Журнал ПЛАС » Архив » 2020 » Журнал ПЛАС №4 » 281 просмотр

CloudPayments: больше, чем сервис платежей!

Об успешной реализации платежного сервиса, уникальном функционале, который впервые был реализован в России и впоследствии стал must have для всех успешных участников рынка, а также об основных трендах интернет-эквайринга журнал «ПЛАС» беседует с сооснователем и генеральным директором компании CloudPayments Дмитрием Спиридоновым.

ПЛАС: Какие риски, связанные с пандемией, вы видите в своем сегменте? Какие изменения платежной индустрии, присущие российскому рынку на фоне пандемии, вы бы могли отметить?

Д. Спиридонов: С одной стороны, пандемия коронавируса и, как следствие, массовая самоизоляция привели к взрывному росту онлайн-продаж во многих сегментах: доставка еды и продуктов, онлайн-образование, компьютерные игры и т. д. С другой стороны, многие ранее успешные сегменты сильно пострадали: event-индустрия, билетные агрегаторы, туризм, каршеринг и т. д. А это значит, что нам как сервису интернет-эквайринга нужно существенно перестраивать портфель, искать новые точки роста. И они есть!

Во-первых, офлайновые компании спешно выходят в онлайн, и мы активно помогаем им в этом. Во-вторых, бизнесы, существенно пострадавшие из-за кризиса, не ждут у моря погоды, активно развивая новые вертикали. Каршеринги и такси переключились на доставку, рестораны активно развивают доставку готовой еды, узкоспециализированные магазины (например, магазины цветов и подарков, магазины одежды, косметические компании) дополняют свою линейку наиболее востребованными в период пандемии товарами: маски, санитайзеры, товары первой необходимости. А для того чтобы все это продавать удобно и безопасно, им необходим надежный сервис приема онлайн-платежей.

ПЛАС: Большинство банков сейчас пересматривает планы продаж, экономику основных продуктов и даже сами модели ведения бизнеса. Как это может сказаться на рынке интернет-эквайринга? Станет ли он более конкурентным, особенно на фоне резко возросшего интереса крупных ритейлеров к онлайн-торговле и общему росту оборотов в этом сегменте?

Д. Спиридонов: Необходимо четко разделять участников рынка на две категории: банки-эквайреры, которые подключают интернет-магазины напрямую, и платежные сервисы. Пул основных игроков рынка платежных сервисов остается неизменным. В топ-3 рынка – Яндекс.Касса, Robokassa, CloudPayments. При этом хотелось бы отметить, что мы – самая молодая и успешная компания! Мы разрываем шаблоны! Сегодня у нас свыше 6,5 тыс. партнеров, ежемесячный оборот которых начинается от 500 тыс. рублей и выше.

Сейчас, в связи с кризисом, сервисам интернет-эквайринга приходится существенно пересматривать свою политику.

С 15 апреля мы предоставляем по рекомендованным ЦБ товарным категориям сервис приема платежей онлайн с комиссией в 1%

Масла в огонь подлил ЦБ РФ, утвердив максимальный размер комиссии 1% за интернет-эквайринг для наиболее востребованных в период пандемии товарных категорий: продуктов питания, товаров первой необходимости, лекарств и т. д. Мы эти изменения приняли и дали честную комиссию в 1% по всем рекомендованным ЦБ товарным категориям, без дополнительных скрытых комиссий. Я знаю, что не все наши коллеги по цеху так сделали. Они проводят платежи с комиссией в 1%, а потом компенсируют разницу с прежними ставками за счет дополнительных сборов с партнеров. Мы так не поступаем.

Я считаю, что вся эта ситуация выявит сильные и слабые стороны участников рынка.

ПЛАС: Давайте подробнее поговорим про инициативу ЦБ РФ. Банк России принял решение ограничить максимальное значение эквайринговых комиссий по онлайн-покупкам и установить их на период с 15 апреля по 30 сентября 2020 года на уровне не выше 1%. Насколько предлагаемые меры будут способствовать более оперативному переводу офлайн-бизнеса, особенно малого, в онлайн?

Д. Спиридонов: Действительно, эта мера подстегнула переход многих компаний в онлайн. А для тех, кто уже работал в интернете, это стало поводом наращивать обороты по тем товарным категориям, на которые ЦБ РФ установил ограничение комиссии за интернет-эквайринг в 1%.

Для CloudPayments это требование обошлось дорого: для того чтобы снизить убытки, я был вынужден существенно пересмотреть структуру расходов и даже отказаться от аренды части офисных помещений. Но я вижу в этой ситуации и много положительных моментов для своей компании. Интернет-эквайринг с комиссией в 1% – это прекрасная возможность для многих бизнесов попробовать наш сервис, оценить его удобство. И в будущем продолжить работу именно с нами.

Многие ритейлеры завышают цены, пользуясь ситуацией. И где тут забота о клиентах?

Кроме того, мы активно работаем с банками, предоставляя им наш сервис интернет-эквайринга. Это особенно актуально сейчас, когда действия ЦБ привели к оживлению онлайн-продаж определенных категорий товаров. Банки планируют выходить на розничный рынок и выбирают CloudPayments своим партнером. Ведь у нас есть обширная экспертиза в выстраивании процесса предоставления всех финансовых услуг в «одном окне» с нуля. Мы уже заключили договоры с Росбанком и банком «Восточный», несколько договоров в работе, пока не буду раскрывать карты.

ПЛАС: Как на практике вы планируете выполнять требования Банка России? Возможна ли реализация требований Банка России в утвержденные сроки в платежном сервисе (технические ограничения – как определить, что покупка была именно бытовой техники, экономические ограничения)?

Д. Спиридонов: Мы не планируем, а уже выполняем. И с 15 апреля предоставляем по рекомендованным ЦБ товарным категориям сервис приема платежей онлайн с комиссией в 1%. ИТ-департамент провел колоссальную работу, чтобы все было запущено в срок и работало четко и без ошибок.

Мы заранее проинформировали наших партнеров о грядущих изменениях, сотрудники службы поддержки оперативно решали все вопросы. Процесс перехода прошел очень гладко.

ПЛАС: Какие последствия, кроме прямых финансовых потерь, могут ожидать участников рынка эквайринга в результате реализации данных мер?

Д. Спиридонов: Как я уже говорил выше, для многих компаний это возможность попробовать разные сервисы и выбрать для себя самый удобный и технологичный. И тут мне бояться нечего – в своем сервисе я уверен.

Если говорить о том, что будет после 30 сентября, когда действие этой меры закончится, то мне кажется, что рынок к этому «привыкнет» и 1% на рекомендованные ЦБ группы товаров станет данностью.

ПЛАС: Вызвало ли, по вашим наблюдениям, внедрение сегментарных программ с пониженной ставкой межбанковского вознаграждения (IRF) на стороне платежных систем какие-либо ответные шаги со стороны торгового ритейла по снижению цен, повышению инвестиций в лояльность и т. д. для потребителей?

Д. Спиридонов: Хочется ответить «да». Но сейчас я ничего подобного пока не вижу. Фактически эта дельта осталась у самих продавцов, а цены для клиентов не изменились в лучшую сторону. А кое-где даже подросли. Эти секторы сейчас и так на подъеме, поэтому мало заботятся об инвестициях в лояльность. Более того, многие компании, наоборот, завышают цены, пользуясь ситуацией. Например, аптеки в разы подняли цены на одноразовые маски и санитайзеры. И где тут забота о клиентах?

ПЛАС: Планируете ли вы менять условия обслуживания для сегментов предприятий, наиболее сильно пострадавших от пандемии коронавируса, – туризм, каршеринг, благотворительность и т. д.? Кажется ли вам целесообразным расширить список сегментов и за счет этих категории?

Д. Спиридонов: Да, мне удивительно, почему поддержали именно те отрасли, у которых сейчас и так все хорошо. Мне кажется, было бы правильным поддержать тех, кто сильнее всего пострадал, те же каршеринги и благотворительные организации.
Если говорить о CloudPayments, то да, я поддерживаю. Например, всем новым партнерам даю онлайн-кассу бесплатно на три месяца. Это поможет таким компаниям выйти в онлайн максимально комфортно.

ПЛАС: Отойдем немного от текущей ситуации. Расскажите, в чем заключается успех вашей компании. Какие тренды на рынке интернет-эквайринга можно особо выделить?

Д. Спиридонов: В апреле 2020 года компании CloudPayments исполнилось 6 лет. За столь короткий срок нам удалось не просто закрепиться на рынке, но и войти в число лидеров отрасли. Из года в год наша компания демонстрирует не менее чем двукратный стабильный рост. При этом мы работаем только с проверенными партнерами. Это доказывает эффективность выбранной нами бизнес-модели.

Рынок уже никогда не будет прежним, а значит, нас ждут новые вызовы и новые интересные задачи!

Бизнес CloudPayments основан на продукте и сервисной составляющей. Сегодня, особенно в условиях пандемии, многие говорят о необходимости замены человеческого труда на роботов. Но, согласитесь, любой продукт, в том числе того же робота, создают именно люди. Пользуются этими продуктами тоже люди, они же поддерживают стабильность его работы. Поэтому мы всегда говорим, что наш главный актив – люди. Именно они выстраивают процессы так, чтобы предоставлять один из самых лучших продуктов с катастрофоустойчивой моделью работы.

Как известно, большое значение в электронной коммерции имеет импульсная покупка. А что самое главное для ее совершения? Правильно, процесс оплаты. Он прежде всего должен быть понятным и удобным для пользователя. Поэтому наша главная задача, чтобы у наших партнеров никогда не возникало проблем с обработкой платежей. Например, если покупатель не хочет указывать адрес электронной почты или номер телефона, не надо заставлять его это делать.

Также в России быстро набирают популярность так называемые pay-сервисы. И CloudPayments одним из первых на российском рынке реализовал возможность оплаты с помощью ApplePay и GooglePay.

На наш взгляд, есть только две причины, почему оплата может не пройти – на карте недостаточно средств или она в списке украденных либо скомпрометированных.

Отдельное внимание мы уделяем сервисам подписки. Зачастую бывает так, что покупатель спонтанно подписывается на какой-то сервис. CloudPayments – единственный сервисный провайдер на рынке интернет-эквайринга, благодаря которому физическое лицо может самостоятельно проверить, есть ли у него подписки, оформленные через наш сервис, и, при желании, от них отказаться.

Наша служба поддержки работает в режиме 24/7, решая любые вопросы в кратчайшие сроки. Это минимизирует негативный отклик у клиентов наших партнеров.

ПЛАС: Делая выбор в пользу того или иного платежного сервиса, ваши партнеры-компании задаются вопросом, как правильно посчитать экономику интернет-эквайринга?

Д. Спиридонов: Камнем преткновения всегда является размер ставки. Но это только видимая часть айсберга. Многие предприниматели забывают считать упущенную выгоду. Например, партнер выбирает, казалось бы, выгодное предложение на рынке с комиссией 2% и платит за эквайринг в месяц 20 тыс. рублей при месячном обороте в 1 млн рублей. При этом конверсия по платежам составляет примерно 73%. Что это значит? Что из-за непроведенных платежей он потеряет 270 тыс. возможной выручки. А у CloudPayments при комиссии в 3,9% платежная конверсия 92%. И получается, что экономия на эквайринге в 19 000 рублей ведет к росту величины упущенной выгоды на 190 тыс. рублей!

Поэтому, если компания хочет забыть, что такое проблемы с интернет-эквайрингом, получать качественный платежный сервис, то это как раз о CloudPayments. Положительная разница с другими эквайринг-провайдерами будет заметна уже на тестовом периоде – и по конверсии, и по нагрузке на бухгалтеров, на техническую поддержку.

Экономика в интернет-эквайринге складывается сложно. Нельзя жестко «зафиксировать» входящую и исходящую стоимость транзакции – она все время варьируется. Поэтому дельта, которую мы заложили – от 3,9% и ниже, – компенсируется высокой конверсией в успешный платеж, что минимизирует риск упущенной выгоды.

Сегодня участники рынка уже смотрят на экономику под другим углом. Здесь необходим комплексный подход. По каждому партнеру мы проводим аудит, благодаря своей экспертизе находим слабые места и говорим, чем можем быть полезнее. Естественно, что с ростом оборота интернет-магазина комиссия в 3,9% может быть пересмотрена в сторону снижения. Мы работаем по принципу win-win и создаем выгодные условия обеим сторонам.

ПЛАС: Как будет развиваться рынок платежей в ближайшие несколько лет?

Д. Спиридонов: Цифровая трансформация уже наметилась, а пандемия коронавируса только ускорила этот процесс. Скорости возрастают, люди начинают все больше ценить время, не хотят тратить его на рутинные вещи, а стремятся максимально оптимизировать рабочие и бытовые процессы, будь то поход в продуктовый магазин или очередь в кассу стадиона. Лучше потратить это время на свою семью и на себя. Поэтому доля онлайн-покупок будет только расти, а значит, увеличится и доля онлайн-платежей.

Сейчас также очень востребованы сервисы онлайн-чаевых. Безналичные чаевые стали использоваться гораздо активнее: как благодарность курьерам, сборщикам заказов, а также артистам и музыкантам. Они стали приобретать новый смысл – это уже не просто чаевые, а пожертвования, или, на языке онлайн-трансляций, донаты. С помощью них актеры, музыканты, блогеры не просто монетизируют свою интернет-активность – пожертвования помогают многим артистам попросту выжить.

В ближайшее время возрастет спрос на облачные решения и гибкие продукты, которые подразумевают комбинированные решения. Например, счета и РКО – в одном банке, а интернет-эквайринг от другого банка, или один счет в евро в Австрии, а другой – в рублях и в России, а личный кабинет один.

Рынок уже никогда не будет прежним, а значит, нас ждут новые вызовы и новые интересные задачи!

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных