ПАРТНЕР РУБРИКИ


23 ноября 2020, 19:15
Количество просмотров 254

QR-кошельки ритейлеров: зарубежный опыт и российские перспективы

В какой мере российские ритейлеры заинтересованы в развитии QR-платежей и что они готовы сделать для их повсеместного распространения? Что показывает в этом плане мировой опыт? Ответы на эти вопросы предложил в своем выступлении на специальной сессии «Банки и ритейл: перспективы дальнейшего взаимодействия» Максим Митусов, независимый эксперт и ex-сотрудник НСПК.
QR-кошельки ритейлеров: зарубежный опыт и российские перспективы

Безналичные платежи повсеместно теснят наличные из розничного оборота, и эта тенденция прослеживается не только в России, но и практически во всех странах. Г­де-то, как в Индии, этот путь лишь предстоит пройти в ближайшие годы: на безналичные расчеты здесь приходится всего около 20% розничных платежей. Г­де-то, как в соседнем Китае, в безналичной форме осуществляются уже почти 80% всех платежей. В России доля безналичных платежей на сегодняшний день составляет около 69% и неуклонно растет все последнее десятилетие.

Другой общемировой тренд: платежи становятся незаметными, встраиваются в нашу повседневную жизнь и ежедневные процессы таким образом, чтобы привлекать к себе минимум внимания. Одним из самых успешных примеров такого встраивания является создание кошельков крупных торговых сетей, QR-механик и встраивание их в собственные пользовательские приложения.

Одним из первых в мире по такой модели пошел Starbucks, еще в 2011 году запустивший собственный кошелек и принимающий более 30% оплаченных заказов именно из своего приложения.

 

QR-кошельки ритейлеров: зарубежный опыт и российские перспективы - рис.1

 

США были пионерами «кошелькостроения» для ритейлеров, и практически все 2010‑е годы именно кошельки ритейлеров главенствовали в платежах с мобильных. Лишь в конце 2018 года количество пользователей Apple Pay превысило количество оплачивающих с помощью Starbucks.

И хотя токенезированные карточные платежи постепенно завоевывают свое место на американском рынке, все же именно крупные ритейлеры со своими пользовательскими приложениями и далее будут занимать значительную долю в бумажниках потребителей. Такие компании, как Walmart и Amazon, всячески стимулируют использование именно своих платежных решений, предлагая скачать свое приложение, пополнять его с помощью банковской карты или того же Apple Pay и уже с помощью приложения торговой сети совершать удобные и бесшовные платежи. У крупных ритейлеров на долю оплат из собственного приложения приходится от 30% до 40% покупок использующих приложение клиентов. Таким образом, ритейлеры замыкают пользователя на себя.

Платежные приложения торговцев дают три преимущества своим создателям:

  • безопасность и закрытость данных от третьих лиц;
  • повышение лояльности и наблюдение за поведением пользователей;
  • экономия на приеме платежей.

Руководствуясь этими соображениями, многие крупные ритейлеры до сих пор эффективно противодействуют распространению NFC-платежей и просто не включают эту функцию на своих платежных терминалах.

QR–кошельки начинают и выигрывают?

Индия станет гигантской лабораторией, в которой крупные финтехи будут отрабатывать платежные технологии

Оплата посредством QR-кодов легко и просто встраивается в любые приложения. Смартфоны доминируют практически на всех рынках, наличие камеры и Android – необходимый минимум, которым обладают даже жители наиболее бедных стран, в отличие от смартфонов c поддержкой NFC, которые стоят существенно дороже и требуют соответствующей инфраструктуры.

Наглядным примером справедливости этого тезиса может служить Индия — страна, которая сейчас только становится на путь всеобщей «мобилизации» и от «страны наличных», минуя карты, идет сразу к мобильным платежам.

Через несколько лет именно Индия будет гигантской лабораторией, в которой крупные технологические компании будут отрабатывать платежные технологии, сменив в этой роли Китай. В частности, ведущую роль там уже сейчас играют Google, Walmart и Amazon.

Платежи и переводы через местный аналог СБП уже два года как обогнали обороты по картам, и причиной тому — именно встраивание платежных механик в приложения нефинансовых организаций. Большая часть розничных платежей в Индии проводятся через QR-коды, они просты и доступны как торговцам, так и массовому потребителю.

Тот же Google Pay лишь в 2020 году планирует добавить поддержку токенизированных карт в свое приложение в Индии (хотя на всех остальных рынках Google Pay базируется именно на «карточных рельсах»), ранее эта функция была просто не нужна, поскольку через индийский аналог СБП распоряжение о совершении платежа передается напрямую в банк клиента.

В скором времени все ожидают выхода на платежную арену WhatsApp. Мессенджер, являющийся ведущим средством общения в Индии, где аудитория данного мессенджера превышает 400 миллионов человек, неоднократно подтверждал свои планы реализовать платежный функционал.

Третий пример использования QR-кошельков — это, конечно же, Китай. Там мобильные платежи доминируют давно и надежно. В результате Великой китайской платежной революции 90% рынка мобильных платежей страны сосредоточились в руках всего лишь двух компаний, в приложениях которых можно совершать практически любые операции — от C2C-перевода до покупки ПИФ и страховки, а также заказа такси, приобретения одежды и бронирования билетов.

Две глобальные экосистемы — Alipay и WeChat Pay — во многом похожи по функционалу, но при этом налицо и некоторая их специализация. Платежная система WeChat Pay на базе мессенджера активнее работает с C2C-переводами и микроплатежами в рознице, Alipay же как система, выросшая из ­онлайн-­торговли, больше специализируется на крупных чеках, финансовых продуктах и электронной торговле.

Более половины жителей Китая (в абсолютных показателях) одновременно пользуются обеими системами. Это можно рассматривать как ответ на вопрос, возможно ли построить такую экосистему, в которой будут удовлетворены все потребности клиента, и у него не будет мотивации выходить за пределы этой платформы. Китайский опыт показывает, что пока такого не происходит. Пользователи склонны использовать более одного приложения для своих повседневных задач.

 

QR-кошельки ритейлеров: зарубежный опыт и российские перспективы - рис.2

 

Три главных типа систем

Любая платежная система в том или ином смысле является платежным кошельком пользователя, она обеспечивает движение средств хозяина кошелька (банковского счета) к хозяину другого кошелька, будь то физическое лицо или бизнес.

Подобные кошельки условно можно разделить на три большие категории, плавно переходящие из одной в другую:

  • открытый тип систем. К нему относятся международные и национальные платежные системы, включая ПС «Мир», а также WeChat Pay и Alipay. Любой плательщик может получить доступ в такую систему, открыв свой кошелек или активировав банковскую карту, а любой бизнес может принимать платежи через эту систему, установив платежный терминал в магазин или добавив платежную форму на сайт. Это открытый тип кошельков, подразумевающий массовое подключение и участие широкого круга клиентов, как совершающих, так и получающих платежи;
  • полузакрытый тип систем. В целом он очень похож на предыдущий тип, но в этом случае возникает некое ограничение по подключению мерчантов. Классическим примером полузакрытого типа системы может служить PayPal или кошелек WebMoney. В целом это массовые средства приема платежей, в отдельных сегментах вполне конкурирующие с платежными системами, но все же речь идет об отдельном платежном методе со своими нюансами и спецификой использования;
  • закрытый тип систем — это как раз то, что предпочитают создавать ритейлеры. Отдельный платежный метод на базе карт, приложений или иных носителей, который может использоваться только в их торговой сети. Максимально простое пополнение и ограниченное количество мест, в которых с их помощью можно потратить деньги, делает закрытые кошельки излюбленным инструментом крупных торговцев по всему миру.

Зачем ритейлеру нужен кошелек?

Как уже говорилось ранее, есть три глобальные причины завести свой собственный кошелек: безопасность, работа с лояльностью потребителя и экономия на транзакциях.

Безопасность тут подразумевается сразу в нескольких аспектах: речь идет и о том, чтобы не попадать в скандальные ситуации, когда данные о привязанных банковских картах после оплаты у ритейлера утекают вовне. Как правило, это происходит по милости поставщика платежных решений, но наносит серьезный удар по репутации ритейлера. Второй аспект безопасности — возможность оставлять у себя всю информацию о покупках своих клиентов и не делиться ею даже с платежными системами. Налицо стремление ритейлеров по максимуму замкнуть все потоки на себя, и как раз работа с электронными кошельками во многом отвечает таким запросам.

Вторая причина создания ритейлером собственного кошелька — работа с лояльностью пользователя, концентрация взаимоотношений с ним в одном управляемом приложении — кошельки позволяют делать этот процесс более насыщенным и контролируемым.

Наконец, третья причина — снижение затрат на прием платежей, и именно на ее обсуждении мы остановимся детальнее, поскольку тут есть сразу два важных момента.

У ТСП есть огромное желание снизить эквайринговую комиссию, точнее, размер торговой уступки, которую он выплачивает за прием безналичных платежей, поэтому более предпочтительным является переход от приема карт к более дешевым системам межбанковских платежей — СБП и ее международным аналогам. В большинстве стран мира такие переводы в 2‑4 раза дешевле, чем оплата картами. Таким образом, простимулировав клиента привязать свой банковский счет напрямую к кошельку ритейлера, можно получить существенную экономическую выгоду.

По такой модели действуют крупнейшие американские кошельки Walmart, Amazon, Starbucks. Они разрешают пополнение своих кошельков различными способам — от карт до прямых банковских переводов и наличными на кассе, и стимулируют пополнение этих кошельков с использованием более дешевых каналов. К числу средств стимуляции относятся активный промоушен более дешевых каналов пополнения кошельков в приложениях, более активное начисление внутренних бонусов за пополнение более предпочтительным методом платежа и т. д.

Второй важный аспект: если клиент пополнил твой кошелек, то он не пойдет с этим кошельком к конкуренту, поскольку там этот кошелек попросту не примут. Таким образом, выигрывается не только комиссионная ставка, но и доля в кошельке потребителя. Что же касается себестоимости транзакции из кошелька пользователя на счет продавца, то она, как правило, ничего не стоит. То есть главная задача — убедить пользователя пополнить свой кошелек, и желательно делать это регулярно и наиболее экономным для торговца платежным методом. Взамен клиенту можно предложить внутренние бонусы, доступ к эксклюзивным ценам и многое другое. Таким образом достигается экономия затрат на эквайринг, и пользователь надежно привязывается к приложению торговца.

 

QR-кошельки ритейлеров: зарубежный опыт и российские перспективы - рис.3

 

Слово за Россией?

Российский рынок с точки зрения технологий и регулирования готов к появлению QR-кошельков ритейлеров

В России с развитием Системы быстрых платежей (СБП), а также с ужесточением конкуренции ритейлеров за внимание клиентов, за место в их смартфонах в ближайшие два года стоит ожидать активного развития электронных кошельков ритейлеров и их повсеместного распространения. И тут есть несколько очень важных предпосылок, которых не было еще несколько лет назад.

Во-первых, это развитие СБП. Ранее просто не существовало альтернатив картам для совершения удобных безналичных переводов. Было лишь два агрегатных состояния — наличные и карты. И с тем, и с другим торговые сети научились работать вполне успешно. Сегодня доля безналичных платежей в сетевом ритейле варьируется от 60% до 90% в зависимости от региона и сферы торговли. Средняя ставка колеблется от 1% до 2%, что ­опять-таки зависит от сегмента торговли и способа приема платежей — онлайн или офлайн. До недавнего времени карты рассматривались как данность, которой не было альтернативы. Система быстрых платежей позволяет оптимизировать расходы на прием платежей до 0,4‑0,7%, и это очень серьезные деньги, если речь идет о региональной или тем более федеральной торговой сети.

В то же время налицо существенная проблема: оплата по QR-кодам пока еще непривычна массовому пользователю. И если оплата в интернете или при покупках с мобильного, в приложениях и на сайте с помощью СБП прекрасно конкурирует с карточными платежами, то оплата в офлайн-­магазинах связана сразу с рядом проблем. Главная из них — оснащение торговой точки новыми устройствами для показа QR-кодов, а также тот факт, что оплата с помощью физического QR, который необходимо считать банковским приложением, происходит дольше, чем оплата по карте, и занимает примерно столько же времени, что и оплата наличными.

Именно поэтому в Китае доминируют платежи с помощью динамического QR-кода, демонстрируемого покупателем, а не продавцом — именно эту схему изначально реализовали и в России. Статический QR продавца в Китае используют преимущественно на рынках, вендинговых аппаратах и еще в нескольких других сегментах. Гораздо чаще используется технология показа QR-кода покупателя, который считывается сканером на кассе. Это проще, быстрее и понятнее потребителю, а кассы и так уже давно оснащены сканерами.

 

QR-кошельки ритейлеров: зарубежный опыт и российские перспективы - рис.4

 

А теперь вспомним, каким образом вы взаимодействуете с программой лояльности в «Перекрестке», «Магните», «Ленте» и большинстве других продуктовых и непродуктовых сетей? В большинстве случаев вы достаете смартфон, запускаете приложение торговой сети, которой пользуетесь регулярно, показываете штрихкод кассиру, который вас таким образом идентифицирует, после чего получаете свои скидки, баллы или суперпредложения. И лишь после этого возникает вопрос о том, как вы будете платить: наличными, картой или смартфоном.

Крупные региональные и федеральные сети вполне преуспели в том, чтобы приучить своих пользователей к использованию своих приложений. Количество идентифицированных через штрихкод программы лояльности покупателей по крупным сетям колеблется от 30% до 70%. Люди вполне знакомы с механикой работы со штрихкодами при оплате, однако пока они реализуют только функцию поддержки и повышения лояльности покупателя к торговой сети, без возможности осуществления платежа.

Вот тут как раз и сыграют технологии электронных кошельков в связке с СБП! Приложение у среднестатистического пользователя уже есть, он его регулярно использует и предъявляет штрихкод на кассе. Осталось в это приложение добавить электронный кошелек и пополнить его удобным для пользователя способом, желательно через СБП.

Электронный кошелек, созданный банком в интересах торговой сети и встроенный в приложение ритейлера, позволяет создать систему «встроенных платежей», совместить программу лояльности и платежный метод воедино. А СБП позволяет существенно сэкономить, получить деньги в кошелек за 0,4% или же вовсе бесплатно, в случае если клиент самостоятельно пополнит своей кошелек по номеру телефона. Чуть позднее в СБП станут доступны и операции Me2Me Pull, благодаря которым пополнение кошелька станет возможным прямо из приложения ритейлера, максимально просто и бесшовно с точки зрения клиентского опыта.

Помимо этого QR-кошелек ритейлера может служить полноценной платформой для запуска иных продуктов: в частности, через него может осуществляться кредитование клиентов на покупки в торговой сети. Это можно делать или самостоятельно, или с привлечением банков и МФО, готовых предоставить целевой кредит клиенту, о котором уже очень многое известно.

Другое направление проектов на базе кошельков для торговой сети — самой стать полуоткрытым кошельком и создать собственную сеть партнеров по приему кошельков с неконкурирующими сетями. Например, тот же Amazon Pay в США позволяет расплачиваться не только в онлайн- и ­офлайн-­точках самого Amazon, но и в ряде торговых точек, подключивших себе этот платежный метод. Полноценная коалиционная программа лояльности плюс дешевый метод приема платежей.

 

QR-кошельки ритейлеров: зарубежный опыт и российские перспективы - рис.5

 

Вместо P. S.

Итак, подведем итоги. Российский рынок с точки зрения платежных технологий и нормативного регулирования полностью готов к появлению QR-кошельков ритейлеров на базе электронных денежных средств в рамках 161-ФЗ. Остается лишь запустить подобный проект и стать российским лидером в мобильных платежах. И сейчас самое время обсудить практические детали реализации этого проекта!

Рубрика:
{}
Теги:
#