20.05.2021, 15:41
Количество просмотров 585

Группа QIWI объявила финансовые результаты за первый квартал 2021 года

Компания QIWI plc сегодня представляет финансовые результаты за первый квартал, завершившийся 31 марта 2021 г.
Группа QIWI объявила финансовые результаты за первый квартал 2021 года

Основные операционные и финансовые показатели за первый квартал 2021 г.

  • Общая чистая выручка снизилась на 18 % до 5 161 млн рублей (68,2 млн долларов США)
  • Чистая выручка в сегменте платежных сервисов снизилась на 11 % до 4 762 млн рублей (62,9 млн долларов США)
  • Скорректированная EBITDA выросла на 23 % до 2 820 млн рублей (37,3 млн долларов США)
  • Скорректированная чистая прибыль выросла на 18 % до 2 061 млн рублей (27,2 млн долларов США) или до 33,00 рублей на разводненную акцию
  • Чистая прибыль в сегменте платежных сервисов снизилась на 19 % до 2 480 млн рублей (32,8 млн долларов США) или до 39,71 рублей на разводненную акцию
  • Общий оборот сегмента платежных сервисов вырос на 4 % до 384 млрд рублей (5,1 млрд долларов США)

«Я рад представить наши финансовые результаты за первый квартал 2021 года и поделиться с вами основными операционными показателями. В этом квартале наша бизнес-модель подтвердила свою устойчивость и высокую адаптивность к быстро меняющимся внешним факторам. В отношении существенной доли наших операций действуют ограничения ЦБ РФ, но нам удалось частично компенсировать потерянный доход за счет развития в наших ключевых нишах и областях компетенции. Наша чистая выручка в сегменте платежных сервисов снизилась на 11 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, при этом благодаря оптимизации, проведенной в 2020 году, скорректированная чистая прибыль Группы выросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 18 %, — заявил Борис Ким, CEO Группы QIWI. — Платежный сегмент QIWI продолжит фокусироваться на своих ключевых нишах, включая цифровые развлечения, рынок самозанятых и денежные переводы, где мы ориентируемся на расширение и совершенствование продуктового предложения для пользователей, мерчантов и партнеров. Кроме того, мы делаем ставку на то, что наши проекты «Факторинг Плюс» и Flocktory помогут разнообразить наш бизнес и способствуют росту в будущем. Несмотря на все вызовы, с которыми мы сталкиваемся, я полагаю, что наша экосистема и прирожденная способность к инновациям и преобразованиям поможет укрепить нашу платформу и успешно двигаться к цели по обеспечению долгосрочных перспектив роста Группы QIWI».

Результаты за 1-й квартал 2021 г.

Общая и сегментная чистая выручка. Общая чистая выручка (общая сегментная чистая выручка) за квартал, окончившийся 31 марта 2021 г., составила 5 161 млн рублей (68,2 млн долларов США), уменьшившись на 18 % в сравнении с показателем предыдущего года в 6 260 млн рублей.

Чистая выручка в сегменте платежных сервисов за квартал, окончившийся 31 марта 2021 г., составила 4 762 млн рублей (62,9 млн долларов США), увеличившись на 11 % в сравнении с показателем предыдущего года в 5 321 млн рублей.

Чистая платежная выручка в сегменте платежных сервисов[1] составила 4 068 млн рублей (53,7 млн долларов США), уменьшившись на 11 % в сравнении с показателем предыдущего года в

4 595 млн рублей. Снижение чистой платежной выручки в сегменте платежных сервисов преимущественно обусловлено спадом средней чистой доходности платежей, который главным образом вызван сокращением доходности чистой выручки в вертикали Электронная коммерция из-за приостановки более доходных трансграничных платежей в соответствии с ограничениями ЦБ РФ, а также уменьшением доли оборота вертикали Электронная коммерция в общем обороте по той же причине. Сокращение чистой платежной выручки в сегменте платежных сервисов частично нивелировано ростом оборота платежей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года преимущественно из-за роста оборота вертикали Денежные переводы.

Прочая чистая выручка в сегменте платежных сервисов[2], которая в основном состоит из выручки от комиссий по неактивным счетам и невостребованным платежам, процентного дохода, выручки по овердрафтам, предоставленным агентам, и из выручки от рекламы, составила 694 млн рублей (9,2 млн долларов США), снизившись на 5 % в сравнении с показателем предыдущего года в 727 млн рублей. Комиссии по неактивным счетам и невостребованным платежам за первый квартал, окончившийся 31 марта 2021 года, составили 441 млн рублей (5,8 млн долларов США) в сравнении с 490 млн рублей за соответствующий период предыдущего года. Прочая чистая выручка в данном сегменте, за исключением комиссий по неактивным счетам и невостребованным платежам, выросла в сравнении с тем же периодом предыдущего года на 7 % — до 253 млн рублей (3,3 млн долларов США), в основном за счет мер по оптимизации затрат, включая снижение расходов на колл-центр, рассылку SMS-сообщений и голосовую почту.

Чистая выручка в категории корпоративных и прочих сервисов включает в себя: (i) чистую выручку по расчетно-кассовому обслуживанию, относящемуся к деятельности проекта «Точка»; (ii) чистую выручку по факторинговым услугам и услугам по предоставлению цифровых банковских гарантий проекта «Факторинг Плюс»; (iii) чистую выручку от продуктов, связанных с маркетинговыми решениями, компании Flocktory; а также (iv) выручку, полученную от прочих стартап-проектов. За квартал, окончившийся 31 марта 2021 года, чистая выручка в категории корпоративных и прочих сервисов составила 399 млн рублей (5,3 млн долларов США) в сравнении со значением в 350 млн рублей за первый квартал предыдущего года. Динамика чистой выручки категории в большей степени была обусловлена следующими факторами:

  • За квартал, окончившийся 31 марта 2021 года, чистая выручка проекта «Точка» составила 82 млн рублей (1,1 млн долларов США) в сравнении с показателем в 165 млн рублей за первый квартал предыдущего года. Снижение чистой выручки проекта «Точка» в основном произошло из-за уменьшения выручки от расчетно-кассового обслуживания по причине меньшего числа активных клиентов КИВИ Банка.
  • За квартал, окончившийся 31 марта 2021 года, чистая выручка «Факторинг Плюс» составила 194 млн рублей (2,6 млн долларов США) в сравнении с показателем в 101 млн рублей за первый квартал предыдущего года. Рост чистой выручки «Факторинг Плюс» произошел за счет масштабирования проекта и роста портфеля банковских гарантий и факторингового портфеля.
  • За квартал, окончившийся 31 марта 2021 года, чистая выручка Flocktory составила 132 млн рублей (1,7 млн долларов США) в сравнении с показателем в 89 млн рублей за первый квартал предыдущего года. Увеличение чистой выручки Flocktory обусловлено развитием проекта и растущим количеством клиентов, использующих платформу и маркетинговые сервисы Flocktory.

Скорректированная EBITDA. За квартал, окончившийся 31 марта 2021 г., скорректированная EBITDA составила 2 820 млн рублей (37,3 млн долларов США), продемонстрировав увеличение на 23 % в сравнении с показателем предыдущего года в 2 298 млн рублей. Рост скорректированной EBITDA вызван сокращением коммерческих, общих и административных расходов до 549 млн рублей за квартал, окончившийся 31 марта 2021 г., в сравнении с 1 228 млн рублей за тот же период предыдущего года — преимущественно из-за уменьшения расходов на рекламу и привлечение клиентов и сопутствующих расходов, а также уменьшением расходов на персонал (за вычетом расходов по премированию с выплатами на основе акций) до 1 699 млн рублей за квартал, окончившийся 31 марта 2021 г., в сравнении с 2 224 млн рублей за тот же период предыдущего года — в каждом случае в связи с продажей и сворачиванием проектов «Совесть» и «Рокетбанк» соответственно. Маржа по скорректированной EBITDA (скорректированная EBITDA как процент от чистой выручки) составила 54,6 % за квартал, окончившийся 31 марта 2021 г., в сравнении с 36,7 % за соответствующий период предыдущего года.

Скорректированная и сегментная чистая прибыль. За квартал, окончившийся 31 марта 2021 г., скорректированная общая чистая прибыль (общая сегментная чистая прибыль) составила 2 061 млн рублей (27,2 млн долларов США), увеличившись на 18 % в сравнении с показателем в 1 754 млн рублей за первый квартал предыдущего года. Рост скорректированной чистой прибыли преимущественно обусловлен теми же факторами, которые повлияли на динамику скорректированной EBITDA. На скорректированную чистую прибыль оказали негативное влияние повышенные расходы по налогу на прибыль в сравнении с тем же периодом предыдущего года.

Чистая прибыль в сегменте платежных сервисов за квартал, окончившийся 31 марта 2021 г., составила 2 480 млн рублей (32,8 млн долларов США), уменьшившись на 19 % в сравнении с показателем предыдущего года в 3 051 млн рублей, что было вызвано сокращением чистой выручки сегмента платежных сервисов, а также ростом расходов на персонал (за вычетом расходов по премированию с выплатами на основе акций).

Чистый убыток в категории корпоративных и прочих проектов включает в себя: (i) чистую прибыль по операциям совместного предприятия «Точка»; (ii) чистую прибыль/убыток по проекту «Факторинг Плюс»; (iii) чистую прибыль/убыток по проекту Flocktory; (iv) чистую прибыль/убыток по прочим стартап-проектам и (v) корпоративные расходы. Чистый убыток в категории корпоративных и прочих сервисов в первом квартале 2021 года составил 419 млн рублей (5,5 млн долларов США) в сравнении с показателем в 115 млн рублей за тот же период предыдущего года. Динамика чистого убытка по категории корпоративных и прочих сервисов главным образом была обусловлена следующими факторами:

  • Чистый убыток в первом квартале 2021 года составил 442 млн рублей (5,8 млн долларов США) в сравнении со значением 239 млн рублей за соответствующий период предыдущего года. Чистый убыток в категории корпоративных сервисов увеличился главным образом из-за убытка от курсовой разницы в размере 13 млн рублей в сравнении с прибылью от курсовой разницы в 94 млн рублей за тот же период предыдущего года, а также из-за возросших расходов по налогам на прибыль в сравнении с тем же периодом предыдущего года.
  • Чистая прибыль проекта «Точка» в первом квартале 2021 года составила 191 млн рублей (2,5 млн долларов США) в сравнении с показателем 143 млн рублей за тот же период предыдущего года. Данное повышение чистой прибыли вызвано ростом и развитием проекта «Точка», учитываемым нами по методу долевого участия.
  • Чистый убыток проекта «Факторинг Плюс» в первом квартале 2021 года составил 20 млн рублей (0,3 млн долларов США) в сравнении с чистым убытком в размере 3 млн рублей за тот же период предыдущего года. Рост чистого убытка проекта «Факторинг Плюс» вызван начислением резервов на ожидаемые кредитные убытки из-за роста портфеля банковских гарантий.

Прочие операционные показатели по сегменту платежных сервисов. За квартал, окончившийся 31 марта 2021 г., платежный оборот сегмента платежных сервисов составил 384,0 млрд рублей (5,1 млрд долларов США), увеличившись на 4 % в сравнении с показателем предыдущего года в 370,3 млрд рублей. Увеличение оборота платежей было обусловлено ростом в рыночной вертикали Денежные переводы — во многом из-за развития нашего предложения для самозанятых, а также из-за растущего оборота классических денежных переводов через CONTACT. Это увеличение было частично нивелировано снижением оборота платежей в вертикали Электронная коммерция из-за ограничений ЦБ РФ, введенных в декабре 2020 г., указанных в нашем пресс релизе по форме 6-K, предоставленном Комиссии по ценным бумагам и биржам 9 декабря 2020 г.

Средняя скорректированная чистая доходность платежей составила 1,06 %, снизившись на 18 базисных пунктов по сравнению с показателем предыдущего года в 1,24 % главным образом из-за растущей доли объемов менее доходной категории денежных переводов в общем объеме, а также из-за ограничений ЦБ РФ, которые повлияли преимущественно на более доходные рыночные вертикали Электронной коммерции

Чистая доходность в сегменте платежных сервисов составила 1,24 %, продемонстрировав уменьшение на 20 базисных пунктов в сравнении с показателем предыдущего года в 1,44 %.

Число действующих киосков и терминалов составило 106 526, включая физические пункты обслуживания CONTACT и Rapida, показав уменьшение на 17 % в сравнении с показателем предыдущего года. В целом количество киосков и терминалов уменьшается по мере того, как происходит увеличение доли цифровых платежей. Кроме того, на нашу физическую систему дистрибуции негативно повлияла пандемия COVID-19, связанные с ней меры изоляции и другие ограничения, в результате которых был ограничен доступ пользователей к определенным точкам розничной торговли, а также произошло снижение общей активности населения. Тем не менее, мы полагаем, что физическая система дистрибуции остается важной частью инфраструктуры нашей компании.

Количество активных QIWI Кошельков на 31 марта 2021 г. составило 16,6 млн, продемонстрировав снижение на 5,2 млн или 24 % в сравнении с показателем в 21,8 млн на 31 марта 2020 г. Это снижение главным образом вызвано введением новых ограничений на использование анонимных кошельков, продлением периода неактивности с 6 до 12 месяцев и усложнением процедуры идентификации клиента и проверки его соответствия нормативным требованиям. Мы предполагаем, что количество активных QIWI Кошельков тоже могло быть затронуто ограничениями ЦБ РФ, введенными в декабре 2020 г., и вызванным ими оттоком клиентов, которые регулярно пользовались нашими сервисами, предназначенными для платежей мерчантам, в отношении которых сейчас действуют ограничения. Учитывая растущую диверсификацию предлагаемых нами продуктов и операционных моделей, данное снижение не оказало существенного влияния на наши финансовые или операционные показатели.

Факторинговый портфель, в который входят краткосрочные кредиты, выданные юридическим лицам в рамках нашего проекта «Факторинг Плюс», составил 4,9 млрд рублей, увеличившись на 37 % по сравнению с 3,6 млрд рублей по состоянию на 31 марта 2020 г. преимущественно в результате масштабирования и развития проекта.

Последние события

Ограничения ЦБ РФ. В отношении существенной части операций КИВИ Банка все еще действуют ограничения ЦБ РФ, введенные в декабре 2020 г. после плановой проверки. Мы продолжаем тесно взаимодействовать с ЦБ РФ, чтобы исправить все выявленные недочеты и нарушения и устранить либо сузить введенные ограничения. На настоящий момент ЦБ РФ разрешил нам возобновить платежи в пользу некоторых ключевых зарубежных мерчантов, и снял некоторые другие ограничения, введенные в декабре 2020 г. Однако нельзя с уверенностью утверждать, что введенные ограничения будут еще как-либо ослаблены или не приобретут в конечном счете постоянный характер, в том числе путем принятия новых законов и нормативных актов. Согласно сообщениям СМИ, в начале 2021 г. аналогичные ограничения были введены в отношении некоторых наших ключевых конкурентов. Мы полагаем, что наложенные на нас ограничения преимущественно обусловлены пересмотром общего подхода ЦБ РФ к толкованию действующих нормативных актов в отношении регулирования электронных платежей и общими тенденциями по усилению контроля в области киберпространства и трансграничных платежей, которые мы наблюдаем в последнее время, а не выявлением конкретных недочетов. Ограничения, введенные ЦБ РФ, существенно снизили обороты нашей вертикали Электронной коммерции и неблагоприятно повлияли и продолжат влиять на выручку сегмента платежных сервисов.

Регулирование индустрии ставок. С 2016 года мы являемся оператором Центра учета переводов интерактивных ставок (ЦУПИС), который мы учредили совместно с одной из саморегулируемых ассоциаций букмекерских контор, чтобы иметь возможность принимать электронные ставки от имени букмекерских компаний и обрабатывать их платежи. На момент публикации настоящего пресс-релиза мы по-прежнему являемся одним из двух ЦУПИСов, которые могут принимать электронные ставки от имени букмекерских контор в России. В декабре 2020 года был принят новый закон, учреждающий Единый регулятор азартных игр в качестве нового государственного органа с широкими полномочиями по надзору за рынком ставок и создающий роль Единого центра учета перевода интерактивных ставок (ЕЦУП). Эта роль будет возложена на кредитную организацию, специально уполномоченную Президентом России на основании предложения Правительства. К концу сентября 2021 года назначенный ЕЦУП заменит существующие ЦУПИСы. В настоящее время и мы, и оператор конкурирующего ЦУПИСа публично предложили свои кандидатуры на роль ЕЦУПа в соответствии с новым законом, однако нет никакой гарантии, что наша заявка будет одобрена. Если мы не сможем обеспечить себе активную роль в этом новом отраслевом секторе, то мы можем столкнуться с уменьшением или полной потерей оборотов платежей и выручки, прямо или косвенно связанных с ЦУПИСом, созданным КИВИ Банком. Это или любое другое существенное изменение законодательства о ставках может негативно повлиять на оборот платежей, выручку и маржинальность нашего бизнеса платежных сервисов, а также на общее использование QIWI Кошелька.

Дивиденды. В марте 2021 года Совет директоров установил коэффициент выплаты дивидендов на 2021 год. В соответствии с решением Совета директоров, компания намерена распределить не менее 50 % скорректированной чистой прибыли Группы за 2021 г.

После определения финансовых результатов за первый квартал 2021 года и с учетом нынешней конъюнктуры рынка Совет директоров утвердил дивиденд в размере 22 цента по акции. Датой объявления дивидендов является 22 июня 2021 г., и компания планирует выплатить дивиденд 24 июня 2021 г. Держатели АДР (американских депозитарных расписок) получат дивиденды несколько позднее.

Совет директоров оставляет за собой право распределять дивиденды ежеквартально, если он сочтет это необходимым для того, чтобы общая годовая выплата соответствовала предусмотренному целевому показателю, при этом размер выплат в каждом квартале может варьироваться и быть выше или ниже предусмотренного целевого показателя.

Прогноз на 2021 г.[3]

Группа QIWI подтверждает свой прогноз на 2021 г.:

  • Как ожидается, общая чистая выручка снизится на 15–25 % в сравнении с 2020 г.;
  • Как ожидается, чистая выручка сегмента платежных сервисов снизится на 15–25 % в сравнении с 2020 г.;
  • Как ожидается, скорректированная чистая прибыль снизится на 15–30 % в сравнении с 2020 г.;

В отношении прогноза перспектив 2021 г. мы бы хотели привести следующие соображения:

Результаты сегмента платежных сервисов будут частично зависеть от двух существенных факторов: (1) нашей способности восстановить или заменить обороты платежей, связанные с трансграничными операциями, которые были предметом ограничений ЦБ РФ, введенных в декабре 2020 года, и (2) нашей способности обеспечить себе место в новых реалиях индустрии ставок.

Нельзя с уверенностью утверждать, что произойдет дальнейшее ослабление ограничений, первоначально введенных ЦБ РФ в декабре 2020 года, или что они в конечном итоге не станут постоянными, в том числе путем принятия новых законов или нормативных актов. Даже если ограничения будут полностью или частично сняты, мы, возможно, не сможем вернуть бизнес, который был из-за них потерян. Кроме того, есть вероятность, что наши прошлые и будущие операции также могут быть предметом более пристального внимания со стороны ЦБ РФ. Нет никакой гарантии, что в результате последнего аудита или любых последующих на нас не будут наложены дополнительные ограничения. Любые подобные ограничения могут оказать существенное негативное влияние на наш бизнес, финансовое состояние и результаты деятельности.

Если нам не удастся встроиться в новую структуру рынка беттинга, то мы можем столкнуться со снижением или полной утратой объемов платежей, выручки и доходов, прямо или косвенно связанных с ЦУПИСом, учрежденным КИВИ Банком. В то же время мы полагаем, что сможем сохранить выручку от сервисов QIWI Кошелька для индустрии ставок, которые не связаны с нашим ЦУПИСом, и включают пополнение букмекерских счетов и выплату выигрышей.

Наш прогноз отражает наши нынешние взгляды и перспективные оценки и основывается на тех тенденциях, которые мы наблюдаем на момент подготовки настоящего пресс-релиза. В случае дальнейшего ухудшения тенденций негативное влияние на наш бизнес и операционную деятельность может быть более серьёзным, чем мы ожидаем в настоящий момент. Мы продолжаем внимательно следить за ситуацией.

Компания оставляет за собой право пересматривать прогноз в течение года или по мере поступления дополнительной информации по происходящим событиям.

[1] В отношении трех месяцев, окончившихся 31 марта 2020 г. и 31 марта 2021 г., чистая платежная выручка в сегменте платежных сервисов равна чистой скорректированной платежной выручке в сегменте платежных сервисов

[2] В отношении трех месяцев, окончившихся 31 марта 2020 г. и 31 марта 2021 г., прочая чистая выручка в сегменте платежных сервисов равна прочей чистой скорректированной выручке в сегменте платежных сервисов

[3] Прогноз представлен в российских рублях

По материалам QIWI

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
youtube

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ