Журнал ПЛАС » Архив » 2002 » Журнал ПЛАС № 0607 (76-77)2002 » 453 просмотра

Карточный бизнес в зените ПАРТНЕРЫ, КОТОРЫХ МЫ ВЫБИРАЕМ…

Как известно, организация зарплатных проектов с использованием платежных карточек для крупных корпоративных клиентов остается на сегодняшний день одним из наиболее распространенных направлений в развитии карточного бизнеса российских банков. Эффективность такого рода проектов определяет целый ряд условий, не последним из которых является наличие у банка развитой сети ATM. О том, какими факторами руководствуется банк при выборе как производителя банкоматов, так и компании-поставщика, представляющего его продукцию на российском рынке, мы попросили рассказать Сергея Молева, начальника управления пластиковых карт Банка ЗЕНИТ, в настоящее время активно развивающего свой карточный бизнес.

Говоря о сегодняшней стратегии Банка ЗЕНИТ в области карточного бизнеса, следует отметить, что активно эмитировать международные карточки мы начали с 2000 г. Банк имеет статус принципиального члена в Visa International и MasterCard International, активно развивает свое сотрудничество с American Express и другими международными платежными системами.

Изначально основной акцент в “пластиковом” бизнесе банка был сделан на обслуживание VIP-клиентов. Расширение спектра услуг на рынке privat-banking было и остается одним из наиболее динамично развивающихся направлений деятельности ЗЕНИТа. Логическим продолжением нашей работы в этом направлении, призванной обеспечить максимально высокий уровень обслуживания этой категории держателей карточек, явились сертификация собственного процессингового центра банка в международных платежных системах, а также создание Дирекции частных инвестиций. В результате на сегодняшний день мы имеем хорошо отлаженный механизм обслуживания VIP-клиентов, а также комплексную продуктовую линейку, полностью соответствующую потребностям каждого из них.

Параллельно перед нами стояли задачи по развитию розничного направления нашей деятельности, что, в свою очередь, было обусловлено разработанной ЗЕНИТом стратегией комплексного персонализированного обслуживания корпоративных клиентов. Последняя подразумевала создание качественной системы розничного банковского обслуживания сотрудников наших корпоративных клиентов. Обладая опытом комплексного обслуживания VIP-клиентов и реализации сложных карточных продуктов, мы понимали, что тиражирование подобных услуг на массового клиента потребует наличия развитой инфраструктуры обслуживания пластиковых карт.

При этом у нас возникла идея использовать в развитии этого направления ряд собственных наработок и “know-how”, уже хорошо зарекомендовавших себя в обслуживании VIP-категории, c возможностью частичного предоставления средним и мелким розничным клиентам сервисов, изначально рассчитанных для привилегированных пользователей. Реальным воплощением этой идеологии послужила организация ряда крупных проектов.

Говоря об этих проектах, нельзя не отметить, что большинство наших партнеров здесь – это российские корпорации и компании, которые обслуживаются в Банке ЗЕНИТ. По этой причине нашу работу с этими корпоративными клиентами в рамках зарплатных проектов следует рассматривать прежде всего как элемент комплексного обслуживания компании или предприятия, включающего в себя весь спектр банковских услуг, начиная от серьезных корпоративных продуктов и заканчивая ведением картсчетов их сотрудников – физических лиц.

Расширение спектра услуг на рынке privat-banking было и остается одним из наиболее динамично развивающихся направлений деятельности Банка ЗЕНИТ

Как я уже отмечал, активное развитие карточного бизнеса ЗЕНИТа заставило нас задуматься на предмет создания собственного процессингового центра, поскольку те задачи, которые мы перед собой ставили, требовали наличия независимого программно-аппаратного решения, позволяющего банку быть свободным в конструировании собственных продуктов. Так, параллельно с выпуском продуктов MasterCard и Visa, ЗЕНИТ заинтересован в эмиссии и эквайринге карточных продуктов Diners Club International, а также в расширении своего сотрудничества с American Express – уже сейчас банк демонстрирует неплохие показатели по распространению карт AmEx. Кроме того, в обозримом будущем мы планируем приступить к обслуживанию смарт-карт стандарта EMV, причем реализацию своего первого пилотного проекта на основе микропроцессорных карт ЗЕНИТ намерен начать уже в 2003 г.

Доказательством перспективности нашего шага по созданию процессингового центра “in house” может служить недавняя сертификация собственного процессинга банка, построенного на технологии OpenWay, в Visa International и MasterCard International.

Немаловажной составляющей в развитии “пластикового” направления деятельности ЗЕНИТа является и расширение собственной банкоматной сети – вопрос, которому мы уделяем сегодня особое внимание.

Как известно, создание развитой инфраструктуры обслуживания – достаточно сложная комплексная задача, особенно для региональных проектов. Необходимо решать вопросы по выбору надежных провайдеров телекоммуникационных услуг, организовывать закупку и оперативное обслуживание коммуникационного оборудования, банкоматов, обеспечивать и контролировать операционное обслуживание инфраструктурной сети.

При организации сети ATM любой банк интересуют прежде всего такие вопросы, как эффективность и качество поставляемых ему ATM, а также надежность и весомое положение на рынке компании-поставщика, выбранной им в качестве долговременного партнера. Исходя из этого, список критериев, которыми приходится руководствоваться при выборе как производителя банкоматов, так и его дистрибьютора, вполне очевиден.

В первую очередь следует определить для себя, насколько надежен конкретный производитель, насколько эффективно он развивается и растет, соответствует ли его оборудование тем задачам, которые придется решать банку. Мы уделили этой проблеме достаточно пристальное вни

мание, проведя тендер, результаты которого позволили нам окончательно определиться с выбором вендора.

Внимательно рассматривая достоинства нескольких ведущих торговых марок, мы изучали такие аспекты, как степень готовности компании к работе с чиповыми продуктами, динамика развития каждого из вендоров, а также провели опрос ряда организаций, предоставляющих услуги процессинга, об эффективности практического использования того или иного аппаратного решения.

Кроме того, особое внимание было уделено и протоколу, используемому в работе банкоматов каждого конкретного производителя. С точки зрения функциональности, протокол NDC показался нам наиболее приспособленным для организации банкоматной сети.

Проанализировав особенности различных производителей по целому ряду параметров, мы пришли к выводу, что компания Wincor Nixdorf больше других подходила на роль вендора для организации сети банкоматов Банка ЗЕНИТ. Во-первых, налицо успехи компании на рынке банкоматного оборудования. Во-вторых, совершенно очевидно, что технологическая идеология, которой сегодня руководствуется Wincor Nixdorf при разработке своих продуктов, имеет очень высокий потенциал, и еще достаточно долгое время будет оставаться передовой. Так, например, на наш взгляд, Wincor Nixdorf удалось значительно упрочить свои позиции благодаря союзу с компанией IBM. Поражают также организация самого производства, культура производства, используемые технологии и системный контроль качества конечной продукции.

При выборе сыграло роль и то обстоятельство, что оборудование Wincor Nixdorf в большей степени ориентировано именно на использование протокола NDC, хотя, в принципе, банкоматы этого вендора могут работать и с другими протоколами.

Как известно, по окончании гарантийного периода обслуживания банкоматов для банка весьма ощутимым является вопрос качества и стоимости сервисного сопровождения купленного им оборудования. На наш взгляд, стоимость комплектующих, их совместимость и универсальность у модельной линейки Wincor Nixdorf наиболее оптимальна. Если говорить о других вендорах, то ими часто применяются собственные оригинальные разработки базовых системных блоков, что значительно повышает стоимость их последующей замены и модернизации. В отличие от большинства производителей, Wincor Nixdorf использует стандартные системные блоки и программную базу, которые полностью решают вопросы, связанные с безопасностью работы банкоматов.

Учитывая, что на российском рынке оборудование Wincor Nixdorf представлено сразу несколькими компаниями-дистрибьюторами, то, определившись с выбором производителя, мы организовали аналогичный тендер и на поставщика.

Нелишним было бы подчеркнуть, что, выбирая поставщика, мы, таким образом, выбирали для себя и долгосрочного постоянного партнера, от сотрудничества с которым должна зависеть эффективность всего дальнейшего развития банкоматной сети. Партнера, который достаточно давно присутствует на рынке, успел себя хорошо зарекомендовать в этом качестве и, что не менее важно, ориентирован на долгосрочную перспективу сотрудничества.

Важным фактором при выборе поставщика являлось и наличие у него развитой сети обслуживания банкоматной сети. Последняя, помимо предоставления высокого уровня сервиса, должна была, по возможности, охватывать основные стратегические регионы деятельности нашего банка.

И, разумеется, одним из решающих обстоятельств выступали вопросы расценок на поставляемое оборудование и стоимость его дальнейшего обслуживания.

Наиболее полно перечисленным требованиям ответила компания “Система”, которая предложила нам достаточно широкий спектр устройств Wincor Nixdorf, разветвленную сеть сервисного обслуживания, а также, что немаловажно для банка, гибкие условия поставки (мы не используем свой склад для банкоматов, а используем склад поставщика). При этом одним из основных факторов, побудивших нас остановить свой выбор именно на этом поставщике, явилось его финансовое предложение по поставкам оборудования. Соотношение цена-качество, которое предлагает компания Wincor Nixdorf, устроило нас в наибольшей степени. Тем не менее контракт, заключенный Банком ЗЕНИТ на поставку банкоматов, носит рамочный характер, что подразумевает в дальнейшем возможность пересмотра цен на оборудование под воздействием конъюнктуры рынка.

Что касается модельного ряда, то в первую очередь мы рассматривали возможность приобретения банкоматов двух типов. Это офисные банкоматы – ProCach 2000, а также уличные (“чрезстенные”) банкоматы ProCash 2050.

Как показала практика, наш выбор поставщика оказался верным. За весь период сотрудничества, длящийся уже около года, у нас не было ни одного случая нарушения сроков поставки банкоматов. Партнер всегда достаточно оперативно и гибко обеспечивал нас необходимым оборудованием. В качестве примера здесь можно привести недавний эпизод с поставкой трех банкоматов в наш филиал в Татарстане. Тогда нам потребовалось как можно быстрее провести необходимый объем работ, и специалисты “Системы” оправдали наши надежды в полной мере. Самостоятельно организовав доставку в республику требуемого оборудования при минимальных затратах со стороны банка, они оперативно провели монтаж и последующее подключение банкоматов. Надеемся, что подобная практика в наших отношениях сохранится и в будущем, на которое у нас предусмотрены весьма обширные планы.

Так, в течение ближайших 3 лет мы намерены существенно расширить банкоматную сеть по двум направлениям. Первое из них – развитие зарплатных проектов и организация систем безналичных расчетов на предприятиях. Вторым направлением служит установка банкоматов в крупных торгово-сервисных точках, широко посещаемых потенциальными держателями карточек.

Кроме того, в настоящий момент мы активно сотрудничаем с рядом банков в плане оказания спонсорских услуг по вступлению в международные платежные системы, и в рамках нашего спонсорского предложения банкам-партнерам будут предоставляться, в том числе, и консультационные услуги по оптимизации создания сети банкоматов и терминальных устройств. Таким образом, в рамках программы спонсорской поддержки мы предлагаем им не только проведение эмиссии, но и некий комплекс сервисов, связанных с консультацией по созданию и выбору программного решения и терминального оборудования, а также наиболее привлекательные финансовые условия обслуживания банка в качестве спонсированного члена.

Полный текст статьи читайте в журнале «ПЛАС» № 6-7 (76-77) ’2002 стр. 50

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных