17 августа 2012, 16:17
Количество просмотров 893

Финансовые услуги в России глазами потребителя

Финансовые услуги в России глазами потребителя

Вопрос различий в потребительском поведении россиян на рынке финансовых услуг* (включая услуги банков, страховых компаний и т. д.) в зависимости от конкретных регионов их проживания является одной из наиболее актуальных исследовательских задач. В настоящее время многие банки, страховые и иные финансовые компании, предлагающие услуги физическим лицам, заняты развитием своей региональной розничной сети и, соответственно, разработкой стратегии продвижения бизнеса компании в регионах. Для решения данной задачи важно иметь объективное представление о региональных особенностях финансового поведения населения, уровне его информированности и специфике психологических установок потребителей в отношении финансовых услуг. В настоящей статье собран материал из разных исследований НАФИ, проводившихся в 2007–2008гг. Важно сразу отметить, что авторами материала не ставится задача провести всеобъемлющий анализ региональных различий в уровне информированности, отношении и потребительском поведении россиян с точки зрения финансовых услуг. Речь идет о некоторых наблюдениях, выявленных в ходе исследований потребительского поведения населения России на рынке финансовых услуг, основной целью которых было получение информации в общероссийском разрезе. Анализируя их результаты, мы, помимо прочего, смогли сделать ряд интересных выводов о региональной специфике, которые и легли в основу данной статьи. Таким образом, вниманию читателей журнала «ПЛАС» представлены те фрагменты исследований, которые выявляют наиболее интересные региональные различия. Такого рода «ползучий эмпиризм» неизбежно привел к проблеме структурирования разнообразного исследовательского материала, использованного в данной работе. Для этого мы условно сгруппировали вопросы, о которых пойдет речь, в три раздела: информированность, отношение россиян к финансовым услугам и их финансовое поведение. Сравнения проводятся на уровне федеральных округов, а не отдельных регионов. Данный уровень сравнения задан самой структурой исследований, который не позволяет проводить сравнения регионов, поскольку выборка репрезентирует Россию в целом и отдельные федеральные округа. В ходе исследований были опрошены 1600 человек, опрос проводился в 153 населенных пунктах 46 областей, краев и республик РФ методом индивидуального интервью по месту жительства респондентов. Статистическая погрешность исследования не превышает 3,4%.

Субъективная оценка информированности о финансовых услугах и потребность в дополнительной информации

В феврале 2008 г. респондентам было предложено сравнить уровень своей информированности о десяти основных финансовых услугах, проранжировав их от 1до10, при этом на первое место нужно было поставить услугу, с которой респондент наиболее знаком, а на десятое – наименее знакомую услугу. Согласно ответам респондентов, они наиболее хорошо знакомы со срочными вкладами и потребительскими кредитами (средний ранг этих финансовых услуг составляет 3,4–3,5, подробнее см. таб. 1). Наименее знакомыми для россиян финансовыми услугами являются паевые инвестиционные фонды и брокерское обслуживание (их средние ранги составляют 8,6 и 9,4, соответственно). Подробнее средние ранги основных финансовых услуг представлены в таблице 1. Интересно, что уровень субъективной информированности о финансовых услугах россиян статистически значимо различается по федеральным округам. Северо-Западный федеральный округ оказался в числе лидеров по информированности населения об услугах страхования (страхование жизни, имущества, медицинское страхование). Жители Южного федерального округа лучше всех знакомы с ипотекой и кредитными картами, Сибирского округа – со срочными вкладами и потребительскими кредитами, Дальневосточного округа – с ПИФами и брокерским обслуживанием на рынке ценных бумаг. В Центральном и Поволжском округах нет услуг, по которым уровень знания населения был бы выше, чем в других округах, зато отставание наблюдается по такой услуге, как ипотека (в Центральном округе), кредитные карты, ПИФы и брокерское обслуживание на рынке ценных бумаг (в Поволжском округе). В таблице 2, демонстрирующей средние ранги основных финансовых услуг в разрезе федеральных округов, полужирным шрифтом выделены результаты тех федеральных округов, в которых информированность населения о той или иной финансовой услуге имеет наиболее высокий ранг, то есть жители этого округа лучше знакомы с этой услугой, чем в остальных округах. Курсивом выделены результаты федеральных округов, в которых информированность о соответствующей финансовой услуге имеет наиболее низкий ранг, то есть жители этого округа хуже знакомы с этой услугой, чем жители остальных округов. Затем участникам опроса предлагалось выбрать те финансовые услуги, о которых они хотели бы знать больше, причем респондент мог выбрать любое количество ответов. Несмотря на то что наименее знакомыми для россиян являются инвестиционные услуги, на первом месте по заинтересованности в дополнительной информации оказались не они, а банковское ипотечное кредитование: 33% опрошенных россиян хотели бы знать об ипотеке больше. И только затем следуют паевые инвестиционные фонды и брокерское обслуживание: в дополнительной информации об этих услугах заинтересованы 26% и 23% респондентов, соответственно (см. таб. 3). В региональном разрезе наиболее заинтересованными в получении дополнительной информации являются жители Сибирского федерального округа. По сравнению с другими округами в Сибирском федеральном округе отмечена наиболее высокая доля респондентов, которые хотели бы знать об указанных услугах больше. На втором месте – Уральский федеральный округ. В Центральном федеральном округе выше, чем в среднем по России, доля тех, кто хотел бы знать больше об инвестиционных услугах (ПИФах и брокерском обслуживании на рынке ценных бумаг). «Отстающими» по степени интереса к данным продуктам являются Северо-Западный и Южный федеральные округа. В Южном федеральном округе по востребованности населением дополнительной информации лидируют такие услуги, как ипотека и платное медицинское страхование. В таблице 4, демонстрирующей уровень востребованности дополнительной информации об основных финансовых услугах в разрезе федеральных округов, полужирным шрифтом выделены результаты тех федеральных округов, в которых наиболее высока доля респондентов, которые хотели бы знать о конкретных услугах больше.

Цели кредитования

По результатам опроса, проведенного в 2007г., основными целями, на которые респонденты планируют брать кредиты, являются покупка аудио- и видеоаппаратуры, бытовой техники, мобильного телефона и недвижимости (см. таб. 5). При этом данные о планах жителей Центрального федерального округа относительно использования услуги кредитования в целом совпадают с данными, полученными для всей России. Исключением является кредит на неотложные нужды: жители Центрального федерального округа планируют воспользоваться этой услугой реже жителей других округов (7% в ЦФО и 17% в целом по России). Жители Северо-Западного и Дальневосточного федеральных округов чаще других планируют воспользоваться кредитом на покупку аудио- и видеоаппаратуры, бытовой техники, мобильного телефона. Одновременно жители Северо-Западного федерального округа вместе с жителями Южного и Сибирского федеральных округов чаще других являются потенциальными пользователями услуги ипотеки. Жители Сибирского федерального округа чаще других планируют воспользоваться кредитом на ремонт квартиры или дома, а жители Уральского федерального округа – кредитом на приобретение автомобиля. Таким образом, жители Сибирского федерального округа проявляют высокую заинтересованность в не очень крупных кредитах (на покупку мебели и бытовой техники). А жители Северо-Западного, Южного и Сибирского федеральных округов более заинтересованы воспользоваться кредитами, связанными с приобретением или ремонтом жилья. Уральский федеральный округ лидирует по доле планирующих воспользоваться услугой автокредитования.

Пользование финансовыми услугами

В исследовании, проведенном в апреле 2008г., нас интересовал уровень пользования населением различными финансовыми услугами. В целом по РФ чуть более 50% населения в возрасте от 18 лет и старше на момент проведения исследования пользовалось финансовыми услугами. Наиболее высокая доля пользователей наблюдалась в Уральском и Северо-Западном федеральных округах – 60,6% и 59,7%, соответственно. Распределение ответов в разрезе федеральных округов представлено в таблице 6. В целом можно сделать вывод о том, что уровень пользования кредитными продуктами наиболее высок в Уральском федеральном округе, банковскими картами – в Дальневосточном, текущими счетами – в Сибирском, срочными вкладами – в Центральном федеральном округе.

Пользование банковскими картами

Исследование, проведенное в январе 2008 г., показало, что большинство опрошенных вне зависимости от федерального округа пользуются одной банковской картой. Двумя картами чаще пользуются жители Южного, Дальневосточного и Приволжского федеральных округов. Пользователи трех пластиковых карт чаще встречаются среди жителей Центрального и Приволжского федеральных округов. Респонденты, владеющие более чем 4 картами, также встречаются в Центральном и Приволжском федеральных округах (хотя их доля незначительна). Таким образом, наиболее активными пользователями банковских карт являются жители Центрального и Приволжского федеральных округов (см. рис. 1). Большинство опрошенных вне зависимости от федерального округа пользуются зарплатной картой. При этом в Уральском федеральном округе наблюдается наименьшая доля пользователей зарплатных карт. Доли пользователей дебетовых карт, выпущенных вне рамок зарплатных проектов, наиболее высоки в Центральном и Уральском федеральных округах. При этом в этих же округах, а также в Приволжском федеральном округе наблюдается наиболее высокая доля пользователей кредитных карт (см. рис. 2). Резюмируя вышесказанное, можно отметить, что жители Центрального и Приволжского федеральных округов являются наиболее активными пользователями всех видов карт, в том числе и кредитных.

Знание респондентов о процентных ставках по вкладам

В марте 2008г. нами было проведено исследование с целью выявить предпочтения респондентов в отношении процентных ставок по банковским вкладам. В исследовании ставилась задача определить границы приемлемых для населения процентных ставок. При этом мы отдавали себе отчет, что прямым вопросом о желательной величине этого показателя выявить приемлемую процентную ставку по вкладам невозможно, так как при таком вопросе респондент будет завышать желаемое значение процентной ставки. Для того чтобы избежать такого субъективного смещения ответов респондентов в сторону нереально высоких ставок, в анкете были предложены два вопроса: «Если говорить о рублевых вкладах на срок 12 месяцев, то какой годовой процент по вкладу Вы считаете слишком низким, при котором Вы бы не стали вкладывать деньги в банк?» и «Какой годовой процент по вкладу на срок 12 месяцев вы считаете слишком высоким, при котором Вы бы отказались вкладывать деньги в банк изза подозрения, что банк может оказаться ненадежным (например, финансовой пирамидой)?» Оба эти вопроса не подразумевали выбор респондентом каких-либо предложенных ему готовых ответов. Минимальные названные значения нижнего порога процентных ставок встречаются в Сибирском (6,7%) и Уральском (7,0%) федеральных округах. Максимальные значения – в Северо-Западном (8,9%) и Дальневосточном (9,5%) федеральных округах. Минимальные названные значения верхнего порога процентных ставок были также указаны в Сибирском (19,5%) и Уральском (19,6%) федеральных округах. Максимальные значения – в СевероЗападном (22,8%) и Южном (22,4%) федеральных округах. Подробнее средние значения нижнего и верхнего порога процентных ставок по банковским вкладам в зависимости от федерального округа представлены на рис. 3. Наибольшая доля тех респондентов, которые в качестве нижнего порога процентных ставок по вкладам называют значения, превосходящие 13% годовых, проживают в Северо-Западном федеральном округе. В этом федеральном округе выше доля людей, склонных ожидать от финансовых инструментов большей доходности. Важно обратить внимание также и на то, в каких округах наблюдаются высокие проценты респондентов, затруднившихся ответить на данный вопрос, – лидерами по этому параметру являются Дальневосточный и Южный федеральные округа. С учетом ранее приведенной в настоящей статье информации о субъективной информированности населения этих округов о данном продукте и интересе к дополнительной информации о нем можно сделать вывод о том, что в Дальневосточном и Южном федеральных округах, несмотря на низкий уровень пользования данными услугами в настоящее время, они пока не имеют потенциала для роста, тогда как ситуация в Уральском и Сибирском федеральных округах прямо противоположна. Подробнее распределение ответов респондентов на вопрос о нижнем пороге процентной ставки по вкладам в зависимости от федерального округа представлено на рис. 4. Жители Северо-Западного и Южного федеральных округов чаще других называют в качестве верхнего порога приемлемых процентных ставок по вкладам значения, превышающие 20% годовых. Жители Приволжского, Уральского и Дальневосточного федеральных округов более склонны называть в качестве верхнего порога ставок по вкладам значения в интервале 13–20% годовых. Подробнее распределение ответов респондентов на вопрос о верхнем пороге процентной ставки в зависимости от федерального округа представлено на рис. 5.

Отношение к услугам банкострахования

Целью исследования, проведенного в марте 2008г., было выявление отношения россиян к сотрудничеству банков и страховых компаний. Для этого респондентам задавался вопрос о том, кому выгодно это сотрудничество, а также почему это сотрудничество может быть выгодно банкам или страховым компаниям. На вопрос о том, кому может быть выгодно сотрудничество банков и страховых компаний, более половины (58%) опрошенных сообщили, что это сотрудничество выгодно для банков. Чуть менее (47%) респондентов указали, что предложение совместных продуктов выгодно для страховых компаний. Менее 10% опрошенных указывали, что сотрудничество банков и страховых компаний может быть выгодно их клиентам: 8% опрошенных считают, что это выгодно для клиентов банков, и 7% – для клиентов страховых компаний. Почти треть опрошенных (29%) затруднились с ответом на предложенный вопрос. Подробнее распределение ответов респондентов на вопрос о том, кому выгодно сотрудничество банков и страховых компаний, представлено на рис. 6. Среди респондентов, которые пользуются (или пользовались) совместными продуктами банков и страховых компаний, почти в два раза выше доля тех, кто считает, что сотрудничество выгодно клиентам (см. рис. 7). В разрезе федеральных округов наиболее позитивно к совместным продуктам банков и страховых компаний относятся жители Дальневосточного и Центрального федеральных округов. Жители Сибирского федерального округа, напротив, чаще указывают, что подобные продукты более выгодны банкам и страховым компаниям. Жители Дальневосточного и Центрального федеральных округов чаще других считают, что совместные продукты банков и страховых компаний выгодны клиентам. Жители Сибирского, Южного и Уральского федеральных округов реже других считают, что совместные продукты банков и страховых компаний могут быть выгодны их клиентам. (см. рис. 8).

Текст статьи читайте в журнале "ПЛАС" 5 (135) ’2008 с. 3


Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube