Журнал ПЛАС » Новости » Регуляторы » 45 просмотров

Действие ограничений на размер эквайринговой комиссии закончилось. Что дальше?

Действие ограничений на размер эквайринговой комиссии закончилось. Что дальше?

Действие ограничений на размер эквайринговой комиссии для онлайн-покупок, а также при оплате медицинских услуг во время пандемии – завершилось. Об этом вчера заявил Банк России. Портал PLUSworld.ru собрал экспертов и узнал у них, как решение регулятора повлияет на дальнейшее развитие экономики.

Виктор Достовпредседатель Ассоциации «Электронные деньги»

«Снятие временных ограничений вполне понятно – острая фаза кризиса миновала, показатели розничной торговли онлайн оказались оптимистичнее, чем ожидалось, поэтому никакой нужды дотировать розницу за счёт банковского сектора, его программ развития и бонусных программ его клиентов больше нет. На будущее было бы весьма интересно провести анализ – сколько денег поступило за счёт ограничения комиссий основным ритейлерам и насколько эффективно они были израсходованы на анонсированную поддержку покупателей в эти непростые времена. Такой анализ поможет понять эффективность таких мер на будущее. Исторические данные говорят нам о крайне ограниченной эффективности таких ограничений в средне– и долгосрочной перспективе. Я надеюсь, что в дальнейшем таких мер применять больше не придётся».

Татьяна Глазачева, CEO платежного сервиса Robokassa

«По банкам был нанесен неслабый удар, когда лобби большого ритейла под эгидой снижения цен для покупателей и перехода в онлайн убедили ЦБ в необходимости такого решения. По факту произошло все с точностью до наоборот – прямое обогащение ритейлеров за счет покупателей. Ведь эмитент, больше всех пострадавший от принятых мер, просто начал изменять им условия поддержки банковской карты: от отключения программ лояльности и кешбэков до увеличения платы за обслуживание и дополнительные услуги.

Что же касается Системы быстрых платежей (СБП) – ее повсеместное внедрение было заметно подкошено пандемией, а здесь речь идет еще и о ставках, сравнимых с эквайрингом. Думаю, решение очевидно: необходимо срочно спасать положение и выводить систему во флагманы, иначе очень грустно будет отчитываться в конце года перед Советом Директоров».

Павел Рево, независимый эксперт

«Полагаю, что решение регулятора обусловлено желанием развивать СБП, несмотря на просьбы ритейлеров.

Дело в том, что для ТСП комиссия за использование СБП составляет 0,7% и при комиссии за карты 1% у ТСП мотивация развивать СБП — незначительна. Однако при восстановлении комиссии в 2% и более, экономия при использовании СБП становится существенной.

Таким образом, следствием отмены ограничений будет увеличение объема платежей в торговых точках посредством СБП.

Однако следует заметить, что без инвестиций в платежную инфраструктуру и стимулирования плательщиков, СБП, как платежный инструмент, будет развиваться очень медленно, поскольку для плательщиков карты и «пэи» уже привычный инструмент, кроме того по многим категориям карт плательщики получают «кешбеки».

Следует заметить, что отмена ограничений может вернуть интерес потенциальных инвесторов к платежным сервисам, поскольку объем и потенциал рынка не будут испытывать давления ограничений».

Мария Михайлова, Исполнительный директор Национальной платежной ассоциации

«Будучи высококонкурентным, рынок эквайринга не нуждается в ценовом регулировании. Об этом заявляли профессиональные объединения на момент введения ограничений, теперь это косвенно подтвердил и Банк России.

Главное последствие отмены ценового регулирования, на наш взгляд, заключается в сохранении возможности конкуренции участников различного уровня — от крупных кредитных организаций до небольших финтех-стартапов, различных бизнес-моделей, технологий, услуг и сервисов. Это позволит успешно развивать как саму услугу эквайринга в сторону ее удешевления и повышения качества, так и создаст базу для будущего внедрения новых форм платежей».

Алексей Маслов, сопредседатель комитета по платежным системам Ассоциации банков России, руководитель межведомственной Рабочей группы Ассоциации банков России по выработке согласованных решений и практическому определению направлений оптимизации размеров комиссии эквайринга

«Согласно модели бизнес-взаимодействия, сложившейся на российском рынке безналичных розничных платежей, затраты, связанные с поддержанием эквайринговой сети торгово-сервисных предприятий, несут на себе кредитные организации, предоставляющие эквайринговые услуги. Данная практика бизнес-взаимодействия отличается от бизнес-моделей, принятых в ряде стран, в которых законодательно ограничена величина торговой уступки, согласно которым ТСП несут на себе расходы по поддержке эквайринговой сети, приобретению соответствующего оборудования, его замене, ремонту, обучению персонала и т. д.

По состоянию на 01.01.2020 услуги торгового эквайринга по платежным картам в России оказывают 273 кредитные организации. В подавляющем большинстве случаев услуги торгового эквайринга являются частью пакетного (комплексного) предложения услуг банковского обслуживания, оказываемых кредитными организациями торгово-сервисным предприятиям, включающего услуги расчетно-кассового обслуживания, кредитования деятельности и т. д. При этом себестоимость услуг эквайринга является уникальной для каждой кредитной организации и зависит от целого ряда факторов, включая тип обслуживаемого ТСП, масштаб эквайринговой деятельности, коммерческие условия со стороны поставщиков ИТ-систем и эквайрингового оборудования, а также соотношение off-us и on-us операций в обрабатываемом трафике операций оплаты.

Российский рынок услуг торгового эквайринга операций по платежным картам является высококонкурентным, что многократно подтверждалось представителями ФАС. А применение механизмов тарифного регулирования на высококонкурентных рынках, как показывает практика, приводит к деструктивным последствиям, негативно влияющим в первую очередь на конечного потребителя, ограничивает развитие рынка».

Дмитрий Спиридонов, сооснователь и генеральный директор CloudPayments

«Решение ЦБ РФ о прекращении действия ограничения в размере 1% на эквайринговые комиссии для онлайн покупок товаров первой необходимости я оцениваю крайне положительно. Однако, из текста релиза однозначно не понятно, с какой даты прекращение вступает в силу. С моей точки зрения, именно в контексте помощи малому бизнесу, эта мера себя не оправдала. А вот крупные компании, напротив, получили максимальный эффект.

Также ограничение ставки интернет-эквайринга повлекло за собой снижение интерчейнджа, а, как известно, именно из него финансируются программы лояльности банков: кешбэки, грейс-периоды по кредитным картам и т.д.. В итоге, многие банки были вынуждены ухудшить условия своих программ лояльности. Надеюсь, что после отмены ограничений банки смогут вернуться к восстановлению программ лояльности, для того, чтобы продолжить курс на популяризацию безналичной оплаты».

Денис Бурлаков, генеральный директор RBK.money

«Для большинства некрупных онлайн игроков ровным счетом ничего не изменится. Как показал итог этого эксперимента снижение эквайринговой комиссии никак не повлияло на рост онлайн-платежей. Данный сегмент и до этого показывал положительную динамику. Крупный ритейл, безусловно, опять вернется к лоббированию подобной меры, но для ее обоснования теперь уже потребуется продемонстрировать результаты эффективного использования полученных средств на поддержку покупателей.

В качестве причин для отмены пониженной ставки можно считать улучшение эпидемиологической обстановки в стране – жизнь оффлайн нормализуется постепенно. Недополучение прибыли банковским сектором за счет снижения интерченджа также оказало влияние на сокращение ранее установленных сроков. И в качестве еще одного фактора можно рассматривать снижение ожидаемых сроков внедрения Системы Быстрых Платежей у ритейлеров, т.к. стоимость эквайринга и qr-платежей практически сравнялась, а вкладывать в развитие инфраструктуры СБП ритейл не захотел».

Пресс-служба банка ВТБ

«ЦБ в своем решении опирается на то, что ситуация в экономике стабилизировалась и отрасли, к которым применялось ограничение по ставке эквайринга, восстановились. Со своей стороны, видим, что данная мера не привела к снижению цен, как задумывалось изначально, хотя маржа продавцов возросла.

Ограничение на максимальную ставку эквайринга снимают 30 сентября, в связи с чем ВТБ планирует вернуться к исходным значениям для отдельных групп товаров по эквайрингу.

Мы также ожидаем решения платежных систем относительно возврата интерчейнджа до прежних значений, после чего сможем вернуть уровень кешбэка нашим клиентам в тех категориях, где было установлено ограничение».

Материал дополняется по мере поступления комментариев.

Напомним, ранее по инициативе снижения стоимости эквайрингового обслуживания для СМБ портал PLUSworld.ru беседовал с Марией Красенковой, независимым экспертом с многолетним опытом работы в ведущих банковских и платежных структурах России и мира.

По материалам PLUSworld.ru

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных