Журнал ПЛАС » Новости » Регуляторы »

Лопатин: любые инициативы должны быть направлены на развитие финансового рынка

Ранее, в четверг, председатель комитета Думы по финансовому рынку Анатолий Аксаков заявлял, что нижняя палата парламента начнет обсуждать закон о цифровом рубле не раньше второй половины года.

Лопатин: любые инициативы должны быть направлены на развитие финансового рынка

Можно только приветствовать любые инициативы, если они будут направлены на развитие финансового рынка. В федеральном законе № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» цифровой валюте уделено очень мало внимания, а ее обращение достаточно сильно ограничено. С учетом того, что цифровую валюту в виде цифрового рубля собирается выпускать Банк России, потребуется значительно расширить и сбалансировать регулирование. В каком направлении будут приложены эти усилия, сказать трудно. Сейчас высказывается много мнений, многие из которых только запутывают ситуацию Например, Банка России заявил, что цифровой рубль будет кардинально отличается от криптовалюты, так как цифровой рубль будет являться обязательством центрального банка. И это при том, что в законе 259-ФЗ определение криптовалюты не дано, а статус цифровой валюты как обязательств банка отсутствует.

Напомню, закон 259-ФЗ понимает под цифровой валютой «совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей Российской Федерации, денежной единицей иностранного государства и (или) международной денежной или расчетной единицей, и (или) в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных, за исключением оператора и (или) узлов информационной системы, обязанных только обеспечивать соответствие порядка выпуска этих электронных данных и осуществления в их отношении действий по внесению (изменению) записей в такую информационную систему ее правилам».

Таким образом, либо цифровой рубль получит собственное регулирование, либо в закон 259-ФЗ будут внесены существенные изменения. Во-втором случае, с большой вероятностью изменения коснуться многих положений закона. В частности, если инициаторы «планируют использовать технологии распределенного реестра», то для начала необходимо уточнить определение распределенного реестра в законе 259-ФЗ, ибо сегодня под это определение подпадает практически любая информационная система. А если цифровой рубль будет выпускаться в виде криптографически защищенной последовательности символов и храниться в распределенном реестре, то хотелось бы понять, чем же конкретно он будет отличаться от криптовалют, выпускаемых с использованием закрытых (корпоративных) блокчейнов.

Что касается спроса на цифровой рубль, то на «добровольный порядок» рассчитывать не приходится. Потребуются многие годы, чтобы население приняло, поверило и научилось использовать цифровой рубль. Следовательно, потребуются государственные инициативы о «принудительном внедрении» цифрового рубля в экономический оборот, как минимум, в области государственных услуг, а также в области государственных выплат. И конечно многое будет зависеть от того, как конкретно будет реализована система выпуска и обращения цифрового рубля: любые дополнительные издержки (материальные и моральные) существенно снизят интерес к ней со стороны потенциальных пользователей.

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных