PLUSworld.ru: Чем сейчас интересен рынок Узбекистана в первую очередь?
М. Ракман: В Узбекистане сейчас действует стратегическая программа трансформации и разгосударствления банковского сектора, призванная повысить его эффективность. Кроме того, заложена правовая основа для масштабного внедрения удаленной биометрической идентификации клиентов, что открывает широкие возможности для развития, в том числе, небанковских финансовых услуг.
Рынок Узбекистана достаточно тесно связан с рынком России и стран СНГ. В части развития банковской системы и торгового ритейла Узбекистан только начинает проходить путь, который в ряде соседних стран уже успешно пройден. На мой взгляд, в этой ситуации можно и нужно использовать накопленный в России и СНГ в целом трансформационный опыт, что позволит не только избежать ошибок, но и пройти этот сложный путь быстрее и эффективнее.
PLUSworld.ru: Чем вам интересно участие в ПЛАС-Форуме? Чего вы ждете от будущего мероприятия?
М. Ракман: Нам важно понимать, какими заботами живут наши партнеры, что их интересует и какие задачи решают. ПЛАС-Форум – это отличная возможность узнать друг друга лучше и получить доступ к более широкой аудитории рынка Узбекистана. Кроме того, мероприятия и публикации форума позволят нам поделиться некоторыми нашими знаниями и, возможно, найти клиентов, которым будет полезен наш опыт и методология как в банковской сфере, так и в торговом ритейле. Подчеркну, что речь идет о достаточно большом рынке. Например, по данным KPMG, уже в 2020 году сектор электронной коммерции в Узбекистане оценивался в 643,9 млн. долл. А объем привлеченных банками республики депозитов по итогам первого квартала 2022 года вырос на 34% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
PLUSworld.ru: Ключевые темы и вопросы вашего будущего выступления? Чем обусловлена выбранная вами тема мастер-класса, который вы будете проводить на ПЛАС-Форуме?
М. Ракман: В своем основном выступлении на ПЛАС-Форум я расскажу о глобальных трендах, о том, какие моменты важно сегодня знать и учитывать банкирам и ритейлерам при формировании своих продуктовых предложений, а также о том, чего на самом деле хотят клиенты. В том числе, я рассмотрю, как эффективно взаимодействовать и выстраивать отношения с клиентами в разных каналах, как физических, так и виртуальных, как эволюционировали бизнес-модели и как это повлияло на важность взаимоотношений с клиентами.
Отдельно для небольшой целевой аудитории я проведу мастер класс на тему «Трудности и императивы лидерства в эпоху цифровых технологий». По сути, это руководство для лидеров – как им необходимо развиваться в связи с эволюцией бизнес-моделей и переходить к выстраиванию долгосрочных отношений с клиентами. О том, как внедрять новые модели управления, поскольку старые больше не служат своей цели. Сейчас более 50% рабочей силы составляет новое поколение «цифровых уроженцев», требующих совершенно иного подхода в работе.
PLUSworld.ru: Знакомы ли вы с финтех-проектами, реализуемыми в Узбекистане?
М. Ракман: Мы знаем про финтех-проекты республики, такие как Click, Payme, мобильный банк Aloqa Mobile и другие, но пока это знакомство скорее заочное. ПЛАС-Форум позволит познакомиться с партнерами в офлайне, и это будет ценный опыт.
PLUSworld.ru: Как, на ваш взгляд, в сложившейся ситуации будет развиваться рынок Евразии? На что сейчас нужно делать ставку?
М. Ракман: Банки в Узбекистане уже некоторое время работают над расширением доступа к финансовым услугам, наращивая свои предложения и клиентскую базу для более масштабной аудитории розничных клиентов и малого и среднего бизнеса. Возможности для этого есть. Так, например, президент Республики Узбекистан в апреле 2022 года поручил выделить 500 млн долл. США на льготные кредиты для бизнеса. Небанковским кредитным организациям также дадут возможности для финансирования предпринимательства. Сегодня у финансовых организаций есть прекрасная возможность сосредоточиться на развитии, которое принесет пользу и стабильность их клиентам. Цифровые решения значительно увеличат скорость доставки этих новых решений, и задача будет заключаться в том, чтобы быстро адаптировать банковские процессы и операционные модели. Именно это позволит в полной мере воспользоваться преимуществами, предоставляемыми цифровыми функциями.
Ритейлеры также найдут огромные возможности в использовании цифровых технологий для более эффективного общения и совершения сделок с покупателями. Однако цифровой ландшафт может сыграть и негативную роль, если ритейлеры не сосредоточатся на актуальном и содержательном диалоге со своими клиентами и предложениях с добавленной стоимостью, чтобы избежать губительной сугубо ценовой конкуренции.
Полная версия интервью Майкла Ракмана.
Международный ПЛАС-форум «Банки и ритейл. Цифровая трансформация и взаимодействие» пройдет 25-26 мая 2022 года в Узбекистане (Ташкент).