Закон «О цифровых финансовых активах» Часть 2. Анализируем основные положения

Во второй части своей публикации Валерий Лопатин, к.э.н., доцент Департамента менеджмента и инноваций факультета «Высшая школа управления» Финансового университета при Правительстве РФ, анализирует Основные положения Закона № 259-ФЗ в части выпуска, учета и обращения цифровых финансовых активов.

Закон «О цифровых финансовых активах» Часть 2. Анализируем основные положения

Основные положения Закона № 259-ФЗ в части оборота цифровой валюты сводятся к трем основным ограничениям

В статьях 2‑13 Закон № 259-ФЗ охватывает вопросы выпуска, учета и обращения цифровых финансовых активов, включая регулирование деятельности операторов информационных систем и операторов обмена цифровых финансовых активов.

Выпуск цифровых финансовых активов осуществляется путем внесения в информационную систему записей о зачислении цифровых финансовых активов первым обладателям таких активов. Вносить записи имеют право индивидуальные предприниматели и юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации), выпускающие активы на основании решения о выпуске цифровых финансовых активов.

Решение о выпуске цифровых финансовых активов должно содержать перечисленную в Законе № 259-ФЗ информацию (сведения о лице, выпускающем цифровые финансовые активы, сведения об операторе информационной системы, вид и объем прав обладателя активов, количество и цена выпускаемых цифровых финансовых активов и т. д.), составляться в электронной форме, подписываться усиленной квалифицированной электронной подписью и размещаться на интернет-­сайте лица, выпускающего цифровые финансовые активы.

Учет цифровых финансовых активов осуществляется в виде записей, которые вносятся в информационную систему в соответствии с правилами информационной системы. Записи о цифровых финансовых активах:

  1. вносятся (изменяются) по указанию:
    • лица, выпускающего цифровые финансовые активы;
    • обладателя цифровых финансовых активов;
    • иного лица в предусмотренных Законом № 259-ФЗ случаях.
  2. погашаются в случае прекращения обязательств, удостоверенных цифровыми финансовыми активами.

Обладателем цифровых финансовых активов признается лицо:

  • включенное в реестр пользователей информационной системы, в которой учитываются цифровые финансовые активы;
  • обладающее уникальным кодом для доступа к информационной системе, в которой учитываются цифровые финансовые активы.

Оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, должен:

  • являться юридическим лицом, личным законом которого является российское право;
  • выполнять требования, установленные Законом № 259-ФЗ, к работникам, перечень которых установлен Законом № 259-ФЗ;
  • создать службу внутреннего контроля и службу управления рисками;
  • иметь лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление деятельности по ведению реестра, если осуществляет учет прав на акции непубличного акционерного общества;
  • утвердить правила информационной системы.

Правила информационной системы должны содержать:

  • правила внесения изменений в алгоритмы программ информационной системы;
  • требования к пользователям информационной системы;
  • правила выпуска цифровых финансовых активов;
  • правила привлечения операторов обмена цифровых финансовых активов;
  • требования к защите информации и операционной надежности;
  • способы учета цифровых финансовых активов в информационной системе;
  • способы внесения (изменения) записей о цифровых финансовых активах;
  • правила обеспечения доступа обладателей цифровых финансовых активов к информационной системе;
  • порядок ведения реестра пользователей информационной системы;
  • правила ведения реестра владельцев ценных бумаг в информационной системе.

Оператор информационной системы вправе осуществлять деятельность с момента включения в реестр операторов информационных систем. Для включения в реестр операторов оператор информационной системы должен согласовать правила информационной системы с Банком России.

Для согласования с Банком России правил информационной системы:

  • оператор информационной системы представляет в Банк России документы, перечисленные в Законе № 259-ФЗ;
  • Банк России принимает решение о согласовании правил или решение об отказе в согласовании в срок не более 60 рабочих дней;
  • в случае внесения изменений оператор представляет на согласование изменения в правила в виде новой редакции правил;
  • Банк России принимает решение о согласовании изменений или решение об отказе в согласовании в срок не более 30 рабочих дней.

Оператор информационной системы обязан обеспечить:

  • возможность восстановления доступа обладателя цифровых финансовых активов к записям информационной системы;
  • бесперебойность и непрерывность функционирования информационной системы;
  • целостность и достоверность информации о цифровых финансовых активах;
  • корректность реализации в информационной системе алгоритмов, перечисленных в Законе № 259-ФЗ;
  • внесение (изменение) записей о цифровых финансовых активах на основании документов, перечисленных в Законе № 259-ФЗ;
  • предоставление информации о цифровых финансовых активах по требованию лиц, перечисленных в Законе № 259-ФЗ;
  • хранение информации о сделках с цифровыми финансовыми активами и об участниках сделок не менее 5 лет с даты совершения сделок;
  • возможность осуществления прав, предусмотренных решением о выпуске цифровых финансовых активов.

Реестр операторов информационных систем ведется Банком России и размещается на официальном сайте регулятора. При этом Банк России:

  • включает оператора в реестр операторов не позднее 3 рабочих дней со дня согласования правил информационной системы;
  • исключает оператора информационной системы из реестра операторов в порядке, предусмотренном Законом № 259-ФЗ.

Оператор информационной системы ведет реестр пользователей информационной системы, в который включается следующая информация в отношении каждого пользователя:

  • сведения о пользователе информационной системы;
  • сведения, необходимые для аутентификации пользователя в информационной системе;
  • запись о том, в каком качестве пользователь аутентифицирован в информационной системе (осуществляющий выпуск, обладатель или оператор обмена цифровых финансовых активов).

Оператор информационной системы обязан возместить убытки пользователям, возникшие вследствие:

  • утраты информации, хранящейся в информационной системе;
  • сбоя в работе информационных технологий и технических средств информационной системы;
  • предоставления пользователям недостоверной, неполной и (или) вводящей в заблуждение информации;
  • нарушения оператором информационной системы правил работы информационной системы;
  • несоответствия информационной системы требованиям Закона № 259-ФЗ.

Сделки купли-­продажи цифровых финансовых активов и иные сделки, связанные с цифровыми финансовыми активами, осуществляются через оператора обмена цифровых финансовых активов. Оператор обмена цифровых финансовых активов обеспечивает заключение сделок:

  • путем сбора и сопоставления разнонаправленных заявок на совершение сделок;
  • путем участия за свой счет в сделке с цифровыми финансовыми активами в качестве стороны такой сделки в интересах третьих лиц.

Оператором обмена цифровых финансовых активов могут быть кредитные организации, организаторы торговли, а также иные юридические лица, соответствующие требованиям Закона № 259-ФЗ. Оператор обмена цифровых финансовых активов:

  1. вправе:
    • осуществлять деятельность с момента включения в реестр операторов обмена цифровых финансовых активов;
    • совмещать деятельность с деятельностью оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов;
  2. обязан:
    • выполнять требования, предусмотренные Законом № 259-ФЗ, в отношении работников, перечисленных в Законе № 259-ФЗ;
    • обеспечить хранение информации о сделках и об участниках сделок не менее 5 лет с даты совершения сделок;
    • утвердить и согласовать с Банком России правила обмена цифровых финансовых активов в порядке, установленном Законом № 259-ФЗ.

Правила обмена цифровых финансовых активов должны включать:

  • порядок совершения сделок с цифровыми финансовыми активами через оператора обмена цифровых финансовых активов;
  • виды цифровых финансовых активов, цифровых прав, сделки с которыми могут совершаться через оператора обмена;
  • порядок взаимодействия оператора обмена цифровых финансовых активов с операторами информационных систем;
  • требования к защите информации и операционной надежности.

Банк России включает операторов обмена в реестр операторов обмена цифровых финансовых активов в течение трех рабочих дней со дня согласования правил обмена цифровых финансовых активов.

Отметим, что Закон № 259-ФЗ устанавливает также особенности выпуска и размещения цифровых финансовых активов, удостоверяющих:

  • возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг (статья 12);
  • права участия в капитале акционерного общества (статья 13).

Оборот цифровой валюты

В рамках регулирования оборота цифровой валюты используются четыре основных термина:

  • объекты российской информационной инфраструктуры;
  • выпуск цифровой валюты в РФ;
  • организация выпуска в РФ цифровой валюты;
  • организация обращения в РФ цифровой валюты.

Рассмотрим каждый из перечисленных терминов.

Объекты российской информационной инфраструктуры (как это можно понять из части 1 статьи 14 Закона № 259-ФЗ) представляют собой:

  • доменные имена и сетевые адреса, находящиеся в российской национальной доменной зоне;
  • и (или) информационные системы, технические средства которых размещены на территории РФ;
  • и (или) комплексы программно-­аппаратных средств, размещенные на территории РФ.

Выпуск цифровой валюты в РФ — действия с использованием объектов российской информационной инфраструктуры и (или) пользовательского оборудования, размещенного на территории РФ, направленные на предоставление возможностей использования цифровой валюты третьими лицами.

Как представляется, данное определение абсолютно не соответствует смыслу фразы «выпуск цифровой валюты в РФ». В классическом понимании выпуск валюты выражается в предоставлении валюты в распоряжение первого обладателя валюты, но никак не в абстрактных действиях, направленных на абстрактное предоставление абстрактной возможности использования валюты третьими лицами. Фактически здесь наблюдается существенное расширение границ термина, которое может привести к значительным злоупотреблениям при выполнении контролирующих функций.

Организация выпуска в РФ цифровой валюты — деятельность по оказанию услуг, направленных на обеспечение выпуска цифровой валюты, с использованием объектов российской информационной инфраструктуры.

К сожалению, размытый характер термина «выпуск цифровой валюты в РФ» естественным образом размывает и значение термина «организация выпуска цифровой валюты в РФ», что также может привести к значительным злоупотреблениям при выполнении контролирующих функций.

Организация обращения в РФ цифровой валюты — деятельность по оказанию услуг, направленных на обеспечение совершения гражданско-­правовых сделок и (или) операций, влекущих за собой переход цифровой валюты от одного обладателя к другому, с использованием объектов российской информационной инфраструктуры.

В рамках регулирования оборота цифровой валюты Закон № 259-ФЗ выделяет группу лиц, на которых распространяются ограничения оборота (далее — выделенная группа лиц). В нее входят следующие лица:

  1. юридические лица, личным законом которых является российское право;
  2. филиалы, представительства и иные обособленные подразделения:
    • международных организаций и иностранных юридических лиц,
    • филиалы компаний и других корпоративных образований, обладающих гражданской правоспособностью, созданные на территории РФ,
  3. физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

С учетом этого основные положения Закона № 259-ФЗ в части оборота цифровой валюты сводятся к трем основным ограничениям:

  1. выделенная группа лиц не вправе принимать цифровую валюту в качестве встречного предоставления за передаваемые ими (им) товары, выполняемые ими (им) работы, оказываемые ими (им) услуги или иного способа, позволяющего предполагать оплату цифровой валютой товаров (работ, услуг);
  2. требования выделенной группы лиц, связанные с обладанием цифровой валютой, подлежат судебной защите только при условии информирования ими о фактах обладания цифровой валютой и совершения гражданско-­правовых сделок и (или) операций с цифровой валютой в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах.
  3. в РФ запрещается распространение информации о предложении и (или) приеме цифровой валюты в качестве встречного предоставления за передаваемые ими (им) товары, выполняемые ими (им) работы, оказываемые ими (им) услуги или иного способа, позволяющего предполагать оплату цифровой валютой товаров (работ, услуг).

Заметим, что в первом ограничении, в котором речь идет только о принятии цифровой валюты, вызывает затруднение конструкция вида «за передаваемые ими (им) товары». При этом в третьем ограничении, где речь идет как о принятии, так и о предложении цифровой валюты, конструкция вида «за передаваемые ими (им) товары» затруднений не вызывает.

 

 


Статья подготовлена в рамках проведения исследований, выполняемых за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансовому университету при Правительстве РФ на 2020 г.

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных