Ограничение оборота наличных в РФ: две стороны медали
Готовы ли регионы к реализации законопроекта Минфина об ограничении оборота наличных? Любая спешка в рамках этой инициативы может обернуться лишь ростом издержек…
Светлана Криворучко, директор Центра денежно-кредитной политики Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, д. э. н.
Согласно законопроекту, подготовленному Министерством финансов и согласованному с правительством РФ, с 2014 года расчеты наличными между физлицами, а также между физическими и юридическими лицами будут ограничены операциями в размере не более 600 тыс. руб., а с 2015 года – не более 300 тыс. рублей. Кроме того, этот документ предписывает перевод механизма выплат зарплат в компаниях в безналичную форму в обязательном порядке. Исключение будет сделано лишь для предприятий малого бизнеса, число сотрудников у которых не превышает 35 человек, а для торговых предприятий – не более 20. Наряду с этим Минфин предлагает с 2014 года обязать все предприятия сферы торговли и услуг с годовой выручкой не менее 60 млн руб. установить терминалы по обслуживанию банковских карт. Но насколько готовы российские регионы к столь быстрому введению ограничений по обороту наличных за счет использования правительством законодательного и административного ресурса? Ведь вполне очевидно, что слишком поспешное внедрение платежно-карточных технологий приведет лишь к росту издержек, которые, в конечном счете, лягут на плечи потребителей.
Характеристика платежно− карточного оборота в различных субъектах РФ
По данным Банка России, на 1 января 2013 года отечественные банки выпустили 239,04 млн платежных карт. Вместе с тем результаты недавнего опроса Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) показывают, что только 15% владельцев карт в РФ всегда расплачиваются ими в магазине в тех случаях, если торговой точкой предоставляется такая возможность. Еще 27% держателей используют свои карты для оплаты покупок лишь в том случае, если не имеют при себе наличных, а практически половина россиян никогда не оплачивает покупки банковской картой.
По замыслу Минфина, принятие законопроекта должно способствовать ликвидации отставания РФ по важнейшим показателям платежно-карточного оборота | Министерство финансов РФ предлагает с 2014 года обязать предприятия сферы торговли и услуг с годовой выручкой не менее 60 млн руб. установить терминалы по обслуживанию банковских карт |
Если посмотреть на количество карт, приходящихся на 1 жителя РФ, то можно прийти к выводу, что по этому показателю Москва и Московская область (5,82 карты), Новосибирская область (2,93 карты), Санкт-Петербург (2,49 карты) и Хабаровский край (1,89 карты) обгоняют таких общепризнанных европейских лидеров, как Швейцария (1,78 карты) и Германия (1,72 карты)1. Правда, при этом нужно учесть, что, согласно информации ЦБ РФ, только 75% выпущенных на нашем рынке карт относятся к числу активных. Однако некоторые регионы, такие как Ингушетия (0,27 карты), Дагестан (0,17 карты) и Чечня (0,15 карты) по этому показателю сопоставимы с Индией (находящейся на последнем месте среди стран БРИКС), где на одного жителя приходится лишь 0,250 карты.
Заметим, что анало- гичная цифра еще ниже в Ленинградской области, но это обусловлено тем обстоятельством, что абсолютное большинство ее жителей предпочитают пользоваться картами петербургских банков, в том числе и потому, что многие из них имеют работу в Санкт-Петербурге.
По объему всех ежемесячных транзакций по картам, приходящихся на 1 жителя, наиболее продвинутыми являются такие регионы, как Москва и Московская область (32,472 тыс. руб.), Тюменская область (25,862 тыс. руб.), Санкт-Петербург (25,563 тыс. руб.), Хабаровский край (23,587 тыс. руб.) и Мурманская область (19,811 тыс. руб.) Правда, по этому показателю они пока существенно уступают ведущим европейским странам. Так, в пересчете по курсу рубля на конец 2012 года, аналогичные цифры для Великобритании, Швейцарии, Бельгии и Нидерландов равнялись, соответственно, 46,481 тыс. руб., 45,540 тыс. руб., 38,649 тыс. руб. и 34,330 тыс. рублей.
При этом особенно серьезное отставание наблюдается по доле оплаты товаров и услуг по картам. Если в упомянутых выше пяти регионах РФ она находится в диапазоне от 13,2% (Хабаровский край) до 29,0% (Мурманская область), то в перечисленных выше европейских странах эта цифра колеблется в пределах от 53,6% (Бельгия) до 75,3% (Швейцария).
У 26 наиболее отстающих субъектов РФ объем всех ежемесячных транзакций по картам, приходящихся на 1 жителя, оказался меньше, чем, например, в Мексике, где он (в пересчете по курсу рубля на конец 2012 года) составил 5,724 тыс. руб., причем доля «карточных» покупок в этой стране составила 29,7%. Следует также заметить, что еще выше последний показатель в ЮАР – 41,2%, Бразилии – 42,8% и Китае – 63,1%, в то время как в Индии – лишь 11,6%. Следовательно, по доле карточных покупок в целом РФ, а также пять самых продвинутых российских регионов, значительно отстают от всех стран БРИКС за исключением Индии.
По количеству приходящихся на 1000 жителей POS-терминалов, установленных в предприятиях торговли и сервиса, в пятерку лидеров входят Санкт-Петербург, Тюменская и Мурманская области, Москва и Московская область, а также Магаданская область |
Впрочем, по замыслу Минфина, как раз принятие рассматриваемого нами в настоящей статье законопроекта должно способствовать ликвидации отставания РФ по важнейшим показателям платежно-карточного оборота. Итак, посмотрим, всем ли российским регионам по силам справиться с поставленной задачей.
Регион региону рознь
Как мы уже говорили, одним из требований данного законопроекта является обязательный перевод зарплат в компаниях (за исключением предприятий малого бизнеса, число сотрудников в которых не превышает 35 человек, а для торговых предприятий – не более 20) на безналичные расчеты. Поэтому для нашего анализа была рассчитана доля зарплат компаний, которые придется перевести на безналичные расчеты, в совокупном доходе населения каждого региона. Соответствующие вычисления были сделаны на основе данных сплошного наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства, проведенного Росстатом в 2010 году.
Поскольку наряду с этим Минфин предлагает с 2014 года обязать предприятия сферы торговли и услуг с годовой выручкой не менее 60 млн руб. установить терминалы по обслуживанию банковских карт, то нам также потребовалось найти долю их торгового оборота в совокупном доходе населения каждого региона. С этой целью использовались данные Росстата по объему розничной торговли и платных услуг населению в различных регионах за 2011 год. При этом из итоговой суммы вычитался объем торговли на рынках, а также объем розничной торговли и платных услуг микропредприятий, годовая выручка которых менее 60 млн руб.
Регионы РФ были ранжированы в рамках исследования по доле снятых по картам наличных в совокупном доходе населения. В четверке лидеров по данному показателю оказались Новосибирская область (88,5%), Хабаровский край (86,2%), Санкт-Петербург (77,7%), Тюменская (74,7%) и Воронежская области (68,3%), Москва и Московская область (64,7%).
Следует также заметить, что, например, в Новосибирской области доля снятых по картам наличных в совокупном доходе населения на 35 процентных пунктов выше аналогичной доли зарплат компаний, которые по законопроекту нужно перевести на безналичные расчеты. Это обусловлено тем обстоятельством, что в данном регионе весьма значителен охват платежными картами не только работников предприятий и организаций, но и пенсионеров и студентов. В целом такое превышение характерно для 19 регионов. Соответственно, можно сделать вывод, что в этой группе регионов перевод зарплат в компаниях на безналичные расчеты не потребует реализации слишком большого количества зарплатно-карточных проектов.
В то время как для 71 региона характерна прямо противоположная ситуация, когда доля снятых по картам наличных в совокупном доходе населения ниже аналогичной доли зарплат компаний, которые по законопроекту нужно перевести на безналичные расчеты (отставание в пределах от -1,8 до -66,9 процентных пунктов). При этом чем значительнее данное отставание, тем большее количество зарплатно-карточных проектов потребуется реализовать в этих регионах для выполнения требований законопроекта Минфина.
По доле карточной оплаты товаров и услуг в совокупном доходе населения в группе несомненных лидеров Мурманская область (22,7%), Санкт-Петербург (20,7%), Москва и Московская область (18,6%) и Республика Карелия (15,1%). Впрочем, даже у этих регионов наблюдается очень серьезное отставание данного показателя от доли в совокупном доходе населения оборота товаров и услуг предприятий, работающих в сфере торговли и услуг, с годовой выручкой более 60 млн руб.
Так, в Мурманской области это отставание равно -34,1 процентным пунктам, в Санкт-Петербурге (-43,3 процентным пунктам), Москве и Московской области (-35,9 процентным пунктам) и Республике Карелии (-45,6 процентным пунктам). Вполне очевидно, что чем больше в конкретном регионе отставание по данному показателю, тем более значительны будут расходы работающих здесь предприятий сферы торговли и услуг (с годовой выручкой более 60 млн руб.) по установке платежных терминалов.
Региональные различия в уровне развития платежной инфраструктуры
Субъекты РФ в рамках исследования были ранжированы также по количеству банкоматов, приходящихся на 1000 жителей региона. В топ-5 по данному показателю вошли Тюменская область (1,423 устройства на 1000 жителей), Санкт-Петербург (1,339 устройства), Москва и Московская область (1,323 устройства), Мурманская (1,253 устройства) и Свердловская области (1,156 устройства). Для сравнения заметим, что аналогичные цифры для таких продвинутых по данному показателю стран, как Южная Корея (2,381 устройства), Канада (1,742 устройства) и Бельгия (1,437 устройства), существенно выше.
Вместе с тем по количеству банкоматов, приходящихся на 1000 жителей, наша страна (0,993 устройства на 1000 жителей) не слишком сильно отстает, например, от Германии (1,030 устройства) и обгоняет Францию (0,893 устройства). Во многом это объясняется тем обстоятельством, что в отличие от этих развитых стран акцент в российском карточном бизнесе изначально делался на услуги выдачи наличных, а не на сервисы безналичной оплаты товаров и услуг. Вместе с тем, в связи с большими межрегиональными различиями ряд субъектов РФ – республики Северная Осетия-Алания (0,333 устройства на 1000 жителей), Кабардино-Балкария (0,313 устройства), Чечня (0,124 устройства) и Дагестан (0,093 устройства) – по обеспеченности банкоматами отстают, например, даже от Мексики (0,335 устройства на 1000 жителей), занимающей предпоследнее место (уступая только Индии) среди стран БРИКС по данному показателю.
По количеству приходящихся на 1000 жителей POS-терминалов, установленных в организациях торговли и услуг, в пятерку лидеров входят Санкт-Петербург (10,919 терминала на 1000 жителей), Тюменская область (9,839 терминала), Мурманская область (9,009 терминала), Москва и Московская область (7,853 терминала) и Магаданская область (7,768 терминалов). При этом аналогичные цифры для таких продвинутых по данному показателю стран, как Австралия (33,577 POS-терминала), Бразилия (30,025 терминала) и Турция (26,455 терминала), в разы выше.
Вместе с тем такие республики, как Кабардино-Балкария (0,416 POS-терминала на 1000 жителей), Ингушетия (0,095 терминала), Дагестан (0,083 терминала) и Чечня (0,017 терминала), по обеспеченности POS-терминалами, установленными в организациях торговли и услуг, уступают даже Индии (0,335 терминала на 1000 жителей), серьезно отстающей от других стран БРИКС. В целом РФ по этому показателю (4,858 терминала на 1000 жителей) в разы уступает развитым странам, несколько отстает от Мексики (5,003 терминала), но немного обгоняет Китай (3,592 терминала).
Рекомендации по реализации законопроекта Минфина с учетом региональных различий
В заключение остановимся на оценке требуемого роста карточной инфраструктуры, необходимого для выполнения минфиновского законопроекта. Для этого мы ранжировали регионы РФ по величине необходимого роста банкоматов с функцией выдачи наличных денег (в разы). Этот показатель найден (при расчетах предполагается, что уровень обеспеченности населения банкоматами на 1 января 2013 года в регионах сохранится) по следующей формуле: «В совокупном доходе населения зарплат компаний, которые по законопроекту нужно перевести на безналичные расчеты (в %), и доли снятых по картам наличных в совокупном доходе насе- ления (в %)».
В пятерку лидеров по данному показателю вошли Новосибирская область (необходимый рост – в 0,60 раза, то есть фактическое количество банкоматов уже выше требуемого), Воронежская область (0,64 раза), Хабаровский край (0,69 раза), Санкт-Петербург (0,72 раза), а также Москва и Московская область (0,75 раза). В целом к группе регионов, у которых данный показатель ниже 1 (то есть фактическое количество банкоматов здесь уже выше требуемого законопроектом), относится девять субъектов РФ.
Ни один регион не сможет без значительного роста издержек установить требуемое количество терминалов |
Заметим, что с 2008 по 2012 год в целом по РФ количество банкоматов в среднем ежегодно увеличивалось в 1,256 раза, или на 25,6%. Отсюда можно сделать вывод, что все регионы, где величина необходимого роста банкоматов ниже этой цифры, могут без больших затруднений с 1 января 2014 года выполнить требование минфиновского законопроекта о переводе зарплаты в компаниях (за исключением предприятий малого бизнеса) на безналичные расчеты. По нашим подсчетам, к этой группе относятся 22 региона, начиная с Новосибирской области и заканчивая Ростовской областью.
Соответственно, если пользоваться статистикой 2008–2012 гг., то за два года количество банкоматов в среднем по РФ увеличивалось в 1,577 раза, или на 57,7%. Следовательно, те регионы, у которых необходимый уровень роста банкоматов находится в пределах от 1,256 раза до 1,577 раза, могли бы без серьезных трудностей с 1 января 2015 года выполнить требование минфиновского законопроекта о переводе зарплаты в компаниях (за исключением предприятий малого бизнеса) на безналичные расчеты. К этой группе регионов относятся 32 субъекта РФ, начиная с Белгородской области и до Забайкальского края.
Очевидно, остальные 24 региона, начиная с Республики Тувы (за исключением Ленинградской области, где реализацию требований законопроекта можно начать одновременно с Санкт-Петербургом), могли бы приступить к выполнению требования минфиновского законопроекта о переводе зарплаты в компаниях (за исключением предприятий малого бизнеса) на безналичные расчеты, начиная с 1 января 2016 года. Причем республикам Дагестан, Ингушетия, Чечня, а также Еврейской автономной области потребуются дополнительные инвестиции в карточную инфраструктуру, чтобы уложиться в указанный срок.
Необходимый рост количества POS-терминалов, установленных в организациях торговли и услуг, вычислен нами по следующей формуле: «Соотношение доли в совокупном доходе населения оборота товаров и услуг предприятий с годовой выручкой более 60 млн руб. (в %) и доли оплаты товаров и услуг по картам в совокупном доходе населения (в %)».
Для стимулирования перехода к оплате товаров и услуг по картам в РФ можно также использовать опыт Южной Кореи |
При расчетах предполагается, что уровень обеспеченности населения банкоматами на 1 января 2013 года в регионах сохранится. При этом с 2008 по 2012 год в целом по РФ количество POS-терминалов, установленных в организациях торговли и услуг, в среднем ежегодно увеличивалось в 1,201 раза, или на 20,1%. Соответственно, в среднем за два года этот рост составит 1,442 раза (на 44,2%), а за три года – 1,731 (на 73,1%).
Однако даже самая продвинутая в этом плане Мурманская область, для того чтобы выполнить требование минфиновского законопроекта, должна за один год увеличить количество электронных терминалов, установленных в организациях торговли и услуг, в 2,5 раза! Очевидно, что при сохранении прежней динамики роста ни один из российских регионов не сможет без значительного роста издержек установить требуемое количество терминалов по обслуживанию банковских карт (на всех предприятиях сферы торговли и услуг, с годовой выручкой не менее 60 млн руб.) даже в течение ближайших трех лет.
Что мешает росту объема товаров и услуг, реализуемых по платежным картам?
Во-первых, средний размер межбанковской комиссии для дебетовых карт в странах ЕС на 54% (в системе MasterCard) и на 80% (в системе Visa) ниже, чем средний размер межбанковской комиссии в России, где аналогичный показатель составляет 1,37 и 1,30%, соответственно. Во-вторых, доход, получаемый эквайерами в России, выше, чем в странах ЕС, поскольку средняя доля межбанковской комиссии в торговой уступке в Росcии составляет около 70%, а в странах ЕС – 82%. По мнению большинства экспертов, существующий размер межбанковской комиссии является одним из главных сдерживающих факторов для развития карточной инфраструктуры в сфере торговли и услуг. Для того чтобы решить эту проблему, можно воспользоваться опытом Польши, где создана рабочая группа, целью которой является постепенное снижение межбанковской комиссии. В эту рабочую группу у нас можно было бы включить представителей российских банков, общества по защите прав потребителей, торговых предприятий, платежных систем Visa и MasterCard, Минфина РФ, Банка России и других заинтересованных сторон. По итогам работы этой группе следует ежегодно принимать решение об очередном снижении максимального процента межбанковской комиссии с учетом достигнутой ее участниками договоренности.
Для стимулирования перехода к оплате товаров и услуг по картам в РФ можно также использовать опыт Южной Кореи, где НДС для торговых организаций по всем операциям с использованием карт снижен на 2 процентных пунктов. Кроме того, там разрешается вычет из налогооблагаемой базы в размере 20% от суммы всех платежей по картам.
На наш взгляд, с 1 января 2014 года нужно сначала ввести пакет законодательных мер по стимулированию перехода предприятий торговли и услуг на обслуживание по платежным картам. В то время как выполнение требования Минфина по обязательной установке электронных терминалов предприятиями сферы торговли и услуг (с годовой выручкой не менее 60 млн руб.) можно было бы начать реализовывать в наиболее продвинутых регионах с 1 января 2015 года. В то время как остальные регионы должны приступить к выполнению данного требования с 1 января 2015 года или с 1 января 2016 года в зависимости от готовности их платежно-карточной инфраструктуры к его реализации.
С полной версией исследования Центра денежно-кредитной политики Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, включающей в себя детализацию данных по регионам РФ в виде таблиц, вы сможете ознакомиться на информационном портале PLUSworld.ru.
Расчеты для данного исследова- ния на основе данных Банка России проводил Владимир Брюков, незави- симый эксперт.