Журнал ПЛАС » Архив » 2020 » Журнал ПЛАС №6 » 54 просмотра

Платежный рынок Уругвая. Часть вторая. Инфраструктура обслуживания и госрегулирование

Продолжаем публикацию1 Федора Богородского,экономиста,президента группы компаний ALFEBA,основателя первой в мире государственной криптовалюты El Petro и члена попечительского совета Карамзинского фонда поддержки культурно-исторического наследия. В этот раз он рассказывает о платежной инфраструктуре Уругвая,государственной политике в области регулирования платежного рынка и тенденциях в области цифровизации банковского сектора страны,к которой сегодня присматриваются многие финтех-структуры,в том числе из России.
Первую часть публикации «Платежный рынок Уругвая. От чеков до QR-транзакций» читайте в июньском номере журнала «ПЛАС» (№ 05/2020).


Инфраструктура обслуживания

Как уже отмечалось в первой части публикации,на платежном рынке Уругвая в основном присутствуют мировые лидеры – международные системы Mastercard и Visa,которые занимают здесь доминирующие позиции. Помимо них в стране оперируют American Express и некоторые локальные игроки. Одним из них является платежная система ÓКA (на исп. «OCA»),принадлежащая крупнейшей уругвайской кредитной компании с одно­именной картой. Около 7 лет назад она была приобретена банком ITAU и в настоящее время стала постепенно замещать свои карты кобейджинговыми продуктами совместно с Mastercard и Visa. Единственным эмитентом национальной платежной карты в Уругвае по-прежнему остается система CABAL,однако спрос на ее продукт не растет в силу его локального характера: эмиссия и обслуживание ограничены территорией страны.

Основу инфраструктуры розничного обслуживания в Уругвае исторически формируют сети банкоматов,POS-терминалов,а также касс приема платежей и платежных операций Abitab и Redpagos,позволяющих,помимо осуществления платежей,подать заявления на открытие карты,обменять валюту,получить кредит и т. п.,а также отделения банков. Структуру этих каналов и статистику по ним отражает рис. 1.

Банкоматный бизнес

Остановимся подробнее на развитии банкоматного бизнеса. Объем операций в банкоматной сети с 2014 по 2019 год вырос на 30% по уругвайским картам со счетами в национальной валюте – уругвайском песо,и снизился по картам со счетами в долл. США почти на 40%. Тот же тренд отражают операции по картам зарубежных эмитентов,осуществляемые через банкоматы на территории Уругвая,что видно на рис. 2. Статистическая информация предоставлена Центральным банком Уругвая по сетям банкоматов Banred и BROU.

Диаграмма операций по картам,помимо операций через классические устройства банковского самообслуживания по снятию и внесению наличных,включает также операции через так называемые POS-банкоматы (POS-терминалы на кассах ТСП,на которых с помощью кассира владельцы карт могут осуществлять операции внесения на счет и снятия наличных) и мини-банкоматы (по сути являющиеся информационно-платежными терминалами). Мини-банкоматы не оснащены оборудованием для работы с наличными и устанавливаются в основном в отделениях платежных сетей и магазинах. Владелец карты указывает на таком устройстве денежную сумму,которую он хочет депонировать или снять со счета наличными,самостоятельно распечатает купон со штрихкодом и затем предъявляет его на кассе для получения или внесения денежных средств на свой банковский счет.

Банкоматные сети в Уругвае организованы двумя участниками – Banred и BROU. Первая является компанией,созданной совместно коммерческими банками Уругвая по процессированию банкоматных транзакций. Вторая же является сетью банкоматов основного государственного розничного банка Уругвая – Banco de la República Oriental del Uruguay (BROU). Такая высокая централизация банкоматного бизнеса обусловлена прежде всего технологическими ограничениями,а именно – отсутствием на рынке Уругвая современных технологических решений управления сетями устройств самообслуживания и cash-менеджмента,а также консервативными подходами к развитию бизнеса местных участников рынка. Сдерживание рынка банкоматов оказывают и законодательные ограничения,среди которых присутствует условие обязательного владения банкоматом непосредственно банком.

Последний момент объясняет практически нулевое развитие в Уругвае таких популярных сегодня в большинстве стран мира инновационных направлений,как биометрия,искусственный интеллект,машинное обучение,распределенные реестры и нейронные сети. Это происходит потому,что банки,не являясь технологическими компаниями и не испытывая конкуренции со стороны небанковских структур,не стремятся к дальнейшему развитию данных технологий самообслуживания.

Если говорить о динамике банкоматных операций,то можно сделать следующие выводы: снятие наличных по локальным картам растет,а по картам зарубежных эмитентов уменьшается в силу развития рынка розничного эквайринга. Соответственно,объемы транзакций по зарубежным картам и число операций по ним – на порядок меньше,чем по национальным картам.

Торговый эквайринг

Важным событием стало поглощение компанией First Data Uruguay S.A. уругвайского оператора сети POS-терминалов – GEOCOM

Что касается уругвайского рынка торгового эквайринга,то здесь практикуется американская модель создания и развития эквайринговых сетей. Согласно последней,операторы POS-терминальных сетей являются операторами и маршрутизаторами транзакций. Они не имеют лицензий платежных систем на торговый эквайринг и выступают только техническими операторами по установке POS-терминалов и их обслуживанию. Договоры по приему карточных платежей торговые точки и сети касс приема платежей и платежных операций подписывают напрямую с эквайрерами соответствующих продуктов платежных систем. Ими являются непосредственно платежная система Visa,работающая через учрежденную совместно с уругвайскими банками компанию Visa NET,и Mastercard,представленный компанией First Data Uruguay,также являющейся процессором карт Mastercard и некоторых локальных карточных продуктов.

В число операторов сетей POS-терминалов в уругвайских точках продаж входят такие компании,как Abitab,Geocom,New Age Data,POS 2000,Resonance,Scanntech,Sebatop и Sisteco.

Важным событием на рынке торгового эквайринга явилось
Если у вас есть подписка,нажмите
Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться",вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных