Проверка клиентов по 115-ФЗ. Автоматизация спасает ситуацию?

О том, почему малый бизнес массово автоматизирует проверку клиентов по Закону № 115-ФЗ, рассказывает Ольга Смирнова, руководитель проекта Контур.Призма.

Проверка клиентов по 115-ФЗ. Автоматизация спасает ситуацию?

Крупные банки и финансовые организации достаточно давно и успешно автоматизируют процессы, связанные с противодействием легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ), выделяя на это внушительные ресурсы. Однако по данным опроса специалистов Контур.Призмы, эти организации составляют лишь треть от числа всех компаний – субъектов Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ (далее – Закон № 115-ФЗ). В свою очередь, 68 % – представители малого и среднего бизнеса, которые, как правило, не могут себе позволить значительные траты на программное обеспечение.

Ювелирные магазины, ломбарды, микрофинансовые организации, бухгалтерии-аутсорсеры, агентства недвижимости и другие представители сектора МСБ вынуждены искать информацию о клиентах  вручную, через обычные поисковики. При этом специалисты, ответственные за проверку, тратят примерно половину рабочего времени, чтобы скомпоновать найденные данные в файлы с нужным для работы форматом.

Дело не только в удобстве. Ручная идентификация делового партнера – это всегда риск совершить ошибку и, как следствие, получить штраф от регулятора во время выездной проверки. В тот самый момент, когда проверка завершена, и анкета клиента сформирована, информация начинает устаревать. Вчера юридического лица, принятого на обслуживание, не было в санкционных списках или списке террористов и экстремистов, а уже сегодня все может измениться.

Ключевое преимущество автоматизации и новые решения

Базовая система онлайн-проверки клиентов по Закону № 115-ФЗ помогает перевести процессы ПОД/ФТ из разряда единичных проверок в русло постоянного мониторинга клиентов. При этом компания может решить такие задачи:

  • автоматизировать повторяющиеся ручные процессы;
  • сократить количество ложных сигналов;
  • создать единое место для хранения всей нужной информации о клиенте.

Прежде сотрудникам небольших компаний приходилось проводить проверку клиентов по Закону № 115-ФЗ исключительно вручную. Основная причина – стоимость сервисов. Качественные решения были доступны лишь банкам и крупным финансовым организациям. Теперь на рынке есть простые, но эффективные решения для любой отрасли или размера бизнеса. Их стоимость варьируется от 6 до 150 тыс. рублей и зависит от количества проверяемых клиентов и полноты автоматизации. Можно платить только за нужное количество запросов и приобретать лишь те источники данных или функциональные модули, которые нужны.

Меньше рутины и ручного труда

Сбор данных о клиентах в автоматизированном решении значительно облегчает соблюдение законодательных норм и делает весь процесс по ПОД/ФТ практически безупречным.

Простой архив анкет клиентов позволяет сделать результаты проверок прозрачными и легко продемонстрировать их регулятору в случае выездной проверки.

Облачные решения за секунды могут детально проверить тысячи клиентов, включая проверку по спискам террористов и экстремистов и санкционным спискам. Все результаты сохраняются в электронном виде, что позволяет отказаться от бумажных копий и бумажного архива.

Провести проверки  можно с любого устройства: стационарного компьютера, ноутбука, смартфона. Некоторые провайдеры  позволяют даже удаленную загрузку в систему копий паспорта или других идентификационных документов клиента  в безопасном защищенном формате.

Используя стандартные цифровые решения, пользователь такого решения может быть уверен, что среди клиентов нет преступников. Тратить меньше времени на обучение собственных сотрудников, не пытаться превратить их в профессиональных следователей, умеющих распознавать всех неблагонадежных клиентов и подозрительные операции.

Опыт обслуживающей бухгалтерии: прирост клиентской базы

Грамотная и своевременная автоматизация проверки по 115-ФЗ помогает безукоризненно соблюдать закон и при этом не отвлекаться от развития своего дела

Так, центр развития бизнеса «Берега Невы» (Санкт-Петербург), который занимается оказанием бухгалтерских услуг и юридическим сопровождением предпринимателей, внедрил сервис для проверки клиентов по Закону № 115-ФЗ в начале 2020 года. С ним работает менеджер по комплаенс-контролю и вся бухгалтерия.

Дело в том, что у компании выросло число клиентов, из-за чего сотрудникам приходилось проводить идентификацию в авральном режиме. Решение о приеме на обслуживание клиентов затягивалось, что грозило их потерей и выпадением доходов. После внедрения сервиса нагрузка на сотрудников снизилась в четыре раза. Среднее время, которое сегодня тратит специалист на проверку одного клиента, сократилось до 1 минуты.

Опыт ювелиров: как успешно пройти проверку ЦБ

«Ломбард Выгодный» (Екатеринбург) автоматизировал проверки клиентов по Закону 115-ФЗ. Компания выдает займы физическим лицам под залог движимого имущества. Как и все ломбарды, «Выгодный» поднадзорен Банку России и обязан исполнять требования антиотмывочного закона в полной мере. Сейчас у ломбарда 40 тысяч клиентов.

Проверкой физических лиц занимались товароведы в момент обслуживания клиента. Один раз в три месяца сотрудники отдела финансового мониторинга сверяли сведения о физических лицах с перечнями Росфинмониторинга и ЦБ. Поиск информации на различных сайтах и проверка по множеству списков занимали недели. Появилась задача уменьшить количество вводимых данных и сократить число рутинной работы.

После внедрения решения для оценки рисков по Закону № 115-ФЗ проверка клиентов стала проходить в 2 раза быстрее. Сервис используют товароведы, супервайзеры, отдел финансового мониторинга, всего – 25 сотрудников.

Весной 2021 года «Ломбард Выгодный» успешно прошел проверку Центрального банка. ЦБ запросил у представителей организации пакет документов, в том числе правила внутреннего контроля и анкеты клиентов, принятых на обслуживание.

В правилах внутреннего контроля ломбарда указано, что сервис для проверки клиентов – один из источников получения сведений о физических лицах, принятых на обслуживание. Анкеты формируются в сервисе автоматически, каждая содержит:

  • идентификационные данные клиентов;
  • результаты сверки с перечням Росфинмониторинга и санкционными списками;
  • уровень риска в баллах, присвоенный клиенту;
  • периодичность обновления информации.

Таким образом, автоматизация процессов по ПОД/ФТ позволила специалистам ломбарда подготовиться к проверке регулятора и успешно ее пройти. Затруднений не случилось: вся отчетность уже была в порядке.

По материалам PLUSworld.ru

 

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных