11 февраля 2022, 11:00
Количество просмотров 4749

Семь трендов, которые радикально изменят банковский сектор в 2022 году

Семь трендов, которые радикально изменят банковский сектор в 2022 году
Конкуренция в сфере сервисов рассрочки BNPL-платежей («купи сейчас, плати потом») — главная проблема наступившего 2022 года, а возможно, и всего десятилетия. Однако существуют и другие поводы для беспокойства. Так, например, на горизонте показались суперприложения (супераппы), обещая выгодную конкуренцию, которая, наконец, появится в 2022 году, а тренд на коммодизацию платежей распространяется повсюду. К такому выводу приходит в своей статье (thefinancialbrand.com) Стив Кочео (Steve Cocheo), исполнительный редактор The Financial Brand, рассматривая в первую очередь ситуацию на рынке США.

Когда-то банковская индустрия называла платежную систему «своей» и сопротивлялась любым попыткам вторгнуться на их территорию. Увы, тщетно. Претенденты на господство в отрасли превратились в основных соперников. Взгляните на продолжающийся бум BNPL-платежей и растущее влияние таких компаний, как PayPal, которая превратила свое P2P-приложение Venmo в полноценный инструмент для розничных платежей.

Игроки с платежной стороны банковского дела должны были привыкать делиться бизнесом как с конкурентами, применяющими инновационные инструменты, так и с теми из них, кто использует «отраслевые рельсы».

В то время как отрасль продолжает стремиться к самостоятельному внедрению инноваций, много энергии отнимает противодействие набегам аутсайдеров. Конкуренция в сегменте BNPL, например, весьма непростая задача, как мы рассмотрим далее, но она также генерирует неожиданные способы зарабатывания денег на этом тренде.

«Во многих отношениях в 2022 году на рынке по-прежнему будет оставаться «попурри» ранее существовавших инноваций и технологий, но с новым пониманием цели, поскольку их время (и полезность) наконец пришло» [Forrester, Predictions 2022: Payments].

ifgr-01.jpg

№ 1. Войны в сегменте P2P-платежей будут продолжаться

Чтобы противостоять первоначальным поставщикам и использованию P2P-транзакций, которые когда-то действительно были платежами между физлицами, пять крупных банков США объединились для создания платформенного сервиса денежных переводов Zelle и добились заметных успехов с точки зрения внедрения и объема P2P-транзакций. Тем не менее Zelle пока не предлагает возможность проведения С2B-платежей, которая есть у таких игроков, как PayPal, Venmo и Cash App Block. Если банки, предлагающие сервис Zelle, пополнят его данным функционалом, это создаст конкуренцию с платежными методами, которые они уже предлагают. В свою очередь, пытаться реально заработать на Zelle в том виде, в каком эта платформа сегодня существует, достаточно сложно.

«Трудно отказаться от «бесплатного», — отмечает Барри Бэрд (Barry Baird), отвечающий за платежный функционал и доставку в банке TD Bank. По его словам, это один из примеров трудностей, с которыми сталкивается отрасль, пытаясь извлечь выгоду из успешных областей. «Как сделать так, чтобы это было выгодно и клиенту, и банку?»

02.jpg
Фото: marketrealist.com

Более негативное заявление исходит от аналитиков Forrester, которые в отчете о прогнозировании развития платежей заявляют: «В США потребителей хорошо обслуживают финтех- компании, а разработанному банками решению Zelle будет сложно увеличить свою долю на рынке. Доминирующие на рынке финтех- конкуренты, такие как PayPal и его Venmo, Apple Cash и приложение Square Cash App, продолжают внедрять все новые функции в рамках интегрированных платежных пакетов».

№ 2. Несмотря на обилие альтернатив, карты (и наличные) по-прежнему популярны

В ноябре 2021 года аналитическая компания PYMNTS, опросив около 3600 потребителей, обнаружила, что — хотя количество альтернативных способов оплаты растет, операции по дебетовым и кредитным картам продолжают доминировать повсюду. И, что удивительно, даже после пандемии наличные остаются на третьем месте.

Почему наличные опережают мобильные кошельки? PYMNTS обнаружил, что потребители предпочитают мобильным кошелькам бесконтактные карты. Еще одна проблема заключается в том, что та же повседневная покупка продуктов питания, для которой можно было бы использовать мобильные кошельки, сегодня переместилась в онлайн. Опрос PYMNTS выявил, что каждый четвертый потребитель сейчас покупает продукты в интернете, поэтому ему не нужны ни бесконтактная карта, ни мобильный кошелек.

В конечном итоге то, куда пойдут дальше платежи, зависит от самого потребителя, даже при наличии самых заманчивых альтернативных платежных технологий.

№ 3. BNPL: «темная лошадка» для платежей

Невозможно обсуждать угрозы для традиционных платежных систем, не касаясь BNPL-сервисов. Это одновременно способ оплаты и форма финансирования — хотя на самом деле очень похоже на кредитные карты.

Хотя рост BNPL-сервисов был быстрым, очевидно, что этот способ оплаты наиболее привлекателен для миллениалов и поколения Z.

Финансовый продукт десятилетия?

По прогнозам eMarketer Insider Intelligence, в 2022 году каждый третий покупатель в США будет покупать что-то, используя какой-либо вариант BNPL-сервиса.

ifgr-02.jpg

Примечательно, что в поддержку упомянутых ранее результатов опроса PYMNTS, несмотря на весь рост, Insider Intelligence оценивает BNPL на уровне порядка 1% объемов общей выручки электронной коммерцией США.

Тем не менее это возрождение старого плана развития сервисов рассрочки платежей привлекло внимание банковского сектора, особенно после того, как крупные игроки, такие как Amazon и Walmart.com, добавили свои варианты BNPL-сервисов. В начале 2021 года CBInsights прогнозировал, что расходы по схеме BNPL в мире могут достичь (или даже превысить) 1 трлн долл. США, отметив, что общие расходы в США по кредитным, дебетовым и предоплаченным картам составляют около 8 трлн долл. в год.

В 2022 году банки будут оказывать более мощное давление, активно возвращаясь к BNPL, однако на своем пути они столкнутся с серьезными препятствиями.

Слияния и поглощения также входят в прогноз по сегменту BNPL: «Несколько крупных банков приобретут игроков BNPL, таких как Amount, Sezzle или Spitlit, чтобы предлагать услуги BNPL своим клиентам», — прогнозирует Forrester.

До сих пор поглощение, за которым стоило последить, было незавершенной сделкой Block (ранее Square) по покупке компании Affirm. Как комментирует Forrester, компании, предоставляющие услуги BNPL, «сосредоточат свои стратегии продаж на дополнительных услугах и альтернативных сетях дистрибуции». Усилия Klarna, направленные на то, чтобы выйти за рамки сделок по BNPL с ТСП и обеспечить возможность покупать с помощью Klarna у любого продавца, могут изменить правила игры.

По словам Вивека Джетли (Vivek Jetley), исполнительного вице-президента и руководителя отдела аналитики EXL, то, как банк будет конкурировать с известными независимыми игроками, будет зависеть от того, что он уже предпринимает. Данная компания работала над внедрением BNPL с такими банковскими компаниями, как FNBO.

«Это решение сейчас пользуется большим спросом, и поэтому каждое банковское учреждение, похоже, хочет выйти на этот рынок, — отмечает В. Джетли. — Но наш опыт показывает, что большинство из них на самом деле еще не готовы. Они не продумали, что требуется для внедрения BNPL».

Например, для многих организаций камнем преткновения является вопрос о том, относится ли BNPL к карточным системам банка или к его системам кредитов в рассрочку — или, возможно, к какой-либо новой третьей системе. Крупная программа BNPL требует инвестиций во вспомогательные функции, такие как специализированное взимание долгов. По словам В. Джетли, из-за краткосрочного характера многих графиков выплат программа BNPL отличается от карт или кредитов с погашением в рассрочку.

Даже после того как банк начнет действовать, проблема будет заключаться в том, является ли данный объем предоставленных услуг достаточным или нет. Эксперт обращает внимание, что группы населения, использующее BNPL-сервисы, обычно отличаются более низким рейтингом кредитоспособности: «В какой-то момент, когда потери по кредитам вернутся к нормальному уровню, я думаю, вы увидите, что кредитный риск для BNPL будет расти».

Насколько далеко может зайти бум BNPL, также ставится под сомнение. Барри Бэрд (TD Bank) отмечает, что его банк взвешивает, какой потенциал роста есть у новичков — или это может быть «волна, которая наберет высоту, а затем начнет немного отступать». Проверка, которую осуществляет CFPB, — еще один фактор, за которым новички будут внимательно следить.

Это кошелек! Это платформа! Это суперапп!

Многие финансовые услуги и даже некоторые услуги электронной коммерции были фрагментированы, в результате чего общее управление оставалось за потребителем.

«Очевидно, что клиентов привлекает идея магазина покупок «в один заход», где собраны и систематизированы лучшие функции всех их приложений — как некая операционная система для их жизни», — заявляется в официальном документе JPMorgan Chase Payments Are Eating the World («Платежи съедают мир»). Суперприложение выполняет это желание, поясняется в официальном документе, объединяя функции для стиля жизни и финансовых услуг, предоставляя доступ и возможность легко оплачивать многие товары, которые люди покупают. В документе отмечается, что это также отвечает потребностям самих ТСП, предоставляя им доступ к аудитории и обеспечивая экономию части затрат на привлечение клиентов.

Суперприложения набирают обороты

Forrester прогнозирует, что к концу 2022 года по крайней мере 20 банковских, розничных и телекоммуникационных суперприложений будут бороться за топовые позиции на рынке.

Как это ни парадоксально, в отчете Insider Intelligence утверждается, что «суперприложения могут решить проблему, с которой борются потребители всех возрастов, а именно — переизбыток выбора». Отмечается, что исследование Deloitte показало: каждый третий потребитель чувствует, что тонет в массе устройств и подписок, которые они поддерживают.

Insider Intelligence предполагает, что PayPal, Revolut или Block через Square и ее сервис Cash App Pay в 2022 году могут запустить первое настоящее суперприложение в США. В документе говорится, что первые два игрока уже закончили с финансовой частью, и им нужно усилить коммерческую составляющую, подтянув в приложение больше вариантов. Преимущество Block/Square заключается в огромной базе продавцов Square, но недавнее добавление Venmo от PayPal к вариантам оплаты на Amazon в 2022 году является реализацией стратегии «суперприложение через партнерство».

67% респондентов опроса PYMNTS хотят использовать то или иное суперприложение для управления всеми своими цифровыми активностями.

01.jpg
Фото: bbva.com

«Потребители стремятся объединить все используемые ими цифровые опции в единый интерфейс», — отмечается в исследовании. В публикации перечислены десять функций, которые предположительно могут выполняться в суперприложении: платежи, банковское обслуживание, путешествия, общение, повседневные нужды, заказ еды, покупки, работа, развлечения и здоровье.

Встроенные платежи (траты, которые вы вряд ли ощутите)

Коммодизированные платежные сервисы — это нечто вроде «обслуги» для всех. По словам Б. Бэрда (TD Bank), сегодня выставление счетов и оплата покупок все чаще осуществляются автоматически: от оплаты проезда по платной автотрассе до покупки бензина. Платежным инструментом может выступать ваш телефон, транспондер в автомобиле или встроенный чип.

Таким образом, оплата проезда уже стала практически незаметной для потребителя. А организация осуществления страховых платежей с помощью самого транспортного средства, подключенного к Интернету вещей, — с возможностью в перспективе учитывать характер поведения водителя — теперь также может оказаться простой задачей.

Стимул к внедрению большего количества «встроенных» платежей будет расти по мере улучшения подключения. Как отметил директор по продуктам Mastercard Крейг Восбург (Craig Vosburg), все больше подключенных устройств Интернета вещей будет вовлечено в этот процесс — от транспортных средств до бытовой техники: «Когда вы объединяете это на мощной базе вроде технологии 5G, которая внедряется во всем мире, количество подключенных устройств и возможность эффективно организовывать интернет- сеанс между любыми из этих устройств обеспечивает возможность осуществления транзакций между ними».

Одна из опасностей, связанных с этим удобством, заключается в том, что потребитель полностью остается в стороне, указывает Б. Бэрд, особенно если коммодизированное финансирование может в какой-то момент использовать кредитные транзакции.

Платежи в режиме реального времени продолжают развиваться

Быстрые платежи, платежи в режиме реального времени — этого ли требует сегодня американский потребитель?

Согласно веб-сайту программы расчетной палаты «Платежи в реальном времени», последняя уже привлекает «70% депозитных счетов до востребования (DDA) в США, и в настоящее время ее сеть включает 61% DDA в США». Между тем организаторы программы FedNow Федеральной резервной системы продолжает работать над завершением ее полной реализации в 2023 году, на год раньше первоначальных планов. Сервис FedNow, в настоящее время тестируемый рядом финансовых учреждений, позволит физическим и юридическим лицам переводить средства за считаные секунды.

Согласно исследованию ACI Worldwide, США существенно отстают от значительной части мира на этом фронте, притом что Индия фактически лидирует.

ifgr-03.jpg

Как ни парадоксально, утверждает Б. Бэрд (TD Bank), но многие потребители считают, что всегда имели дело с платежами в режиме реального времени, не осознавая разницы между доставкой платежных инструкций посредством инструментария и фактическим расчетом.

«Сегодня расчет не происходит мгновенно, но клиент в любом случае никогда не заботился о расчете, — говорит Б. Бэрд. — На самом деле я могу утверждать, что клиент в принципе не возражает, если сталкивается с некоторым разрывом во времени».

При этом эксперт видит в США гораздо больше коммерческих возможностей для такого рода транзакций: «Бизнес — это то, где процесс происходит намного медленнее, и важно, придет ли платеж сейчас или через 24 часа, потому что на самом деле это имеет действительно большое значение только тогда, когда я перевожу многомиллионные суммы».

Эксперт считает, что способность новых систем передавать дополнительные данные, которую финансовые учреждения могут использовать как для потребительских, так и для деловых платежных сервисов, является сильной стороной, которая обсуждается реже: «Вы можете приложить счета к запросу на оплату, а получатель может открыть ваш запрос, просмотреть и оплатить все в одном месте и в одно время. У нас никогда не было такой возможности на стандартных платежных платформах».

Со временем появятся новые модели платежей. Так, например, в официальном документе JPMorgan Chase говорится, что рост числа фрилансеров и контрактников создал слои, которые любят получать оплату как можно скорее.

«Разработчики и фрилансеры хотят, чтобы им платили мгновенно. Это означает, что ежедневная или даже почасовая оплата труда может стать реальностью. В таком мире также вполне допустимо было бы представить возможность ежедневных платежей по ипотеке или налоговых платежей» [Из документа JPMorgan Chase Payments Are Eating the World ].

Mastercard и Visa: по-прежнему непобежденные

Объявление Amazon в конце 2021 года о прекращении приема платежей Visa в Великобритании было воспринято некоторыми как знак того, что авторитет и главенство двух платежных гигантов начинают ослабевать. Добавьте к этому сервис BNPL и его влияние на расходы и займы по кредитным картам, и может показаться, что у этих двух международных компаний намечается непростой период.

Но, как было сказано ранее в этой статье, потоки платежей больше не привязаны к их собственным «дорожным полосам». Так, Санджай Сахрани (Sanjay Sakhrani), управляющий директор Keefe, Bruyette & Woods, уверен, что реальный риск для этих компаний крайне преувеличен.

Он отмечает, что для погашения платежей в рамках BNPL наиболее распространенным инструментом являются дебетовые карты, на долю которых приходится 70% выплат. Кроме того, по его словам, типичный график платежей четырьмя равными частями предполагает осуществление четырех транзакций погашения через дебет или кредит на одну транзакцию оплаты покупки.

С. Сахрани также указал на преимущества, которые открытый банкинг принесет обеим международным структурам, включая охват новых потоков расходов и возможность «движения денег по нескольким направлениям».

В свою очередь, финансовый директор Visa Васант Прабху (Vasant Prabhu) отметил, что стимулирование цифровых платежей условиями пандемии продолжает увеличивать объем транзакций для Visa и эмитентов.

«Дело не только в том, что потребители привыкают к этому, но и в том, что становится лучше инфраструктура, — отметил В. Прабху. — Речь о том, что продавцы начинают чувствовать себя лучше в сегменте электронной коммерции, и даже ТСП, обслуживающие покупателя в офлайновом магазине, совершенствуют способы приема цифровых платежей.

Став нормой, открытый банкинг откроет больше возможностей для таких организаций, как Visa. «Наша работа — обеспечить движение денег всех типов, — говорит В. Прабху. — Мы хотим помочь вам в передвижении ваших средств, и мы независимы в отношении инструментов, которые используем.

За последние пять лет мы перешли от обслуживания только потребительских платежей к P2P, B2C и ко всем видам B2B-транзакций. Все это происходит поэтапно, и открытый банкинг — это один из способов, облегчающих этот процесс».

Обе международные платежные системы также все теснее сотрудничают с финтех-компаниями.

«Существует целый ряд новых технологий и инструментов их реализации, с которыми мы работаем в экосистемах, делающих прием карт более доступным для более широкого круга компаний благодаря новым технологиям, которые дешевле, чем традиционные технологии приема карт», — отмечает Крейг Восбург, Mastercard.