14 ноября 2013, 10:32
Количество просмотров 95

Ограничение оборота наличных в РФ: две стороны медали

Согласно законопроекту, подготовленному Министерством финансов и согласованному с правительством РФ, с 2014 года расчеты наличными...
Ограничение оборота  наличных в РФ:  две стороны медали

Готовы ли регионы к реализации законопроекта Минфина об ограничении оборота наличных? Любая спешка в рамках этой инициативы может обернуться лишь ростом издержек…

Светлана Криворучко, директор Центра денежно-кредитной политики Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, д. э. н.

Согласно законопроекту, подготовленному Министерством финансов и согласованному с правительством РФ, с 2014 года расчеты наличными между физлицами, а также между физическими и юридическими лицами будут ограничены операциями в размере не более 600 тыс. руб., а с 2015 года – не более 300 тыс. рублей. Кроме того, этот документ предписывает перевод механизма выплат зарплат в компаниях в безналичную форму в обязательном порядке. Исключение будет сделано лишь для предприятий малого бизнеса, число сотрудников у которых не превышает 35 человек, а для торговых предприятий – не более 20. Наряду с этим Минфин предлагает с 2014 года обязать все предприятия сферы торговли и услуг с годовой выручкой не менее 60 млн руб. установить терминалы по обслуживанию банковских карт. Но насколько готовы российские регионы к столь быстрому введению ограничений по обороту наличных за счет использования правительством законодательного и административного ресурса? Ведь вполне очевидно, что слишком поспешное внедрение платежно-карточных технологий приведет лишь к росту издержек, которые, в конечном счете, лягут на плечи потребителей.

Характеристика платежно− карточного оборота в различных субъектах РФ

По данным Банка России, на 1 января 2013 года отечественные банки выпустили 239,04 млн платежных карт. Вместе с тем результаты недавнего опроса Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) показывают, что только 15% владельцев карт в РФ всегда расплачиваются ими в магазине в тех случаях, если торговой точкой предоставляется такая возможность. Еще 27% держателей используют свои карты для оплаты покупок лишь в том случае, если не имеют при себе наличных, а практически половина россиян никогда не оплачивает покупки банковской картой.

Ограничение оборота  наличных в РФ:  две стороны медали - рис.1

По замыслу Минфина, принятие законопроекта должно способствовать ликвидации отставания РФ по важнейшим показателям платежно-карточного оборота

Ограничение оборота  наличных в РФ:  две стороны медали - рис.2

Министерство финансов РФ предлагает с 2014 года обязать предприятия сферы торговли и услуг с годовой выручкой не менее 60 млн руб. установить терминалы по обслуживанию банковских карт

Если посмотреть на количество карт, приходящихся на 1 жителя РФ, то можно прийти к выводу, что по этому показателю Москва и Московская область (5,82 карты), Новосибирская область (2,93 карты), Санкт-Петербург (2,49 карты) и Хабаровский край (1,89 карты) обгоняют таких общепризнанных европейских лидеров, как Швейцария (1,78 карты) и Германия (1,72 карты)1. Правда, при этом нужно учесть, что, согласно информации ЦБ РФ, только 75% выпущенных на нашем рынке карт относятся к числу активных. Однако некоторые регионы, такие как Ингушетия (0,27 карты), Дагестан (0,17 карты) и Чечня (0,15 карты) по этому показателю сопоставимы с Индией (находящейся на последнем месте среди стран БРИКС), где на одного жителя приходится лишь 0,250 карты.

Ограничение оборота  наличных в РФ:  две стороны медали - рис.3

Заметим, что анало- гичная цифра еще ниже в Ленинградской области, но это обусловлено тем обстоятельством, что абсолютное большинство ее жителей предпочитают пользоваться картами петербургских банков, в том числе и потому, что многие из них имеют работу в Санкт-Петербурге.

По объему всех ежемесячных транзакций по картам, приходящихся на 1 жителя, наиболее продвинутыми являются такие регионы, как Москва и Московская область (32,472 тыс. руб.), Тюменская область (25,862 тыс. руб.), Санкт-Петербург (25,563 тыс. руб.), Хабаровский край (23,587 тыс. руб.) и Мурманская область (19,811 тыс. руб.) Правда, по этому показателю они пока существенно уступают ведущим европейским странам. Так, в пересчете по курсу рубля на конец 2012 года, аналогичные цифры для Великобритании, Швейцарии, Бельгии и Нидерландов равнялись, соответственно, 46,481 тыс. руб., 45,540 тыс. руб., 38,649 тыс. руб. и 34,330 тыс. рублей.

Ограничение оборота  наличных в РФ:  две стороны медали - рис.4

При этом особенно серьезное отставание наблюдается по доле оплаты товаров и услуг по картам. Если в упомянутых выше пяти регионах РФ она находится в диапазоне от 13,2% (Хабаровский край) до 29,0% (Мурманская область), то в перечисленных выше европейских странах эта цифра колеблется в пределах от 53,6% (Бельгия) до 75,3% (Швейцария).

У 26 наиболее отстающих субъектов РФ объем всех ежемесячных транзакций по картам, приходящихся на 1 жителя, оказался меньше, чем, например, в Мексике, где он (в пересчете по курсу рубля на конец 2012 года) составил 5,724 тыс. руб., причем доля «карточных» покупок в этой стране составила 29,7%. Следует также заметить, что еще выше последний показатель в ЮАР – 41,2%, Бразилии – 42,8% и Китае – 63,1%, в то время как в Индии – лишь 11,6%. Следовательно, по доле карточных покупок в целом РФ, а также пять самых продвинутых российских регионов, значительно отстают от всех стран БРИКС за исключением Индии.

Ограничение оборота  наличных в РФ:  две стороны медали - рис.5
По количеству приходящихся на 1000 жителей POS-терминалов, установленных в предприятиях торговли и сервиса, в пятерку лидеров входят Санкт-Петербург, Тюменская и Мурманская области, Москва и Московская область, а также Магаданская область

Впрочем, по замыслу Минфина, как раз принятие рассматриваемого нами в настоящей статье законопроекта должно способствовать ликвидации отставания РФ по важнейшим показателям платежно-карточного оборота. Итак, посмотрим, всем ли российским регионам по силам справиться с поставленной задачей.

Регион региону рознь

Как мы уже говорили, одним из требований данного законопроекта является обязательный перевод зарплат в компаниях (за исключением предприятий малого бизнеса, число сотрудников в которых не превышает 35 человек, а для торговых предприятий – не более 20) на безналичные расчеты. Поэтому для нашего анализа была рассчитана доля зарплат компаний, которые придется перевести на безналичные расчеты, в совокупном доходе населения каждого региона. Соответствующие вычисления были сделаны на основе данных сплошного наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства, проведенного Росстатом в 2010 году.

Ограничение оборота  наличных в РФ:  две стороны медали - рис.6

Поскольку наряду с этим Минфин предлагает с 2014 года обязать предприятия сферы торговли и услуг с годовой выручкой не менее 60 млн руб. установить терминалы по обслуживанию банковских карт, то нам также потребовалось найти долю их торгового оборота в совокупном доходе населения каждого региона. С этой целью использовались данные Росстата по объему розничной торговли и платных услуг населению в различных регионах за 2011 год. При этом из итоговой суммы вычитался объем торговли на рынках, а также объем розничной торговли и платных услуг микропредприятий, годовая выручка которых менее 60 млн руб.

Регионы РФ были ранжированы в рамках исследования по доле снятых по картам наличных в совокупном доходе населения. В четверке лидеров по данному показателю оказались Новосибирская область (88,5%), Хабаровский край (86,2%), Санкт-Петербург (77,7%), Тюменская (74,7%) и Воронежская области (68,3%), Москва и Московская область (64,7%).

Ограничение оборота  наличных в РФ:  две стороны медали - рис.7

Следует также заметить, что, например, в Новосибирской области доля снятых по картам наличных в совокупном доходе населения на 35 процентных пунктов выше аналогичной доли зарплат компаний, которые по законопроекту нужно перевести на безналичные расчеты. Это обусловлено тем обстоятельством, что в данном регионе весьма значителен охват платежными картами не только работников предприятий и организаций, но и пенсионеров и студентов. В целом такое превышение характерно для 19 регионов. Соответственно, можно сделать вывод, что в этой группе регионов перевод зарплат в компаниях на безналичные расчеты не потребует реализации слишком большого количества зарплатно-карточных проектов.

В то время как для 71 региона характерна прямо противоположная ситуация, когда доля снятых по картам наличных в совокупном доходе населения ниже аналогичной доли зарплат компаний, которые по законопроекту нужно перевести на безналичные расчеты (отставание в пределах от -1,8 до -66,9 процентных пунктов). При этом чем значительнее данное отставание, тем большее количество зарплатно-карточных проектов потребуется реализовать в этих регионах для выполнения требований законопроекта Минфина.

Ограничение оборота  наличных в РФ:  две стороны медали - рис.8

По доле карточной оплаты товаров и услуг в совокупном доходе населения в группе несомненных лидеров Мурманская область (22,7%), Санкт-Петербург (20,7%), Москва и Московская область (18,6%) и Республика Карелия (15,1%). Впрочем, даже у этих регионов наблюдается очень серьезное отставание данного показателя от доли в совокупном доходе населения оборота товаров и услуг предприятий, работающих в сфере торговли и услуг, с годовой выручкой более 60 млн руб.

Так, в Мурманской области это отставание равно -34,1 процентным пунктам, в Санкт-Петербурге (-43,3 процентным пунктам), Москве и Московской области (-35,9 процентным пунктам) и Республике Карелии (-45,6 процентным пунктам). Вполне очевидно, что чем больше в конкретном регионе отставание по данному показателю, тем более значительны будут расходы работающих здесь предприятий сферы торговли и услуг (с годовой выручкой более 60 млн руб.) по установке платежных терминалов.

Региональные различия в уровне развития платежной инфраструктуры

Субъекты РФ в рамках исследования были ранжированы также по количеству банкоматов, приходящихся на 1000 жителей региона. В топ-5 по данному показателю вошли Тюменская область (1,423 устройства на 1000 жителей), Санкт-Петербург (1,339 устройства), Москва и Московская область (1,323 устройства), Мурманская (1,253 устройства) и Свердловская области (1,156 устройства). Для сравнения заметим, что аналогичные цифры для таких продвинутых по данному показателю стран, как Южная Корея (2,381 устройства), Канада (1,742 устройства) и Бельгия (1,437 устройства), существенно выше.

Вместе с тем по количеству банкоматов, приходящихся на 1000 жителей, наша страна (0,993 устройства на 1000 жителей) не слишком сильно отстает, например, от Германии (1,030 устройства) и обгоняет Францию (0,893 устройства). Во многом это объясняется тем обстоятельством, что в отличие от этих развитых стран акцент в российском карточном бизнесе изначально делался на услуги выдачи наличных, а не на сервисы безналичной оплаты товаров и услуг. Вместе с тем, в связи с большими межрегиональными различиями ряд субъектов РФ – республики Северная Осетия-Алания (0,333 устройства на 1000 жителей), Кабардино-Балкария (0,313 устройства), Чечня (0,124 устройства) и Дагестан (0,093 устройства) – по обеспеченности банкоматами отстают, например, даже от Мексики (0,335 устройства на 1000 жителей), занимающей предпоследнее место (уступая только Индии) среди стран БРИКС по данному показателю.

Ограничение оборота  наличных в РФ:  две стороны медали - рис.9

По количеству приходящихся на 1000 жителей POS-терминалов, установленных в организациях торговли и услуг, в пятерку лидеров входят Санкт-Петербург (10,919 терминала на 1000 жителей), Тюменская область (9,839 терминала), Мурманская область (9,009 терминала), Москва и Московская область (7,853 терминала) и Магаданская область (7,768 терминалов). При этом аналогичные цифры для таких продвинутых по данному показателю стран, как Австралия (33,577 POS-терминала), Бразилия (30,025 терминала) и Турция (26,455 терминала), в разы выше.

Вместе с тем такие республики, как Кабардино-Балкария (0,416 POS-терминала на 1000 жителей), Ингушетия (0,095 терминала), Дагестан (0,083 терминала) и Чечня (0,017 терминала), по обеспеченности POS-терминалами, установленными в организациях торговли и услуг, уступают даже Индии (0,335 терминала на 1000 жителей), серьезно отстающей от других стран БРИКС. В целом РФ по этому показателю (4,858 терминала на 1000 жителей) в разы уступает развитым странам, несколько отстает от Мексики (5,003 терминала), но немного обгоняет Китай (3,592 терминала).

Рекомендации по реализации законопроекта Минфина с учетом региональных различий

В заключение остановимся на оценке требуемого роста карточной инфраструктуры, необходимого для выполнения минфиновского законопроекта. Для этого мы ранжировали регионы РФ по величине необходимого роста банкоматов с функцией выдачи наличных денег (в разы). Этот показатель найден (при расчетах предполагается, что уровень обеспеченности населения банкоматами на 1 января 2013 года в регионах сохранится) по следующей формуле: «В совокупном доходе населения зарплат компаний, которые по законопроекту нужно перевести на безналичные расчеты (в %), и доли снятых по картам наличных в совокупном доходе насе- ления (в %)».

В пятерку лидеров по данному показателю вошли Новосибирская область (необходимый рост – в 0,60 раза, то есть фактическое количество банкоматов уже выше требуемого), Воронежская область (0,64 раза), Хабаровский край (0,69 раза), Санкт-Петербург (0,72 раза), а также Москва и Московская область (0,75 раза). В целом к группе регионов, у которых данный показатель ниже 1 (то есть фактическое количество банкоматов здесь уже выше требуемого законопроектом), относится девять субъектов РФ.

Ограничение оборота  наличных в РФ:  две стороны медали - рис.10
Ни один регион не сможет без значительного роста издержек установить требуемое количество терминалов

Заметим, что с 2008 по 2012 год в целом по РФ количество банкоматов в среднем ежегодно увеличивалось в 1,256 раза, или на 25,6%. Отсюда можно сделать вывод, что все регионы, где величина необходимого роста банкоматов ниже этой цифры, могут без больших затруднений с 1 января 2014 года выполнить требование минфиновского законопроекта о переводе зарплаты в компаниях (за исключением предприятий малого бизнеса) на безналичные расчеты. По нашим подсчетам, к этой группе относятся 22 региона, начиная с Новосибирской области и заканчивая Ростовской областью.

Соответственно, если пользоваться статистикой 2008–2012 гг., то за два года количество банкоматов в среднем по РФ увеличивалось в 1,577 раза, или на 57,7%. Следовательно, те регионы, у которых необходимый уровень роста банкоматов находится в пределах от 1,256 раза до 1,577 раза, могли бы без серьезных трудностей с 1 января 2015 года выполнить требование минфиновского законопроекта о переводе зарплаты в компаниях (за исключением предприятий малого бизнеса) на безналичные расчеты. К этой группе регионов относятся 32 субъекта РФ, начиная с Белгородской области и до Забайкальского края.

Очевидно, остальные 24 региона, начиная с Республики Тувы (за исключением Ленинградской области, где реализацию требований законопроекта можно начать одновременно с Санкт-Петербургом), могли бы приступить к выполнению требования минфиновского законопроекта о переводе зарплаты в компаниях (за исключением предприятий малого бизнеса) на безналичные расчеты, начиная с 1 января 2016 года. Причем республикам Дагестан, Ингушетия, Чечня, а также Еврейской автономной области потребуются дополнительные инвестиции в карточную инфраструктуру, чтобы уложиться в указанный срок.

Необходимый рост количества POS-терминалов, установленных в организациях торговли и услуг, вычислен нами по следующей формуле: «Соотношение доли в совокупном доходе населения оборота товаров и услуг предприятий с годовой выручкой более 60 млн руб. (в %) и доли оплаты товаров и услуг по картам в совокупном доходе населения (в %)».

Ограничение оборота  наличных в РФ:  две стороны медали - рис.11
Для стимулирования перехода к оплате товаров и услуг по картам в РФ можно также использовать опыт Южной Кореи

При расчетах предполагается, что уровень обеспеченности населения банкоматами на 1 января 2013 года в регионах сохранится. При этом с 2008 по 2012 год в целом по РФ количество POS-терминалов, установленных в организациях торговли и услуг, в среднем ежегодно увеличивалось в 1,201 раза, или на 20,1%. Соответственно, в среднем за два года этот рост составит 1,442 раза (на 44,2%), а за три года – 1,731 (на 73,1%).

Однако даже самая продвинутая в этом плане Мурманская область, для того чтобы выполнить требование минфиновского законопроекта, должна за один год увеличить количество электронных терминалов, установленных в организациях торговли и услуг, в 2,5 раза! Очевидно, что при сохранении прежней динамики роста ни один из российских регионов не сможет без значительного роста издержек установить требуемое количество терминалов по обслуживанию банковских карт (на всех предприятиях сферы торговли и услуг, с годовой выручкой не менее 60 млн руб.) даже в течение ближайших трех лет.

Что мешает росту объема товаров и услуг, реализуемых по платежным картам?

Во-первых, средний размер межбанковской комиссии для дебетовых карт в странах ЕС на 54% (в системе MasterCard) и на 80% (в системе Visa) ниже, чем средний размер межбанковской комиссии в России, где аналогичный показатель составляет 1,37 и 1,30%, соответственно. Во-вторых, доход, получаемый эквайерами в России, выше, чем в странах ЕС, поскольку средняя доля межбанковской комиссии в торговой уступке в Росcии составляет около 70%, а в странах ЕС – 82%. По мнению большинства экспертов, существующий размер межбанковской комиссии является одним из главных сдерживающих факторов для развития карточной инфраструктуры в сфере торговли и услуг. Для того чтобы решить эту проблему, можно воспользоваться опытом Польши, где создана рабочая группа, целью которой является постепенное снижение межбанковской комиссии. В эту рабочую группу у нас можно было бы включить представителей российских банков, общества по защите прав потребителей, торговых предприятий, платежных систем Visa и MasterCard, Минфина РФ, Банка России и других заинтересованных сторон. По итогам работы этой группе следует ежегодно принимать решение об очередном снижении максимального процента межбанковской комиссии с учетом достигнутой ее участниками договоренности.

Ограничение оборота  наличных в РФ:  две стороны медали - рис.12

Для стимулирования перехода к оплате товаров и услуг по картам в РФ можно также использовать опыт Южной Кореи, где НДС для торговых организаций по всем операциям с использованием карт снижен на 2 процентных пунктов. Кроме того, там разрешается вычет из налогооблагаемой базы в размере 20% от суммы всех платежей по картам.

На наш взгляд, с 1 января 2014 года нужно сначала ввести пакет законодательных мер по стимулированию перехода предприятий торговли и услуг на обслуживание по платежным картам. В то время как выполнение требования Минфина по обязательной установке электронных терминалов предприятиями сферы торговли и услуг (с годовой выручкой не менее 60 млн руб.) можно было бы начать реализовывать в наиболее продвинутых регионах с 1 января 2015 года. В то время как остальные регионы должны приступить к выполнению данного требования с 1 января 2015 года или с 1 января 2016 года в зависимости от готовности их платежно-карточной инфраструктуры к его реализации.

С полной версией исследования Центра денежно-кредитной политики Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, включающей в себя детализацию данных по регионам РФ в виде таблиц, вы сможете ознакомиться на информационном портале PLUSworld.ru.

Расчеты для данного исследова- ния на основе данных Банка России проводил Владимир Брюков, незави- симый эксперт.

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube