или иным причинам не смогли этого сделать.

«АТМ-маркет» – стратегичес­кий партнер GRG Banking и эксклюзивный дистрибьютор ряда ее решений на территории РФ

ПЛАС: Какая из распространенных на рынке сервисных моделей является, на ваш взгляд, наиболее эффективной и экономически обоснованной? Насколько качественное сервисное обслуживание банковских устройств получают ваши клиенты и за счет чего?

А. Жилонов: С самого начала работы с оборудованием GRG Banking во избежание возможного недостатка запчастей мы специально закупали их двойную норму на количество поставленных на российский рынок АТМ. Но поскольку банкоматы GRG Banking показали себя надежными и выходят из строя крайне редко, у нас образовался некоторый переизбыток, благодаря чему мы имеем возможность более гибко размещать запчасти по нашей региональной сети. У нас развитая региональная складская программа, нам доступны порядка 400 инженеров по всей стране, в наличии собственные хелп-деск и система сервис-координирования. Существует распространенное предубеждение, что все произведенное в Китае якобы отличается не слишком высоким качеством и именно поэтому имеет доступную цену. Пример GRG Banking успешно развеивает этот миф – надежность и функциональность устройств этого вендора вне всякой критики. Еще раз напомню, что речь идет о государственном оборонном холдинге. При этом GRG Banking – одна из немногих китайских компаний, чьи двери всегда открыты. За последние четыре года представители многих российских банков побывали в составе нашей делегации в Китае и сами смогли в этом убедиться. Еще совсем недавно невозможно было себе представить, что китайское оборудование сможет конкурировать с продукцией западных вендоров, которые представлены на российском рынке уже много лет. Но сегодня картина совершенно иная, потому что в продукции GRG Banking нет слабых мест. И благодаря этому у российских банков теперь более широкие возможности для выбора. Помимо стандартного оборудования, АТМ с функцией ресайклинга и большим монитором, мы сегодня пилотируем видеобанкоматы GRG Banking, так называемые VTM (Video Teller Machine). С помощью такого устройства клиент может не только самостоятельно легко получить любой банковский продукт или услугу, но и в любой момент удаленно вызвать специалиста банка для консультации в рамках видеоконференцсвязи. Безусловно, практикуемые банками бизнес-модели различаются, однако современные банковские отделения, на мой взгляд, в целом должны выглядеть именно так. Это позволит банкам дотянуться до клиента даже в самых удаленных местах, где открывать отделение экономически нецелесообразно. Таким образом, благодаря VTM мы помогаем решать важнейшую задачу обеспечения доступности финансовых услуг для населения

АТМ-маркет
+7 499 682 9498
info@atm-market.net