Журнал ПЛАС » Архив » 2022 » Журнал ПЛАС №6 »

Кристина Дорош, Visa: «E-сommerce, бесконтакт и токенизация станут основой для дальнейших инноваций в Азербайджане»

Городская мобильность, безопасность и корпоративная социальная ответственность становятся основными драйверами развития финтеха. В кулуарах прошедшего в Баку 16–17 июня 2022 года Fintex Summit мы беседуем с Кристиной Дорош, вице-президентом, региональным менеджером Visa в странах Центральной Азии и Азербайджане.

ПЛАС: Летом 2021 года Visa объявила о вашем назначении на должность вице-президента регионального менеджера Visa в странах Центральной Азии и Азербайджане. Спасибо, что уже в августе нам удалось провести с вами интервью. Что изменилось за прошедший год для глобального рынка и бизнеса Visa в регионе? Как вы оцениваете текущую ситуацию, цели и задачи на своем посту? Какие тренды можно сегодня выделить в качестве ключевых?

К. Дорош: Спасибо за возможность снова пообщаться! Журнал «ПЛАС» —  первое издание, которому мы дали большое интервью. За это время произошло много событий, и мы выделяем несколько ключевых аспектов —  как количественных, так и качественных.

С точки зрения количественных показателей, нас радует бурный рост практически по всем направлениям, по числу и объему транзакций, а также в электронной коммерции, которая развивается в качестве отдельного направления.

Прежде всего эти тенденции говорят об устойчивом развитии Visa в Азербайджане и во всей Центральной Азии. Кроме того, они отражают развитие экономик данных регионов, что способствует и росту бизнеса Visa.

Смягчение карантинных ограничений благоприятно отражается на экономическом росте, и мы отмечаем очевидные тренды —  активное восстановление международных поездок и туризма. Это замечательно!

Неделю назад в Баку прошли соревнования «Формула 1» Гран-при Азербайджана. Это, безусловно, грандиозное событие в мировом масштабе. Находясь в это время в столице, я сама могла оценить количество гостей. Два года назад это было невозможно, а теперь люди наконец могут приехать! В Азербайджане им рады, как и традиционно рады гостям в Закавказье и Центральной Азии.

Люди приезжают и пользуются безналичными средствами оплаты. Могу предположить, что в кармане у них карта Visa. А может быть —  смартфоны или смарт-часы на руке с возможностью бесконтактной оплаты Visa. Таким образом, мы отмечаем рост оборота в сегменте трансграничных операций, что не может не радовать.

Сегмент трансграничных платежей в виртуальной среде активно рос еще до пандемии, а во время пандемии рост только ускорился. Теперь мы наблюдаем уверенное восстановление трансграничных платежей и в реальном мире по сравнению с показателями 2019 года. И это нас тоже радует, поскольку указывает на восстановление туризма —  столь важной для регионов нашего присутствия отрасли. Туризм для стран Центральной Азии и Азербайджана, для их развития, является стратегическим направлением, чему мы в Visa можем способствовать. Всем туристам, пользующимся картой Visa, мы предлагаем различные бонусы и привилегии, а это стимулирует развитие безналичных платежей в данных странах.

ПЛАС: В чем вы видите основные перспективы рынка Центральной Азии с точки зрения развития платежной индустрии? В частности, бизнеса Visa?

К. Дорош: Перспективы рынка по-прежнему определяют два основных фактора. Прежде всего надо отметить потенциал его роста, который определяется на основе текущего проникновения безналичных платежных средств.

Если вы помните, мы всегда обращаем внимание на два основных показателя. Прежде всего это такой общий макроэкономический показатель, как расходы домохозяйств на личное потребление (private consumption expenditures, РСЕ). Статистика позволяет оценить общий уровень расходов домохозяйств. Определив, какая доля этих расходов приходится на безналичные платежи, мы можем оценить степень проникновения безналичных и карточных платежей в системе через их вес по отношению к общим расходам домохозяйств.

Фото: Dan Mason / Flickr

В настоящее время в Азербайджане, например, доля безналичных и карточных платежей все еще крайне низкая, а большинство расходов домохозяйств по-прежнему происходят в наличной форме.

Таким образом, мы видим огромный потенциал роста для нас. Наличные деньги присутствуют в расчетах в большой пропорции, и мы работаем над тем, чтобы перевести эти расчеты в безналичную форму, более удобную, быструю и безопасную. Кроме того, необходимо отметить потенциал активного внедрения новых технологий, что в свою очередь стимулирует переход к использованию безналичных платежных средств.

Это еще один фактор, который дает нам абсолютную уверенность в потенциале данных рынков. Население очень восприимчиво к новым технологиям, особенно в Центральной Азии и Азербайджане. Людям нравится пробовать  что-то новое.

Так, например, в Азербайджане в сентябре прошлого года мы объединили Visa с Apple Pay —  вы, наверное, слышали об этом ярком событии. В результате в настоящее время с помощью мобильных устройств (смартфонов, часов и пр.) в этой стране производится уже чуть ли не каждый пятый безналичный платеж. Это огромный рост и огромный прорыв. Азербайджану потребовалось немного времени на тот путь, который другие рынки проходят за два-три года.

Фото: trustedreviews.com

Потенциал стран Центральной Азии и Азербайджана, на наш взгляд, обусловлен огромными возможностями перехода от наличных расчетов к безналичной форме платежей на фоне повышенного интереса людей к инновационным решениям. До появления Apple Pay, чтобы заплатить за кофе, нужно было найти в сумке кошелек, достать два маната и только потом расплатиться. Можно было оплатить и картой, но для этого ее было необходимо найти в портмоне, убедиться в наличии платежного терминала, затем поместить карту в слот, ввести ПИН-код и только после этого провести транзакцию. С появлением Apple Pay я подхожу, делаю магический взмах часами или телефоном и иду себе дальше со своим кофе. Если задуматься, это просто удивительно! Так формируются целые новые платежные сегменты, в которых люди раньше никогда не прибегали к безналичной оплате товаров и услуг.

ПЛАС: В плане инновационных решений и продуктов, в том числе электронных платежей, которые были внедрены для развития безналичной экономики и бесконтактной оплаты, —  какие наиболее прорывные направления и самые динамичные рынки вы можете отметить?

К. Дорош: Одним из основных трендов с нашей точки зрения и в контексте технологического развития является токенизация или Visa Token Service в нашей терминологии. И здесь мы говорим о платформе, которая позволяет надстраивать дополнительные сервисы. Согласно недавнему исследованию Visa, количество токенизированных операций выросло более чем в 12 раз.

В Азербайджане, например, мы запустили токенизацию в 2019 году, а банки уже надстроили свои так называемые эмитентские кошельки, позволяющие клиентам привязывать карты к банковскому мобильному приложению. И на сегодняшний день в Азербайджане запущено порядка семи различных эмитентских кошельков.

Люди привыкают пользоваться смартфонами для совершения платежей. Тем не менее клиенты, например, Ви- Банка могут платить только через приложение Ви- Банка. Но токенизация и ее активное развитие в Азербайджане заложили основу для выхода Apple Pay на рынок этой страны. Apple Pay отслеживает, насколько распространены бесконтактные формы оплаты в том или ином регионе и в какой мере развита инфраструктура. В результате компания вышла на рынок Азербайджана, и мы видим, как появление Apple Pay стимулирует дальнейшее развитие сферы бесконтактных платежей.

Кроме того, токенизация играет огромную роль в развитии электронной коммерции. Мы считаем, и это подтверждают результаты проведенных нами исследований, что взрывной рост электронной коммерции, обусловленный понятными причинами в период пандемии, продолжится и после ее окончания. На фоне карантинных ограничений во время пандемии массовый потребитель осознал, насколько удобны, безопасны и просты в использовании безналичные способы оплаты. Мы уверены, что высокие темпы роста в электронной коммерции сохранятся.

Токенизация в электронной коммерции позволяет обеспечить практически 100 %-ную безопасность транзакций, хотя за последнее время мошеннические схемы плавно перетекли из реального мира в виртуальную среду вслед за соответствующим ростом оборотов.

В то же время виртуальная токенизация обеспечивает качественную защиту от мошеннических действий на тех же принципах, которые применяются для физической токенизации. Вместо номера карты используется и хранится 16 значный набор цифр, так называемый токен, и, если база данных торгово- сервисных предприятий (ТСП) взломана или  кто-то получил к ней неавторизованный доступ, никто не сможет воспользоваться данными вашей карты. В то же время использование третьими лицами токена, который генерируется для данного ТСП, в случае его компрометации бессмысленно в любой другой точке. Токен, сгенерированный в Apple, нельзя использовать в других сервисах. Это очень надежная технология, которая хорошо защищает транзакции в электронной торговле.

При этом сегодня активно развиваются сервисы платной подписки. Токенизация позволяет клиентам с помощью Visa видеть в вашем банковском приложении список всех ТСП, где ваша карта была  когда-то привязана. Клиенты могут выбирать —  блокировать или активировать оплату по карте тем или иным поставщикам услуг. Например, если вам надоел  какой-либо сервис, вы просто блокируете оплату услуг у себя в приложении. После этого данный сервис больше не будет присылать вам запросы на оплату.

ПЛАС: Вы упомянули уже несколько позабывшуюся сегодня пандемию. Сохранятся ли тренды, ею обусловленные, в обозримом будущем? Развитие бесконтактных методов платежей замедлится или, наоборот, ускорится? Как Visa оценивает перспективы развития в период после пандемии? Что будет характерно для этого периода?

К. Дорош: Сформировавшиеся до пандемии тренды только усилились. Мы совершили квантовый скачок.

Visa в партнерстве с банками всегда занималась развитием электронной коммерции, в том числе технологий бесконтактных платежей, с тех пор как они зародились. Пандемия послужила лишь катализатором ускоренного развития. Именно поэтому сейчас мы наблюдаем экспоненциальный рост электронной коммерции и бесконтактных платежей.

Мы считаем, что рост, безусловно, продолжится, и зародившиеся во время пандемии тренды окрепнут. Пандемия открыла людям глаза на новые возможности. Можно, конечно, предположить, что темпы развития будут снижаться естественным образом по мере повышения базы для сравнения. Тем не менее, с точки зрения распространения и применения новых технологий, мы уверены, что электронная коммерция, бесконтактные платежи и токенизация останутся с нами надолго и станут основой для дальнейших инноваций и новаторских решений.

ПЛАС: Если говорить о транспортных проектах —  какие кейсы заслуживают более пристального внимания?

К. Дорош: Транспортная отрасль имеет огромное значение для развития бесконтактных платежей, ведь люди пользуются транспортом ежедневно. Общественный транспорт важен еще и потому, что выступает катализатором развития бесконтактных платежей.

Есть такой феномен, и мы его наблюдаем. Не все люди еще хорошо знакомы с технологиями бесконтактных платежей. Человеку в очереди в супермаркете может быть некомфортно первый раз совершить бесконтактную оплату, потому что за ним стоят еще 15 человек. Выглядеть неуверенным в себе или ошибиться при проведении платежа не хочется, удобнее взять деньги в банкомате, чтобы не оказаться в неудобном положении.

В транспорте на людей никто не обращает внимания. Многие прибегают к бесконтактной оплате именно в транспорте. Убедившись в отсутствии  каких-либо сложностей, они с большей уверенностью совершают бесконтактные платежи в других сегментах.

Мы заметили, что внедрение бесконтактных платежей на транспорте в среднем на 15 % увеличивает активацию портфеля банковских карт. Так происходит потому, что люди получили новый опыт, о котором мы сейчас говорили. Поэтому транспорт для нас очень важен, и мы уделяем ему повышенное внимание.

У Visa есть несколько крупных проектов в регионе присутствия, чему я искренне рада. В 10 городах Казахстана карты принимаются к оплате на наземном транспорте, а именно —  в рейсовых автобусах.

С июля 2021 года в Узбекистане карты принимаются к оплате проезда в метрополитене и автобусах. Когда я была в Ташкенте первый раз в 2021 году в командировке, то специально зашла в метро и заплатила через приложение на телефоне, а на выходе оплату совершила с помощью смарт- часов, обошла турникет еще раз и заплатила с помощью электронного кольца. Контролер, глядя на это, не могла понять, что происходит. А мне было просто интересно протестировать свои устройства, и все идеально работало. Это большой шаг для такого крупного города, как Ташкент.

В партнерстве с Азербайджанскими железными дорогами и ABВ-банком мы реализовали проект по оплате картами проезда по маршруту Баку —  Сумгаит и также по кольцевой дороге вокруг Баку. Мы видим запрос на применение такого способа оплаты услуг, которым люди активно пользуются.

В Азербайджане бесконтактная оплата услуг на транспорте развивается рекордными темпами. Мы уделяем транспортному сегменту повышенное внимание и предлагаем интересные технологические решения. Мы готовы обсуждать со всеми заинтересованными сторонами возможности применения решения Mobility & Transit Transaction (MTT), которое позволяет объединить все перемещения человека по городу в течение дня в одну операцию по списанию с карты. Решение MTT консолидирует весь городской транспорт в одну систему с точки зрения учета платежей. Это открывает огромные перспективы для городских властей или транспортных компаний, которые занимаются оптимизацией транспортных систем.

ПЛАС: В прошлом интервью мы уделили много внимания малому и среднему бизнесу. Что изменилось с тех пор?

К. Дорош: Расширился спектр продуктов, технологий и сервисов Visa, предназначенных для МСБ. С одной стороны этого широкого спектра находятся простые и продвинутые решения, например, бизнес- карты Visa или премиальные бизнес- карты Visa Platinum, которые позволяют совершать коммерческие платежи, не прибегая к банковским переводам. В этом сегменте мы стали предлагать более интересные решения.

Фото: ZDNet.com

Обычно мы сегментировали карты для использования физлицами примерно следующим образом: классическая карта Visa для зарплатных проектов, для других целей —  премиальные карты Visa Platinum, например. Считалось, что для юрлиц в таком сегментировании нет нужды, но мы пересмотрели этот подход пару лет назад. В конечном счете в компаниях МСБ картами пользуются обычные люди, которые также могут пользоваться персональными премиальными картами. Когда они пользуются классической бизнес- картой Visa, они могут испытывать некоторое разочарование. Поэтому мы стали предлагать бизнес- карты Visa Platinum и Visa Signature. Это дает дополнительные привилегии и преимущества при использовании бизнес-карт (доступ в бизнес-залы аэропортов по всему миру, первоочередной проход в аэропортах и т. д.).

В нашем регионе мы предоставляем такие решения. В Баку, например, мы предлагаем сервис авиатрансфера (будете лететь или вылетать из Баку, обязательно попробуйте!). Если у вас есть премиальная карта Visa, то вам доступен личный цифровой ассистент (цифровой консьерж). Через канал в Телеграме клиент общается с ассистентами, которые оказывают ему поддержку. Владелец премиальной карты Visa может обратиться в консьерж- сервис и сообщить время прилета, номер рейса, свое имя и количество багажа. За ним приедет автомобиль премиального уровня, который доставит его из аэропорта в отель абсолютно бесплатно. Это предусмотрено условиями премиальной карты Visa.

На другой же стороне спектра наших решений находится множество проектов, которые мы реализуем для МСБ. В Азербайджане мы предлагаем решение для бизнеса B2B Connect, которое предназначено для трансграничных переводов, —  мы говорили о нем и в прошлый раз. Но если в то время в Азербайджане только Капитал банк предлагал данную услугу, то за последний год круг банков расширился за счет Экспресс- банка и Паша- Банка.

Для МСБ это очень удобное и простое решение, и у представителя малого бизнеса, который пользуется этим сервисом, никогда не возникнет вопроса, где его деньги и в каком корреспондентском банке они застряли, —  данный сервис позволяет отслеживать статус платежа.

Кроме того, в рамках этого сервиса банк обещает перевести деньги в течение 24 часов с момента поступления платежного поручения. Это очень удобный и инновационный сервис, преимущества которого можно долго перечислять. И предназначен он именно для микропредприятий и компаний МСБ.

На стенде Visa в экспозиции бакинского Fintex Summit посетители могли понаблюдать за работой технологии Tap to Phone. Мы запустили ее совместно с Капитал- банком. Вы могли видеть, какая очередь образовалась, чтобы протестировать работу Tap to Phone с помощью смартфона, платежного кольца или смарт- часов, и все прекрасно работало.

Фактически это мобильный POS-терминал, что открывает широкие возможности для МСБ принимать бесконтактные платежи. Он позволяет безналично рассчитываться в розничной продаже кофе, цветов, на рынке, т. е. в тех сегментах, где раньше было невозможно оплатить покупки картой, потому что ни один банк не мог поставить традиционный дорогостоящий POS-терминал у продавца цветов, например, поскольку это экономически нецелесообразно. Но когда мы говорим об Android- устройствах, которые стоят около 100 долларов, это совершенно другая перспектива развития, расширения инфраструктуры, особенно в регионах.

И еще один важный момент. Если мы говорим о городах, это одна картина с точки зрения сети приема платежей. В Баку, например, везде можно рассчитаться бесконтактной картой. Но если мы выедем за город, все будет выглядеть иначе, что, кстати, справедливо абсолютно для всех стран без исключения.

По нашему мнению, технологию Tap to Phone можно без преувеличения назвать новаторской, поскольку она помогает выстраивать и расширять сеть для безналичной оплаты товаров и услуг и за пределами городов.

К другому сегменту, где наша технология имеет все шансы быть успешно применена, можно отнести профессиональные сервисы (нотариальные услуги, юридические консультации), которые сложно поддавались цифровизации, т. к. POS-терминалы здесь достаточно редкое явление, и опять же их установка экономически нецелесообразна для банка. На наш взгляд, технология Tap to Phone действенна и позволит нам существенно расширить сеть для безналичной оплаты товаров и услуг и использования карт. Мы по этому поводу вспоминаем старую дилемму: «Что сначала, яйцо или курица?» Дать человеку карту или поставить терминал? На самом деле это связанные вещи, и одно без другого не работает.

ПЛАС: Как строится сегодня работа Visa с необанками и финтех- компаниями?

К. Дорош: Это очень благодатная тема. Мы наблюдаем настоящий бум развития финтеха, в том числе и в нашем регионе, где эта сфера набирает обороты особенно энергично.

Visa активно сотрудничает с финтех- компаниями по целому ряду направлений, начиная с внутриорганизационных аспектов, которые сильно влияют на наши возможности кооперации. Под «внутренней организацией» я подразумеваю выстраивание внутри компаний отдельной организационной вертикали, которая предназначена для работы с нефинансовыми институтами, а также с необанками.

Это очень важная задача, т. к. данные компании требуют совершенно другой скорости процессов, вовлечения и другого типа сотрудничества, тогда как условия сотрудничества с классическими банками понятны обеим сторонам.

Сотрудничество с финтех- компаниями —  это всегда мозговой штурм. Это непрекращающаяся попытка понять, что мы можем создать вместе. Замечательно, если приходит такое понимание.

Это постоянный творческий процесс, в рамках которого мы выделяем отдельную вертикаль внутри компании для работы с такими партнерами. А дальше возникает целый спектр вопросов. Например, у нас в компании предусмотрен так называемый «фаст-трек» для финтех- компаний, которые могут становиться ассоциативными членами Visa или принципалами. Для таких компаний предусмотрены упрощенные процедуры сотрудничества с Visa, в отличие от стандартных критериев для классических банков (достаточность капитала, продолжительность присутствия на рынке и пр.).

Как я уже упоминала в прошлый раз, Visa продолжает проводить конкурсы стартапов Visa Everywhere Initiative на ежегодной основе. У нас уже есть две компании из нашего региона, которые выиграли этот конкурс в разные годы, —  теперь они наши партнеры.

Это невероятные истории роста. В прошлом интервью я упоминала грузинскую компанию Payze, которая занимается развитием электронной коммерции. Началось все с простого сообщения от Гега Цурцумия в LinkedIn, в котором он выразил желание пообщаться. Таких запросов поступает много, но я всегда стараюсь уделить внимание всем этим людям, т. к. никогда не знаешь, чья идея выстрелит в следующий раз. Мы встретились с Гегой, связались с нашими коллегами из соответствующих направлений. В результате Гега и его компания в 2021 году выиграли конкурс Visa Everywhere Initiative в регионе CEMEA. Теперь мы партнеры по развитию электронной коммерции в Узбекистане. Компания планирует выходить и на другие рынки (Казахстан, Азербайджан и др.).

Также коснемся необанков, которые для нас выступают в качестве финтех- партнеров. Основные принципы работы с ними мы уже обсудили. Эти принципы хорошо работают, и у нас возникают действительно хорошие партнерства с необанками Space и TBC в Грузии, а также с Leobank в Азербайджане —  банком, который стал ярким примером того, как разные подходы определяют единый функционал. Это просто вопрос сервиса, удобства, и даже эмоций, если хотите. Leobank смог подтвердить успешность своей модели на рынке Украины и в Азербайджане, и мы искренне рады за коллег.

ПЛАС: Каким вы видите будущее концепции Open Banking c учетом тех рисков для банков, с которыми связана реализация этой концепции?

К. Дорош: Думаю, что Open Banking, безусловно, усилит конкуренцию в банковской сфере, т. к. до некоторых пор банки конкурировали только друг с другом.

В последнее время в некоторых аспектах своей деятельности они вынуждены конкурировать с небанковскими игроками. Open Banking, безусловно, приведет к ужесточению конкуренции. Расширится спектр небанковских игроков, которые получат возможность позиционировать себя и встраивать свои услуги в приложения банковского сервиса. Банкам от этого, безусловно, легче не станет.

С одной стороны, в среднесрочной перспективе банки сохранят за собой ключевые фундаментальные функции (по кредитованию и привлечению депозитов). Свою роль будет играть и нормативное регулирование банковской отрасли —  достаточно жесткое, надо признать. Соответствие регулятивным нормам требует огромных ресурсов.

С другой стороны, регулирование отрасли обеспечивает стабильность банковской системы и защиту от попыток мошенничества. Я думаю, что тем компаниям, которые будут развивать банковские услуги, придется соответствовать нормам достаточно жесткого банковского регулирования или же ограничивать свой функционал.

ПЛАС: В заключение нашей беседы —  ваши впечатления о ПЛАС-Форуме «Банки и ритейл», который прошел в конце мая 2022 года в Узбекистане и на котором Visa выступила в качестве нашего глобального партнера и титульного спонсора?

К. Дорош: У нас остались очень сильные и яркие впечатления от вашего мероприятия в Ташкенте. Это мнение разделяет вся команда Visa, принимавшая участие в подготовке Форума и присутствовавшая на нем, —  причем как с профессиональной точки зрения, так и с эмоциональной.

Безусловно, свою роль сыграл и эффект завершения пандемии: люди давно не виделись и соскучились по офлайн- общению. Таких представительных и масштабных мероприятий, где можно пообщаться с коллегами по отрасли из самых различных банков и небанковских структур из разных стран мира, не проводилось уже очень давно.

ПЛАС-Форум стал огромной площадкой для нетворкинга, налаживания рабочих связей, поиска новых возможностей, и ташкентское мероприятие еще раз подтвердило свою высокую репутацию. Нам было очень интересно выступать и представлять продукты и услуги Visa, делиться с широкой аудиторией своими оценками наших достижений в Узбекистане, куда мы идем, что думаем о развитии рыночной экономики в стране и как способствуем ее развитию.

ПЛАС-Форум стал прекрасной площадкой для обсуждения этих вопросов и предоставил возможность с пользой провести время. Пользуясь случаем, хочу еще раз поблагодарить за сотрудничество!

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:

Добавить комментарий


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных