Лу Наумовский: “Visa с Вами Везде и Всегда!”

Лу Наумовский: “Visa с Вами Везде и Всегда!”

Лу Наумовский: “В своем сотрудничестве с российскими банками основной акцент мы делаем на получение ассоциированного членства. Однако дальнейшие амбиции нами только приветствуются!”

ПЛАС:Не могли бы вы дать общую оценку состояния мирового рынка международных карточек и бизнеса Visa International в 2001 г. во всем мире, в регионе CEMEA и в России?

Л. Наумовский: Вначале – о ситуации в целом. Недавно подведенные итоги деятельности Visa International на мировом рынке по состоянию на конец I квартала 2002 г. показали, что общее количество эмитированных карт платежной системы достигло рубежа в 1 млрд. 300 млн., увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 300 миллионов. Суммарный оборот по ним составил 2 трлн. 300 млрд. долл. США.

Общее число банков-участников платежной системы во всем мире составляет уже порядка 21 тысячи. При этом количество торгово-сервисных предприятий, принимающих к оплате карты Visa, перешло рубеж в 25 млн., а сеть банкоматов насчитывает около 750 тыс. ATM, охватывая практически все страны мира.

Теперь от общемировой статистики перейдем к результатам деятельности Visa в CEMEA. К концу I квартала 2002 г. совокупный объем эмиссии банков региона СЕМЕА возрос на 42,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 35 млн. карт, из которых 13% приходится на кредитные и 87% – на дебетовые карточные продукты. Оборот по картам Visa в регионе СЕМЕА достиг 74,2 млрд. долл. США, увеличившись на 35,1%.

На этом фоне результаты бизнеса Visa International в России выглядят весьма впечатляющими. Так, на конец марта нынешнего года общее количество карт Visa в России возросло на 103% и составило 2,5 млн.

Суммарный оборот по карточкам Visa, эмитированным российскими банками, увеличился на 123% и составил 4,1 млрд. долл.

Доминирующим продуктом на российском рынке по-прежнему является Visa Electron, доля которого в общем объеме эмиссии составляет 83,8%. Карточкам Visa Classic принадлежит 14% рынка. Несмотря на то, что продукты разряда Premium и Commercial составляют пока лишь незначительную часть общего количества карт – 1,8% и 0,3% соответственно, хотелось бы отметить тот факт, что именно на карточки типа Premium, количество которых сравнительно невелико, в последнее время наблюдается устойчивый рост спроса. Так, по сравнению с I кварталом прошлого года их число увеличилось на 63%, в то время как рост аналогичных показателей самых популярных в России карт Visa Electron составил 116%, а карточек Visa Classic – 51%.

ПЛАС:Основные достижения и недостатки в работе Visa International в России в 2001 г.: какие шаги удалось реализовать, что было спланировано, но не сделано?

Л. Наумовский: Разговор о достижениях платежной системы в России я хотел бы начать с одного пункта, возможно, не слишком впечатляющего на первый взгляд: Visa упростила процедуру принятия российских банков в ряды ассоциированных членов. Однако следует подчеркнуть, что работа в этом направлении для нас очень важна. Следующим из итоговых достижений я хотел бы назвать первую транзакцию по карте стандарта EMV, проведенную в июне 2001 г. Знаковым событием для платежной системы стала также сертификация первого и пока единственного на сегодняшний день производителя карточек Visa в России – компании “Розан Файнэнс”.


“У Visa долгосрочные планы в отношении присутствия на российском рынке, и сертификация “Розан Файнэнс” является частью ее нынешней стратегии”


Именно от этого российского проекта мы ожидаем хороших результатов, причем не только количественных (что обусловлено значительными масштабами планируемой эмиссии), но и качественных, поскольку используемые в “Социальной карте москвича” уникальные технологии не применяются больше ни в одной стране мира. Стоит отметить также, что тенденция в пользу местных вендоров наблюдается в России уже достаточно давно. Раньше мы предпочитали работать исключительно с зарубежными производителями карт. Однако к настоящему времени российские производители накопили и опыт, и оборотные средства, что дало им возможность достигнуть соответствия стандартам Visa. В частности, в настоящее время сертификацию на производство карточек Visa в России проходят еще несколько компаний, в числе которых “Нова Кард” и Пермская фабрика “Гознак”. Очевидно, что наличие на рынке сразу нескольких сертифицированных производителей карт приведет к возникновению большой конкуренции, что весьма позитивно отразится на стоимости и, самое главное, сроках выполнения заказов. У Visa долгосрочные планы в отношении присутствия на российском рынке, и сертификация “Розан Файнэнс” является частью ее нынешней стратегии – стать по-настоящему местной платежной системой, используя богатые технологические ресурсы российских производителей.

Итоги деятельности Visa International на I квартал нынешнего года свидетельствуют, что в настоящий момент мы занимаем наибольшую долю российского рынка международных карточек. Это обстоятельство является несомненным предметом нашей гордости. В планах платежной системы на будущее – дальнейшее увеличение доли своего присутствия на карточном рынке России.

Говоря о достижениях последнего года, хотелось бы также отметить и такой значимый для нас момент, как подписание соглашения о спонсорстве с Национальной хоккейной сборной Российской Федерации. Этот контракт неслучайно является самым крупным спонсорским контрактом в истории Visa на российском рынке.


“Руководство Visa International приняло решение о том, что московский офис должен стать единым центром обслуживания всех банков России и стран СНГ”


Хоккей является в России одним из наиболее популярных национальных видов спорта, и, оказывая ему спонсорскую поддержку, Visa тем самым ассоциирует свой брэнд с известными во всем мире именами – Павла Буре, Валерия Каменского, Алексея Яшина и других игроков. Таким образом, партнерство с Национальной хоккейной сборной России полностью отвечает нашим планам развития и поможет укрепить Visa свои позиции на всей территории страны. Я полагаю, что такое ассоциирование международного брэнда Visa с российским хоккеем даст положительные результаты и для наших банков-членов, которые смогут поучаствовать в различных рекламных акциях, маркетинговых кампаниях и так далее. Очевидно, что этот спонсорский контракт имеет прекрасные перспективы.

Следующий немаловажный для Visa шаг, о котором стоит упомянуть, – это расширение российского офиса. За последний год численность его сотрудников выросла с 8 до 18 человек. Более того, руководство Visa International приняло решение о том, что московский офис должен стать единым центром обслуживания всех банков России и стран СНГ. Это вполне закономерно, поскольку Москва всегда являлась культурным и финансовым центром России и бывшего Советского Союза. Из запланированных, но не осуществленных за год проектов в первую очередь следует отметить Объединенную Эквайринговую Компанию. Как вы помните, в октябре 2001г. Совет директоров Ассоциации российских банков-членов Visa принял решение отказаться от создания подобной структуры. Однако к настоящему моменту сами банки признали необходимость упорядочивания ситуации на российском рынке эквайринга. Последнее обстоятельство во многом было обусловлено существованием на рынке ряда банков, проводящих нелегальный эквайринг карт Visa, деятельность которых отрицательно сказывалась на развитии эквайрингового бизнеса. По этой причине платежная система решила не строить новую эквайринговую систему, но укрепить уже существующую, сделать ее более прозрачной и предсказуемой. Новая система подразумевает создание многочисленной ассоциации банков, которые занимаются эквайрингом в качестве агентов. Стоит отметить, что хотя построение такой системы не разрешается по правилам Visa, для России будет сделано исключение. Мы надеемся, что подобный подход, связанный с применением к России особых, специальных правил, пойдет на пользу всем участникам российского эквайрингового рынка.

Итак, ситуацию на российском рынке эквайринга должны упорядочить следующие меры. Во-первых, это обязательная регистрация всех банков-агентов, желающих развивать эквайринг, но не имеющих пока соответствующих прав и лицензий платежной системы Visa International. Во-вторых, банки, намеревающиеся выступать в роли агента по эквайрингу, обязаны будут обладать членством в Visa International.

Предполагается, что банки-агенты по эквайрингу станут платить единовременные регистрационные взносы, которые будут израсходованы на проведение образовательных семинаров для торговых точек, разработку информационных материалов, и, пожалуй, самое важное – на укрепление мер по борьбе с мошенничеством.

Планируемые меры также призваны упорядочить и ситуацию с предоставлением коммерческих прав, включая использование торгового знака Visa и работу с торгово-сервисными точками, тем банкам, которые до настоящего момента проводили такую деятельность без соответствующих лицензий.

Еще один из нереализованных пока проектов – создание в России единого Интернет-оператора. По замыслу, эта компания должна была осуществлять процессинг Интернет-транзакций, а также контролировать соблюдение правил приема платежей виртуальными магазинами, отслеживать подозрительные торговые точки и многое другое. Хотя банки согласились с тем, что создание подобного Интернет-оператора – идея здравая, реализация этого проекта была отложена, поскольку, по мнению тех же банков, рынок Интернет-платежей в России еще недостаточно развит.

Однако мы уверены, что в скором будущем вернемся к этому предложению. Ряд исследований, проведенных в последнее время, показывает, что в России наметилась тенденция к преобладанию среди пользователей Интернета людей со средним и высоким уровнем доходов. Так, например, согласно недавно опубликованному отчету International Data Corp., ожидается, что уже к концу 2002 г. обороты по российским картам в Интернете достигнут 90 млн. долл., а к концу 2004 г. в стране будет 9,4 млн. пользователей Всемирной сети, то есть 6,4% населения.

При этом мы полагаем, что создание единого Интернет-оператора послужит дополнительным толчком к развитию российской электронной коммерции. К сожалению, банки пока не готовы к конкретным шагам в этом направлении.

ПЛАС:Интернет-ориентированные платежные решения и карточные продукты Visa в мире, в регионе, России? Сроки их реализации? Банки и IT-компании, наиболее активно работающие в этом направлении?

Л. Наумовский: В прошлом году платежная система проводила исследование по определению популярности карточек Visa в виртуальном мире. Результаты исследования в регионе СЕМЕА показали, что только 21% всех транзакций совершаются в Интернете, в то время как по всему миру порядка 64% всех транзакций совершаются в режиме on-line. Для оплаты покупок в Сети используется примерно каждая пятая карточка Visa. Мы считаем перспективы Интернеткоммерции весьма неплохими и предвидим бурный рост в этой области, в связи с чем возрастет необходимость в разработке надежных и удобных методов совершения оплаты в виртуальном мире.

Одним из наиболее популярных Интернет-решений в ближайшем будущем будет являться Verified by Visa. Существует также ряд продуктов, специально разработанных для Интернета, – например, Visa Virtual. Однако основную роль в электронных платежах будут играть микропроцессорные карточки VSDC, которых на сегодняшний день в мире выпущено порядка 73 миллионов.

В России на сегодняшний день насчитывается 5 эмитентов виртуальной карты Visa. Совокупный объем эмиссии этих продуктов выглядит пока скромно – 12,8 тыс.

ПЛАС:Каковы были основные акценты в деятельности Visa International в России в 2001 г. и первой половине 2002 г.? Наиболее важные стратегические шаги платежной системы на российском рынке, планируемые на второе полугодие 2002 г.?


“Среди наиболее важных стратегических шагов на российском рынке, которые Visa предполагает сделать до конца текущего года, отмечу увеличение количества ассоциированных членов с 25 до 35-40 банков”


Л. Наумовский: Среди наиболее важных стратегических шагов на российском рынке, которые Visa предполагает сделать до конца текущего года, отмечу увеличение количества ассоциированных членов с 25 до 35-40 банков. При этом в сотрудничестве с банками основной акцент мы делаем прежде всего на получение банком статуса ассоциированного члена. Однако дальнейшие амбиции банков нами только приветствуются. Предоставление принципиального членства тем банкам, которые обладают для этого достаточным капиталом, развитой филиальной сетью, опытом в розничном бизнесе, банкам, которые действительно могут стать лидерами по эмиссии, является для нас одной из самых приятных задач. Так, например, в текущем году повышение статуса до принципиального членства предполагается у 4-6 российских банков.

Другой, не менее актуальной задачей, стоящей перед нами на российском рынке, является расширение географии сети приема карт Visa, организация обучения персонала торговых точек, а также непосредственное увеличение количества карт платежной системы.

Ежемесячный рост эмиссии составляет в настоящее время от 100 тыс. до 120 тыс. карточек. До конца 2002г. мы планируем выпустить в общей сложности не менее 3,5 млн. карт.

Что же касается торгово-сервисной сети, то нам хотелось бы не только увеличить число точек, принимающих карты Visa, но и усилить конкуренцию между ними на рынках Москвы и Санкт-Петербурга. Мы надеемся, что филиалы московских банков и банков Санкт-Петербурга, а также региональные банки будут успешно работать в качестве лицензированных агентов по эквайрингу, занимаясь привлечением все большего количества новых торговых точек. Так, например, для развития имеющих весьма хорошие отзывы зарплатных проектов недостаточно просто установить на территории предприятия 2-3 банкомата – нужно дать держателям возможность активно использовать свои карточки.

Visa также намерена проводить активное обучение персонала банков-членов по таким направлениям, как работа с филиальной сетью, борьба с мошенничеством, миграция на микропроцессорные технологии и так далее.

Переход на микропроцессорные технологии – еще один из важнейших шагов, которые платежная система намерена осуществить в самом ближайшем будущем. До конца текущего года Visa собирается выпустить более 150 тыс. смарт-карт VSDC. Если же принять в расчет предполагаемый объем эмиссии карт в рамках проекта “Социальная карта москвича”, то количество микропроцессорных карт с логотипом Visa, обращающихся на российском рынке, может превысить 400 тыс. При этом планируется, что до завершения 2002 г. на эквайринг карт стандарта EMV нами будут сертифицированы еще порядка 4 банков, и еще 8 банков пройдут сертификацию на эмиссию VSDC.

В планах платежной системы – работа над дальнейшим развитием проекта “Социальная карта москвича” и создание аналогичных проектов в других регионах. Так, внедрение подобных программ уже готовится в настоящее время в Санкт-Петербурге, Челябинске и других крупных городах России.

Конкретных проектов по предоставлению новых продуктов у Visa пока нет. Однако платежная система, несомненно, заинтересована в росте коммерческих карточек. Так, по итогам на конец 2001 г. количество карт Business выросло меньше чем на 50% – результаты более чем скромные. Среди банков большой интерес вызывают так называемые совместные карточки (affinity), а также различные ко-брэндовые проекты. Потенциал таких проектов велик – предполагаемая эмиссия может составлять до нескольких миллионов карт.

Что не менее важно, в прошедшем году несколькими российскими банками, в числе которых РБР и Дельтабанк, был осуществлен запуск проектов кредитных карт. Объемы эмиссии пока небольшие, но банки весьма активно рекламируют свои предложения.

Очень важным шагом для Visa явилось начало внедрения новой маркетинговой концепции. Кампания, в которую мы вложили очень много сил и средств, продлится 3-4 года. На российском рынке вскоре появятся плакаты, брошюры, ролики и другие рекламные материалы, призванные способствовать дальнейшему росту популярности продуктов Visa. Следует отметить, что на основе наших рекламных кампаний банки могут проводить свои собственные акции, направленные на привлечение торговых точек и на стимулирование использования в них карточек Visa. Суть новой маркетинговой концепции заключается в том, что карточка Visa – не экзотический, недоступный для большинства россиян финансовый инструмент, а платежное средство для повседневного использования.

Представители ряда российских банков, принявших участие в региональной встрече, проведенной в конце июня 2002 г. в Москве, оценили сделанное нами в этом направлении весьма позитивно.

Деятельность по развитию нашего московского офиса также дала положительные результаты. Так, в последние три месяца к работе приступили ряд новых сотрудников: менеджер по маркетингу, менеджер по борьбе с мошенничеством и специалист по мониторингу торговых и сервисных предприятий, который уже занят анализом эквайрингового рынка.

До конца сентября 2002 г. должно состояться открытие представительства Visa International в Киеве, где команда сотрудников из трех человек предложит местным банкам полную гамму партнерских услуг.

ПЛАС:Ваша оценка эффективности реализации ранее намеченных планов по миграции на EMV? Сроки и масштабы реализуемых проектов? Какие конкретные шаги платежная система предпринимает в России для поддержки чиповых проектов банков?

Л. Наумовский: Стоит отметить, что переход на новые технологии в России идет достаточно успешно. На эквайринг карт VSDC мы уже сертифицировали 2 банка, на эмиссию микропроцессорных карт сейчас проходят сертификацию еще 3 банка, и ожидается, что до конца 2002 г. на рынке появятся еще 5 эмитентов. И, как я уже отмечал, проект, реализованный в рамках новых технологий, – “Социальная карта москвича” – является одним из наиболее крупных в этом направлении.


“Несмотря на то, что количество транзакций по снятию наличных в АТМ до сих пор в значительной степени превышает объем операций в предприятиях торговли и сервиса, за последний год мы наблюдаем стабильный рост оборотов по карточкам Visa в торгово-сервисной сети”


Для поддержки российских банков, осуществляющих переход на новые технологии, Visa уже провела 8 семинаров в Челябинске, Ташкенте, Москве и Санкт-Петербурге. Кроме того, банки получают маркетинговую и информационную поддержку, а также консультации специалистов как в платежной системе, так и в группе консультационных фирм, прошедших обучение в Visa.

Для финансовой поддержки банков-эквайеров и эмитентов в регионе СЕМЕА нами был создан специальный фонд, средства из которого доступны крупным игрокам, представляющим около 80% рынка по объему и оборотам и готовым осуществлять крупные проекты конверсии своих продуктов на микропроцессорные технологии. К таким банкам относится, например, Росбанк.

ПЛАС:Взгляд платежной системы на возможные варианты осуществления дальнейшего развития и модернизации банкоматной сети в странах Восточной и Центральной Европы, включая Россию?

Л. Наумовский: В данный момент в Центральной и Восточной Европе, а также в России наблюдается тенденция к расширению функциональности банкоматов. Новое поколение банкоматов будет осуществлять не только операции по выдаче наличности, но и принимать платежи за услуги мобильной связи, доступ в Интернет и коммунальные услуги. Ряд проектов с использованием банкоматов нового поколения сегодня уже реализован в странах Центральной Европы, а также в России. Один из них, например, успешно реализует Автобанк. Сбербанк начал реализацию аналогичного проекта, но пока только с использованием собственной сети АТМ.

ПЛАС:По имеющейся у нас информации, значительное расширение в ряде стран Восточной и Центральной Европы POS-терминального парка до настоящего времени не вызвало ожидаемых позитивных изменений в соотношении банкоматных транзакций и транзакций, осуществляемых в торгово-сервисной сети, в пользу последних. Каково сегодняшнее видение платежной системой возможных путей изменения ситуации?

Л. Наумовский: Несмотря на то, что количество транзакций по снятию наличных в АТМ до сих пор в значительной степени превышает объем операций в предприятиях торговли и сервиса, за последний год мы наблюдаем стабильный рост оборотов по карточкам Visa в торгово-сервисной сети.

За период с конца марта прошлого года по начало II квартала 2002 г. держатели карт региона CEMEA осуществили по картам Visa 256,1 млн. транзакций в торговой сети (рост – 37,5%) на общую сумму 12,1 млрд. долл., что превысило аналогичный прошлогодний показатель на 23%. Первое место по этому показателю среди стран региона занимает Польша (2,4 млрд. долл.), второе принадлежит России (727 млн. долл.), на третьем – Чешская Республика (394,7 млн. долл.). Польша лидирует в регионе и по количеству операций в торговой сети с использованием карт Visa (66,4 млн. операций), тогда как Россия пока лишь на 4-м месте (7,2 млн.), после Эстонии (11,6 млн.) и Венгрии (11,2). Однако, если принять во внимание, что Россия как минимум в три раза больше Польши, следует ожидать, что в ближайшее время соотношение этих показателей изменится.

Уже сейчас в России зафиксирован рост оборотов в торгово-сервисной сети на 54%.

При этом нас, разумеется, не слишком устраивает тот факт, что темпы роста банкоматных транзакций попрежнему высоки. Более того, на регионы Москвы и Санкт-Петербурга приходится до 73% оборота по российским карточкам, что не дает возможности стимулировать конкуренцию между торговыми точками.

Специалисты считают, что решение этой проблемы заключается в расширении эмиссии карт, а также сети их приема в тех регионах, где уже осуществляются зарплатные проекты и активно работают региональные филиалы крупных московских банков. Например, в ближайшее время в Екатеринбурге планируется открытие сразу нескольких магазинов сети “Перекресток”, с которыми банки-члены Visa намерены подписать контракт на прием карт платежной системы.

Росту количества транзакций в торгово-сервисной сети должна способствовать и новая концепция маркетинговой кампании в регионе CEMEA, в основе которой лежит лозунг “Visa с Вами Всегда и Везде” (“Visa Takes You Places”). Ее основная цель – показать, что карточка Visa является удобным инструментом для повседневной оплаты продуктов питания, одежды, поездок и т. д. Планируется, что участниками широкой рекламной и информационной кампании станут все игроки карточного рынка региона. Следует отметить, что Visa уже имеет успешный опыт проведения такой кампании в других странах. Так, к примеру, в Венгрии результатом стало увеличение количества транзакций в торговой сети по картам Visa c 2% до 30%.

Как я уже отмечал, программа рассчитана на 3-4 года и включает в себя создание и демонстрацию и прокат рекламных роликов на телевидении, распространение плакатов, рекламу в прессе, а также проведение масштабных маркетинговых кампаний совместно с банками. Еще до конца августа 2002 г. все материалы будут переведены на русский язык и адаптированы для российского потребителя, а с сентября программа будет предложена российским банкам.

Мы уверены, что благодаря таким маркетинговым кампаниям, как Visa 365, имевшая в свое время большой успех в России и в странах Восточной Европы, в ближайшие три года соотношение между банкоматными и POS-терминальными транзакциями начнет меняться в пользу последних.

Полный текст статьи читайте в журнале «ПЛАС» № 6-7 (76-77) ’2002 стр. 32

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных