Журнал ПЛАС » Архив » 2020 » Журнал ПЛАС №9-10 » 47 просмотров

QR-кошельки ритейлеров: зарубежный опыт и российские перспективы

В какой мере российские ритейлеры заинтересованы в развитии QR-платежей и что они готовы сделать для их повсеместного распространения? Что показывает в этом плане мировой опыт? Ответы на эти вопросы предложил в своем выступлении на специальной сессии «Банки и ритейл: перспективы дальнейшего взаимодействия» Максим Митусов, независимый эксперт и ex-сотрудник НСПК.

Безналичные платежи повсеместно теснят наличные из розничного оборота, и эта тенденция прослеживается не только в России, но и практически во всех странах. Г­де-то, как в Индии, этот путь лишь предстоит пройти в ближайшие годы: на безналичные расчеты здесь приходится всего около 20% розничных платежей. Г­де-то, как в соседнем Китае, в безналичной форме осуществляются уже почти 80% всех платежей. В России доля безналичных платежей на сегодняшний день составляет около 69% и неуклонно растет все последнее десятилетие.Другой общемировой тренд: платежи становятся незаметными, встраиваются в нашу повседневную жизнь и ежедневные процессы таким образом, чтобы привлекать к себе минимум внимания. Одним из самых успешных примеров такого встраивания является создание кошельков крупных торговых сетей, QR-механик и встраивание их в собственные пользовательские приложения.Одним из первых в мире по такой модели пошел Starbucks, еще в 2011 году запустивший собственный кошелек и принимающий более 30% оплаченных заказов именно из своего приложения.  США были пионерами «кошелькостроения» для ритейлеров, и практически все 2010‑е годы именно кошельки ритейлеров главенствовали в платежах с мобильных. Лишь в конце 2018 года количество пользователей Apple Pay превысило количество оплачивающих с помощью Starbucks.И хотя токенезированные карточные платежи постепенно завоевывают свое место на американском рынке, все же именно крупные ритейлеры со своими пользовательскими приложениями и далее будут занимать значительную долю в бумажниках потребителей. Такие компании, как Walmart и Amazon, всячески стимулируют использование именно своих платежных решений, предлагая скачать свое приложение, пополнять его с помощью банковской карты или того же Apple Pay и уже с помощью приложения торговой сети совершать удобные и бесшовные платежи. У крупных ритейлеров на долю оплат из собственного приложения приходится от 30% до 40% покупок использующих приложение клиентов. Таким образом, ритейлеры замыкают пользователя на себя.Платежные приложения торговцев дают три преимущества своим создателям:
  • безопасность и закрытость данных от третьих лиц;
  • повышение лояльности и наблюдение за поведением пользователей;
  • экономия на приеме платежей.
Руководствуясь этими соображениями, многие крупные ритейлеры до сих пор эффективно противодействуют распространению NFC-платежей и просто не включают эту функцию на своих платежных терминалах.

QR–кошельки начинают и выигрывают?

Индия станет гигантской лабораторией, в которой крупные финтехи будут отрабатывать платежные технологии
Оплата посредством QR-кодов легко и просто встраивается в любые приложения. Смартфоны доминируют практически на всех рынках, наличие камеры и Android – необходимый минимум, которым обладают даже жители наиболее бедных стран, в отличие от смартфонов c поддержкой NFC, которые стоят существенно дороже и требуют соответствующей инфраструктуры.Наглядным примером справедливости этого тезиса может служить Индия — страна, которая сейчас только становится на путь всеобщей «мобилизации» и от «страны наличных», минуя карты, идет сразу к мобильным платежам.Через несколько лет именно Индия будет гигантской лабораторией, в которой крупные технологические компании будут отрабатывать платежные технологии, сменив в этой роли Китай. В частности, ведущую роль там уже сейчас играют Google, Walmart и Amazon.Платежи и переводы через местный аналог СБП уже два года как обогнали обороты по картам, и причиной тому — именно встраивание платежных механик в приложения нефинансовых организаций. Большая часть розничных платежей в Индии проводятся через QR-коды, они просты
Если у вас есть подписка, нажмите
Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных