Журнал ПЛАС » Новости » 2130 просмотров

Развитие бесконтактных платежей в РФ сдерживает низкая информированность населения

Обучение конечных потребителей использованию новых технологий может стать одной из ключевых задач поставщиков услуг в ближайшие годы.  Такой вывод делает Juniper Research в своем отчете « «Mobile & Online Ticketing Deep Dive Strategy & Competition 2016–2020» сделанном по заказу Gemalto.

Развитие бесконтактных платежей в РФ сдерживает низкая информированность населения

Бесконтактные технологии постепенно становятся неотъемлемой частью жизни, как для бизнеса, так и для рядовых потребителей. Тем не менее, их проникновение в различные регионы мира происходит с разной скоростью. Отчасти это объясняется технологической инфраструктурой того или иного региона, иногда – законодательством; в России вес имеют оба этих фактора. Однако одной из основных причин медленного распространения технологии является недоверие россиян к новой технологии и опасения за сохранность своих средств.

Факторы роста бесконтактных платежных технологий

Популярность бесконтактных платежных технологий продолжает расти высокими темпами.  Как показало исследование Juniper Research «Mobile & Online Ticketing Deep Dive Strategy & Competition 2016–2020», в таких странах как Австралия, Польша и Венгрия количество платежей, выполненных бесконтактным способом, составило 65%, 55% и 40% соответственно. Бесконтактные платежи могут осуществляться вдвое быстрее, чем традиционные транзакции по контактным картам, и значительно быстрее, чем использование наличных. За счет этого они позволяют сократить очереди в ТСП с большим трафиком, что удобно как для покупателей, так и для работников магазинов. Это подтверждает и исследование Gemalto «Contactless Business: The State of Play», отмечающее, что компании инвестируют в бесконтактные технологии в основном для увеличения скорости обработки платежей (74% опрошенных структур). Согласно отчету, в 2020 году все POS-терминалы в Европе будут поддерживать работу с бесконтактными технологиями, как это и предусмотрено в стратегии развития крупнейших международных платежных системы.

1

Другими преимуществами бесконтактных платежей, согласно мнению компаний-респондентов, является возможность обрести имидж новатора (43%) и дифференцировать свои предложения на фоне предложений конкурентов (33%). Наконец, нельзя забывать об экспансии на ранее неохваченных безналичными платежами рынках, использующих преимущественно расчеты наличными, а также о том, что, как показывает практика, количество карточных транзакций и объемы расходов возрастают с переходом пользователей на бесконтактные карты или иные форм-факторы с поддержкой бесконтактных платежей.

Тренды российского рынка

 Если говорить о российском рынке, то несмотря на поддержку таких корпораций, как Apple, Google, Samsung, Mastercard и Visa, использование NFC-технологий для бесконтактных платежей в основном ограничено лишь пластиковыми платежными картами. Другие форм-факторы – смартфоны с NFC-технологиями, «умные» кольца и браслеты, пока еще не получили здесь широкого развития. В то же время быстро растущая популярность в РФ сервисов Samsung Pay и Apple Pay вносит в ситуацию свои коррективы.

Согласно оценкам J’son & Partners Consulting, в 2016 году объем российского рынка смартфонов в натуральном выражении составил 26,4 млн устройств. По сравнению с 2015 годом рынок вырос на 4,4 % по сравнению с 2014 годом – на 1 %. Таким образом, можно говорить о том, что экосистема для «бесконтактной революции» в России уже есть, и основной задачей является работа с потребителями.

5

 

Согласно данным опроса J’son & Partners Consulting, опубликованным в 2015 году, большинство респондентов знают о существовании карт с возможностью бесконтактного платежа, но лишь одна шестая (17%) часть жителей Москвы и Санкт-Петербурга в возрасте от 16 до 35 лет являются держателями таких карт, при этом практически все они оплатой (92%) так или иначе использовали их бесконтактным способом, в основном для оплаты товаров и услуг. Среди причин отсутствия бесконтактных банковских карт у респондентов чаще всего встречались конформизм пользователей и отсутствие соответствующих предложений, исходящих от банков-эмитентов.

Более того, опрос показал, что больше двух третей людей в возрасте от 16 до 35 лет не знают о возможности использования смартфона в качестве банковской карты или не знают сути этой технологии. Иными словами, потребители мало информированы о возможности использования смартфона для осуществления платежей в торговых точках.

GTO-Contactless_Infograph_Wide_161017_RU

Наконец, 21% респондентов указали, что вопросы безопасности являются для них одним из основных сдерживающих факторов использования бесконтактных платежей.

Ставка на повышение информированности населения

 Как показывают результаты опросов, участникам российского рынка важно проводить специальные кампании, направленные на повышение уровня осведомленности населения о безопасности бесконтактных платежей, а также о возможностях использования NFC-технологий для оплаты товаров и услуг.

Примером российской кредитной структуры, которая активно обучает своих потребителей бесконтактным технологиям, а также развивает возможности их использования, является проект «Карта Школьника» «АК БАРС» Банка. Кампания направлена на повышение уровня финансовой культуры учеников и поощрение безналичных транзакций в школе и за ее пределами. В основе этого продукта лежит предоплаченная карта MasterCard с бесконтактной технологией PayPass. «Карта школьника» представляет собой электронный пропуск в школу, платежный инструмент и проездной, позволяющий оплачивать проезд в транспорте (в Зеленодольске, Альметьевске, Казани, Нижнекамске, Набережных Челнах).

Другим примером интеграции NFC-технологий в повседневную жизнь потребителей являются бесконтактные кольца, предложенные Visa во время Олимпийских игр 2016 в Рио. Они были протестированы выбранными VIP-гостями, позволяя им осуществлять платежи по всему городу одним лишь прикосновением пальца. Аналогичная технология была использована в рамках фестиваля Alfa Future People – ведущего ежегодного российского фестиваля электронной музыки и технологий, который прошел в Нижнем Новгороде в июле 2016 году при поддержке Альфа-Банка. По традиции фестиваль был территорией безналичных расчетов, где гости имели возможность быстро и безопасно оплачивать покупки, используя бесконтактные технологии. Современный и функциональный браслет для совершения платежей, оснащенный бесконтактным чипом от Gemalto, был включен в Welcome Pack, который участники фестиваля получили при регистрации. Пополнить баланс браслета посетители могли через бесконтактные терминалы, установленные на территории фестиваля.

3

Итак, на фоне перечисленных всех моментов можно отметить, что скорость проникновения бесконтактных технологий в России растет, и эти технологии обеспечивают все более мощный инструмент для дифференцирования и внедрения инноваций в компаниях из сферы розничной торговли, транспортной отрасли и банковского сектора. При этом основным сдерживающим фактором увеличения количества бесконтактных платежей среди потребителей является недостаточная осведомленность населения о возможностях и безопасности бесконтактных технологий. Например, существует миф, что данные с бесконтактной карты якобы можно похитить, используя RFID-сканеры большого радиуса действия, или что кража бесконтактной карты чревата большими потерями. Чтобы развеять эти мифы, компания Gemalto подготовила специальную инфографику.

2

Более того, согласно опросу J’son & Partners Consulting, опубликованному еще в 2015 году, реальная заинтересованность населения именно в прикладном применении технологии NFC намного выше, чем в данной в технологии как таковой. Это говорит о том, что среди потенциальных пользователей NFC необходимо формировать положительное впечатление и демонстрировать конкретные модели применения технологии.  Как уже отмечалось, отдельное внимание стоит уделить информированию конечных потребителей о безопасности бесконтактных платежей.

По материалам PLUSworld.ru, Gemalto

 

 

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных