Журнал ПЛАС » Новости » Digital banking » 52 просмотра

Open banking: «как раньше» больше не будет

Что общего у нового Google Pay и Alipay, кто поможет Uber выйти на европейский рынок доставки еды, почему российские банки боятся цифрового рубля и как Netflix связан с кредитным рейтингом.

Open banking: «как раньше» больше не будет

В ноябре финансовый мир начал понемногу подводить итоги года. И главное, что было заметно, — мы больше не ждем перемен. Перемены уже наступили.

Просто посмотрите на эти факты:

  • банковские приложения стали популярнее соцсетей;
  • 48% пользователей не помнят, когда лично посещали отделения банка;
  • в Европе появился первый прибыльный необанк (да, это Starling 😉
  • 34% банков полностью перевели в онлайн процесс открытия счетов, а 23% — процесс идентификации клиентов;
  • почти 5500 банков поддерживают сегодня Apple Pay, что на 29% больше, чем годом ранее.

О больших изменениях в прошлом месяце сообщали самые серьезные участники мировой финансовой системы — от регуляторов до организаторов Super Bowl.

Цифровой рубль: обсуждения в разгаре

В ноябре российский рынок активно обсуждал инициативу Центрального Банка по введению цифрового рубля. Новая валюта должна дополнить уже существующие наличные и безналичные деньги. По задумке регулятора, цифровой рубль — это токен, то есть цифровой код, который хранится в электронном кошельке на платформе самого ЦБ.

ЦБ рассматривает три основных варианта внедрения цифрового рубля:

  • Модель B — центральный банк все делает сам: открывает и ведет кошельки клиентов, осуществляет по ним расчеты;
  • Модель С — центральный банк открывает и ведет кошельки клиентов, а банки инициируют открытие кошельков клиентов и расчеты по ним;
  • Модель D — центральный банк открывает и ведет кошельки банкам / финансовым посредникам, которые в свою очередь открывают и ведут кошельки клиентов на платформе ЦБ и осуществляют по ним расчеты.

Крупнейшие банки страны уже высказали опасения, что внедрение цифрового рубля заставит банки и ЦБ конкурировать за деньги клиентов. Однако сам ЦБ не считает это проблемой. Ведь главное, как отметила первый заместитель председателя Центрального Банка России Ольга Скоробогатова, внедрение цифрового рубля позволит создать «новую инфраструктуру, которая дает новые возможности для бесшовных цифровых расчетов между всеми игроками и даст возможность сэкономить издержки отрасли в целом».

Ну что ж, команда APIBanka тоже смотрит с оптимизмом на цифровые инициативы ЦБ: конкуренция может не нравиться, но именно она развивает рынок. А от цифровых валют — государственных или частных — нам точно не уйти: Facebook готов запустить свой проект Libra уже в январе 2021 года.

Закрытый необанк от Google Pay

Еще одним важным событием месяца стало обновление Google Pay. Из платежного инструмента он вырос в приложение по управлению финансами. В продукте появились  внутренние P2P-платежи, спецпредложения от продавцов, в том числе кэшбэк, сканер QR и штрихкодов, который позволяет найти и купить отсканированный товар у другого продавца через Google Shopping и другие опции.

Интересно, что обновление превратило Google Pay в двунаправленную закрытую систему. Если раньше сервис обладал только кошельком, а за прием средств на стороне продавца отвечали международные платежные системы, то теперь все замыкается внутри Google: пользователи получили инструмент совершения платежа, а продавцы — инструмент приема платежей. По такой же модели работает AliPay: продавцы могут принимать платежи по QR-коду внутри замкнутой системы платформы. В этом месяце, кстати, Alipay договорился с Nayax и Yuansfer, и теперь его QR-платежи доступны в 100 тысяч точках самообслуживания на территории США и Канады: китайские туристы смогут оплатить привычным способом сладости в вендинговых автоматах, мойку машины или, например, услуги прачечной.

Возвращаясь к Google, добавим, что было бы круто интегрировать обновленный платежный сервис с каким-нибудь решением softPOS, которое позволяет любой смартфон сделать терминалом для приема платежей. А пока с нетерпением ждем запуска в начале 2021 года сервиса Google Plex: там в партнерах у Goggle будут аж 11 банков и финансовых организаций.

Платформы расширяют горизонты

В ноябре команда APIBank отметила также несколько новостей, которые наглядно показывают, насколько возрос спрос на технологии открытых банковских API.

Так, платформа Marqeta и Uber расширяют партнерство по выпуску банковских карт. Сейчас компании сотрудничают в США в рамках проекта доставки еды Uber Eats. Технологии Marqeta помогут сервису при выходе на европейский рынок, а также будут применяться и в других вертикалях экосистемы Uber.

В Европу поспешила и британская платформа Yapily, чья ежемесячная прибыль за последние полгода выросла на 500%. Компания объявила о выходе на рынок Германии, где активно растет интерес к технологиям open banking. Руководителем немецкого подразделения станет бывший исполнительный директор PayPal и Finleap Крис Шойерман.

Международная группа Райффайзенбанк запустила API-маркетплейс, который позволяет корпоративным клиентам встраивать финансовые сервисы в свои нефинансовые продукты. Разработчики финтех-решений могут использовать платформу в качестве «песочницы».

А вот платформа Experian вместо расширения географии и партнерской сети, занялась расширением скоринговых моделей. Теперь британцы могут улучшить свой кредитный рейтинг за счет своевременной уплаты налогов и оплаты подписок на Netflix и Spotify. О чем еще можно мечтать?

Сделки и инвестиции

Хотя IPO китайской Ant Group так и не состоялось, инвестиционная активность в ноябре продолжалась. Да, масштабы, конечно, не те, что пару месяцев назад — 2020-й явно исчерпал лимиты на мегараунды. Но тем не менее, и под конец осени были интересные сделки.

  • Итальянский сервис мобильных платежей Satispay привлек €93 млн, продав доли в бизнесе нескольким международным инвесторам, включая Square, Tencent, LGT Lightsone и TIM Ventures. Средства пойдет на расширение деятельности в Европе.
  • BaaS-платформа Railsbank получила $37млн инвестиций, которые пойдут помогут компании выйти на рынок США, а также расширить деятельность в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Европе. А бразильский Conductorпривлек $150 млн на развитие в странах Латинской Америки.
  • Итальянский челленджер-банк для малого и среднего бизнеса Aidexa, основанный бывшим управляющим менеджером банка Unicredit Роберто Никастро, получил €45 млн посевных инвестиций от Generali Group, Banca Sella, IFIS и венчурных фондов, семейных офисов и бизнес-ангелов. Для сравнения американский челленджер Current в это же время привлек $131 млн в рамках инвестиционного раунда C.
  • PayPal Venturesинвестирует £9 млн в британскую платежную платформу Modulr, которая специализируется на b2b-платежах для малого и среднего бизнеса.
  • Сервис управления подписками Truebill привлек $17 млн, чтобы расширить свой функционал и стать полноценным приложением по управлению личными финансами. Раунд лидировал фонд Bessemer Venture Partners.
  • Vivid Money, основанный Тинькофф Банком, получил €15 млн от Ribbit Capital для дальнейшей европейской экспансии и на развитие продукта.

Ну и напоследок не можем пройти мимо спортивно-финансовой новости: чемпионат по американскому футболу Super Bowl, который пройдет в феврале 2021 года, впервые станет полностью безналичным. Парковка, еда и напитки — все будет продаваться только с использованием digital-платежей. Для тех, кто все-таки придет с наличными, организатору установят банкоматы, в которых можно будет положить деньги на предоплаченные карты.

По материалам APIBank

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных