Журнал ПЛАС » Архив » 2020 » Журнал ПЛАС №5 » 139 просмотров

Страховой рынок и пандемия. От silent covid risk до развития иншуртеха

О том, как пандемия повлияла на российский и мировой рынок страхования, рассказывает Елена Небольсина, к.э.н., доцент МГИМО МИД России с богатым опытом работы в ведущих страховых и перестраховочных компаниях, а также сотрудничества с лидирующими игроками страхового рынка.

Начавшись в Китае в конце 2019 года, коронавирус распространился далеко за пределы страны. 11 марта 2020 года Всемирная организация здравоохранения объявила пандемию коронавируса COVID-19, который по состоянию на 22 мая 2020 года поразил более 5,2 млн человек по всему миру.

Отмена авиасообщений, закрытие границ, нарушение цепочек поставок, остановка производства, переход вузов и школ на дистанционное обучение стали новой реальностью, которая сопряжена с колоссальными убытками в масштабах всей мировой экономики. Страховщики вынуждены разбираться с возросшим потоком претензий от частных лиц и представителей бизнеса. Люди, потерявшие работу, путешественники, у которых сорвались поездки, компании, вынужденно прекратившие поставки своих услуг, и многие другие пытаются добиться компенсации утраченного дохода.

Медицинское страхование

По оценкам Международной ассоциации воздушного транспорта, в 2020 году авиакомпании по всему миру потеряют более 100 млрд долл. (Josephs Leslie. Trump’s European travel restrictions could drive some airlines out of business, trade group warns // CNBC. March 12, 2020. www.cnbc.com/2020/03/12/coronavirus-trumps-european-travel-limits-could-push-airlines-under.html) В худшем положении оказались те, у кого страховки не было вовсе. Как только зарубежный туризм начал нести первые убытки от коронавируса, клиенты, у которых были запланированы поездки, но не была куплена страховка, должны были незамедлительно приобрести полис. Впоследствии оказалось, что любое промедление с покупкой страхового полиса привело к еще большим потерям. В середине марта многие страховщики разместили на своих веб-сайтах информацию об изменениях в политике в связи с коронавирусом. Как правило, стандартная практика с покрытием «отмена и прерывание» подразумевает заболевание до или во время поездки. Однако сейчас, как сообщает Ассоциация страхования путешествий США, многие страховщики готовы покрывать заболеванием коронавирусом только в том случае, если полис был приобретен до 21 января 2020 года (Information and Advice from the US Travel Insurance Association Regarding Coronavirus. 2020. www.ustia.org/information-and-advice-from-the-us-travel-insurance-association-regarding-coronavirus.html).

Карантинные меры в связи с коронавирусом лишили работы миллионы людей по всему миру

Безусловно, в Китае страховщики, работающие в сегменте медицинского страхования, оказались под ударом в первую очередь. Некоторые компании расширили страховое покрытие действующих полисов, чтобы оплатить расходы на лечение или предоставить выплату в случае смерти по причине COVID-19. Один из крупнейших страховщиков жизни запустил специальную программу предварительной компенсации для действующих договоров страхования и выделил страховым агентам 10 млн бесплатных полисов, страховая сумма по каждому из которых составляет около 10 млн долл. США.

Другие медицинские страховщики инициировали «Программы реагирования в чрезвычайной ситуации», чтобы обеспечить быстрое урегулирование претензий для страхователей. Дополнительное покрытие было предоставлено работникам здравоохранения и журналистам, работающим в наиболее пострадавшем районе провинции Хубэй. В Сингапуре и Гонконге были предложены похожие механизмы бесплатного включения дополнительного покрытия от COVID-19, хотя пандемия там носила гораздо более сдержанный характер.

В Италии, которая одной из первых пострадала от коронавируса, и ряде других европейских стран крупные страховщики уже создали отдельные полиcы непосредственно для защиты страхователей от риска COVID-19.

На российском рынке сегодня предлагается около 10 подобных программ. В частности, приобретение программы «Коронавирус.НЕТ», разработанной компанией «АльфаСтрахование», обойдется покупателю в 2–10 тыс. руб., при этом выплата максимальной страховой суммы в 1 млн руб. производится при смертельном исходе протекания болезни или лечения, в случае диагностирования инфекционного заболевания выплата составит от 2% до 10% от страховой суммы. Срок действия полиса – один год, однако приобрести полис могут люди в возрасте 07–70 лет.

«Антикоронавирусные» полисы не предусматривают лечение в стационаре, предоставляя лишь денежную компенсацию

Предлагаемый компанией «Ингосстрах-Жизнь» полис «СтопКоронавирус» позволяет выбрать срок страхования (3 или 6 месяцев), а также включает сервис телемедицины. При госпитализации или временной нетрудоспособности ежедневная выплата составит 7 тыс. руб. за каждый календарный день, начиная с первого дня и до 30 дней. Продукт можно приобрести для лиц в возрасте 03–60 лет, в случае летального исхода заболевания выплата наследникам составит 2,5 млн руб.

Несмотря на преимущества, у полисов есть очевидные недостатки. Во-первых, покрытие активируется только через 2–3 дня после покупки. Если застрахованный почувствует первые симптомы болезни в течение этих трех дней и будет медлить с обращением к врачу, ожидая, чтобы договор вступил в силу, он может серьезно снизить свои шансы на выздоровление, так как промедление при заболевании коронавирусом недопустимо. Во-вторых, полисы не предусматривают лечение в стационаре, предоставляя лишь денежную компенсацию (надо помнить, что в России нет коммерческих инфекционных стационаров).

Страхование от потери работы

Карантинные меры в связи с коронавирусом лишили работы миллионы людей. Только в США уже более 33 млн человек подали заявки на пособия по безработице. По данным Министерства труда США, в апреле уровень безработицы в стране достиг небывалых 14,7%.

Ассоциация британских страховщиков уже разработала ряд стандартных оговорок в отношении COVID-19

В марте 2020 года президент Д. Трамп подписал закон (Coronavirus Aid, Relief, and Economic Security Act, CARES Act), предусматривающий выделение 2,2 трлн долл. на помощь американской экономике в связи с распространением коронавирусной инфекции. Из них 500 млрд долл. предназначены для поддержки системы страхования от безработицы и прямых выплат населению. Как известно, система страхования от безработицы в США основана на партнерстве федерального правительства и правительств штатов. И пандемия как раз относится к тем случаям, когда штаты, исчерпав свои резервы, обращаются за помощью на федеральный уровень. CARES Act позволяет охватить самые разные группы безработных, например, тех, кто получает сдельную заработную плату, и фрилансеров (водители Uber, курьеры), которые в обычных реалиях лишены права подавать заявление на пособие по безработице. Теперь эти категории работников имеют право на пособия до конца года.

Кроме того, до 31 июля 2020 года к еженедельным пособиям, размер которых установлен законодательством штатов, будет прибавляться 600 долл., а также до конца года существующие программы выплат пособий в штатах продлеваются на срок до 13 недель. CARES Act также позволяет властям американских штатов исключить недельный период ожидания для получения пособий.

В ЕС в рамках программы SURE (общий объем которой составляет 540 млрд евро) странам-членам выделено 100 млрд евро в виде займов на выгодных условиях для поддержки населения.

Страхование с оговорками

Во многих странах главным вопросом повестки дня является получение возмещения по полисам страхования от перерыва в производственной или коммерческой деятельности (Business Interruption, BI). Страхование BI обычно предоставляется в сочетании с защитой имущества. Покрытие считается активированным, когда физический ущерб застрахованному имуществу приводит к потере дохода или увеличивает эксплуатационные расходы. Например, если предприятие не может работать из-за того, что его помещения повреждены пожаром, возможная потеря дохода или увеличение расходов могут быть впоследствии покрыты страховщиком. Эта стандартная формулировка может не сработать, если нет физического ущерба, а потери вызваны инфекционным заболеванием или действиями, предпринятыми для борьбы с ним. Хотя в США некоторые юристы пытаются доказать, что заражение вирусом – это физическое повреждение, на практике все зависит от условий конкретного полиса: если договор предусматривал дополнительный риск пандемии (pandemic extension), то страхователь может рассчитывать на компенсацию потерь. Ассоциация британских страховщиков (Association of British Insurers) в срочном порядке разработала ряд стандартных оговорок в отношении COVID-19, чтобы исключить покрытие риска потенциальных убытков в связи с коронавирусом (silent covid risk) из традиционных договоров страхования имущества.

Число претензий по договорам страхования ответственности директоров и руководителей (D&O liability insurance) в свете распространения COVID-19 тоже возросло, хотя во время вспышек Эболы, а также коронавирусов SARS и MERS такого не было.

12 марта 2020 года два акционера двух разных компаний подали групповые иски в отношении их руководителей. В первом случае это касалось Norwegian Cruise Line Holdings, руководители которой обвинялись в использовании обманчивой тактики своих продаж на фоне COVID-19, а во втором случае акционер компании Inovio Pharmaceuticals обратился в суд в связи с заявлением главного исполнительного директора якобы о создании компанией вакцины от коронавирусной инфекции. С тех пор число подобных исков только увеличивается, что означает, что процесс приобретения страховой защиты рисков D&O станет еще более непростым, длительным и даже непредсказуемым.

Совместные страховые программы с государством

Пандемия вынуждает страховщиков обращаться к государству с предложением о создании программы совместного участия в подобных рисках. Главный исполнительный директор французской страховой компании AXA Томас Буберл (Thomas Buberl) сообщил о том, что его компании готова инициировать сотрудничество с правительством Франции и другими странами – участницами ЕС по разработке схемы страхования от вирусной эпидемии подобно той, которая существует для природных катастроф. Т. Буберл предполагает, что страховщики и государства могли бы распределить ответственность поровну – 50/50. В пул поступали бы страховые премии и откладывались в качестве резервов, затем в случае вспышки эпидемии страховщики выплачивали бы компенсации, в 2–3 раза превышающие объем собранных премий, а выплаты сверх доли страховщиков покрывало бы государство.

С подобной идеей также выступили Ассоциация британских страховщиков и Общество по вопросам управления риском и страхования в США (Risk and Insurance Management Society). Подобные пулы уже работают для страхования рисков терроризма: Pool Re в Великобритании, TRIA в США, РАТСП в России и др.

Рост киберпреступности на фоне удаленки

Еще один важный тренд – прирост числа кибератак в связи с дистанционным форматом работы. Зачастую устройства и сети, в которых работники выполняют свои задачи в удаленном режиме, более уязвимы к киберрискам, чем офисная инфраструктура. Помимо этого, хакеры нередко используют любопытство и страх интернет-пользователей в целях сбора конфиденциальных данных. Согласно официальному ежегодному отчету о киберпреступности, выпущенному компанией Cybersecurity Ventures, в мировом масштабе к 2021 году ежегодный ущерб от киберпреступлений будет составлять 6 трлн долл., что в два раза больше, чем в 2015-м (2019 Cybersecurity Almanac: 100 Facts, Figures, Predictions and Statistics // Cybersecurity Ventures. February 6, 2019. https://cybersecurityventures.com/cybersecurity-almanac-2019/). Есть вероятность, что в связи с COVID-19 ущерб достигнет прогнозного показателя гораздо раньше. При этом важно не забывать, что на данный момент страховая защита способна компенсировать только 10% экономического ущерба по данному виду риска, что заметно ниже страхового покрытия по природным катастрофам, ущерб от которых в значительной степени ложится на плечи государства.

Страховщикам предстоит трансформация их бизнес-моделей с большей ориентацией на интересы и нужды страхователя

С точки зрения киберстрахования компаниям следует ожидать, что андеррайтеры более пристально будут анализировать общую устойчивость предприятия, чтобы оценить, насколько эффективны предпринимаемые меры безопасности в отношении ИТ-платформ, на которых удаленно трудятся сотрудники. Страховщики также вынуждены просчитывать, как возросшая зависимость от технологий может повлиять на способность страхователей реагировать на сбои в работе и расширение цепочек поставок.

Новые риски – новые возможности. Иншуртех

Перечень существующих и потенциальных угроз можно было бы еще продолжить, но хотелось бы напомнить, что пандемия – это еще и возможность для страховщиков укрепить свои позиции на рынке. В современных реалиях, когда сборы премий по страхованию жизни могут серьезно сократиться, технологические разработки особенно важны для развития новых методик предоставления услуг, а также более широких возможностей сбора информации. Сейчас именно тот момент, когда страховщикам нужно интегрировать технологии и бизнес, онлайн- и офлайн-каналы. На протяжении некоторого периода страховщики уже внедряют в свою работу технологии блокчейна, искусственного интеллекта, Интернета вещей, больших данных, дополненной реальности, облачных технологий.

Ярким примером этому служат иншуртех-компании, как правило, предлагающие свои услуги исключительно через интернет. Сектор инновационных онлайн-сервисов в области страхования стал динамично развиваться примерно восемь лет назад, но сегодня иншуртех – одна из крупнейших глобальных инновационных экосистем. В 2019 году общий объем финансирования сектора достиг 6,9 млрд долл., что превышает показатель 2012 года почти в 19 раз. Во многих странах, в том числе в России, запущены и успешно работают иншуртех-лаборатории, которые позволяют участникам страхового рынка отбирать перспективные, на их взгляд, идеи и принимать непосредственное участие в их реализации.

Сейчас традиционным страховщикам предстоит серьезная трансформация их бизнес-моделей с большей ориентацией на интересы и нужды страхователя, что сделает этот финансовый инструмент более доступным для нового поколения клиентов. Очевидно, что игрокам отрасли предстоит усиливать механизмы нормативно-правового характера для обеспечения конфиденциальности данных, лоббировать сотрудничество между регулирующими органами на мировом уровне и реализовывать образовательные программы для населения с целью повышения их страховой грамотности. Этот путь обновления в страховании, как и любой другой отрасли, не будет легким, но для сохранения и упрочения своих позиций он неизбежен.

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных