Журнал ПЛАС » Архив » 2019 » Журнал ПЛАС №4 » 1392 просмотра

Revolut: В России нет финтеха. Как обособленного сектора рынка

Revolut: В России нет финтеха. Как обособленного сектора рынка

О том, чем принципиально различаются подходы к финтеху в России и в Европе, журнал «ПЛАС» беседует с Богданом Узбековым, представителем финтех-стартапа Revolut.

ПЛАС: Финтех-стартап Revolut, позволяющий экономить на конверсии валют при проведении розничных финансовых операций, получил огромную популярность в Великобритании и Европе в целом. За счет чего стартапу удается на равных конкурировать с традиционными участниками платежного рынка?

Б. Узбеков: Большинство традиционных участников европейского платежного рынка, включая Великобританию, живет «в каменном веке». Revolut дает клиентам востребованный продукт, который работает в разы быстрее и удобнее, чем у конкурентов, при этом стоит в разы дешевле. Наш продукт в разы качественнее и удобнее, чем большинство рыночных аналогов, при этом мы ничего не тратим на маркетинг и продвижение. За счет этого можем себе позволить не зарабатывать там, где зарабатывают наши конкуренты. И получаем устойчивый взрывной рост пользовательской базы. У нас есть все, чтобы стать номером один, – самая молодая на рынке технологическая платформа, доступ к зарубежным провайдерам финансовых услуг, сделки с ключевыми вендорами на глобальном уровне, свежий взгляд на банковские продукты, сильная, не зашоренная интернациональная команда, доступ к капиталу. На российском рынке нас нет, а наши решения уже копируют: мультивалютные аккаунты, металлические карты.

ПЛАС: Расскажите о запуске Revolut в России. Почему для предоставления сервисов в России
была выбрана именно платформа QIWI? В чем еще заключается стратегическое партнерство компаний? Какого эффекта вы от него ожидаете?

Б. Узбеков: QIWI – одна из самых продвинутых компаний на рынке. Это надежный партнер с передовыми технологиями, гибкими процессами и высокой скоростью принятия бизнес-решений. Мы также сходимся в видении сценариев, по которым будет развиваться индустрия в ближайшие 5–10 лет.

ПЛАС: Можно ли говорить о том, что вы создали идеальную мультивалютную банковскую карту?

Б. Узбеков: Наш продукт развивается в сторону многофункциональной платформы, поддерживающей предоставление практически всех востребованных современным потребителем финансовых услуг. Говоря проще, все, что происходит с деньгами в вашей жизни, будет происходить с ними в приложении Revolut. Сейчас, помимо платежей, обмена, переводов, выдачи наличных, мы продаем пользователям страховки, P2P-кредиты, бизнес-счета, криптовалюту, инструменты для управления личным бюджетом и сбережениями.

На российском рынке нас нет, а наши решения уже копируют: мультивалютные аккаунты, металлические карты

Например, наш платный тарифный план «Металл» предусматривает услуги консьержа, бизнес-лаунджи в аэропортах и много других мелких полезных вещей.

В ближайших планах – запуск commission free трейдинг-платформы. Такого пока не делал никто из банков или финтех-проектов.

ПЛАС: Как вы в целом оцениваете текущую ситуацию на крипторынке? С чем связано существенное снижение стоимости биткоина?

Б. Узбеков: Изначально стоимость биткоина разогнала спекуляция. Со временем стало понятно, что цена неоправданно высока, и реального применения криптовалюте, кроме платежей на черном рынке, пока нет. Когда применение найдется – рынок снова пойдет вверх.

ПЛАС: В России в начале 2019 года запущена Система быстрых платежей – насколько это
событие повлияет на российский рынок платежей в целом и, в частности, отразится на бизнесе вашей компании?

Б. Узбеков: Система улучшит юнит-экономику платежных и банковских продуктов. Надеюсь, что даже откроет возможности для новых бизнес-моделей на рынке. И это просто и удобно для юзера.

ПЛАС: Каким будет российский рынок финансовых услуг в перспективе 20–25 лет? Как изменится количество игроков рынке, и каков будет их масштаб? Станут ли приложения центром финансовой жизни?

Б. Узбеков: Приложения – уже центр жизни в ритейле. Через 20 лет банковский сектор будет обслуживаться машинами – программами и алгоритмами с минимальным участием человека. На рынке будет несколько ключевых глобальных игроков. В финансах как нигде работает network effect. Например, в банкинге пока нет своего «фейсбука» только потому, что еще никто не решил проблему с мировым «зоопарком» регулирования. Это один из главных фокусов нашей команды.

ПЛАС: Как в целом можно охарактеризовать ситуацию на рынке стартапов в Европе и в России? Многие российские эксперты утверждают, что местная поляна «вытоптана», а если что-то и появляется, то быстро поглощается крупными банками и не имеет шансов на самостоятельное развитие. Насколько целесообразна модель создания специальных песочниц, в том числе под эгидой регулятора? Не проще ли стартапам развиваться в естественных условиях? Проведите параллель с западным опытом.

Б. Узбеков: Песочница – это хорошо, если можно получить доступ к рынку без лицензии и без сложного комплайенса на старте. Но в разных странах песочницы устроены по-разному. Рыночные условия – это всегда хорошо для развития рынка в долгосрочной перспективе. В России сегодня практически нет финтеха – как сектора, стоящего особняком от банковского сектора. Эту нишу заняли молодые банки. В свою очередь, в Европе банки не успели последовать их примеру в силу целого ряда обстоятельств – консерватизма, многовековой истории и груза унаследованных устаревших технологий и процессов.

Посудите сами: Олег Тиньков – российский финтех-чемпион, является банкиром. В свою очередь, в Европе таким финтех-чемпионом я назвал бы Николая Сторонского (автор идеи и сооснователь британского финтех-стартапа Revolut. Ред.), но он, как известно, не банкир.

ПЛАС: Каковы ожидания современных клиентов от сервисов? На какие аспекты стоит обращать внимание при разработке новых продуктов?

Б. Узбеков: Прежде всего это скорость, удобство, бренд. При этом все СЕО банков и финансовых компаний должны половину своего времени уделять интерфейсам.    

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных