Итоги Fintex Summit в Баку. Прогресс в цифровизации Азербайджана налицо

В течение обоих дней (16–17 июня 2022 года) бакинского Fintex Summit его участники – представители банков, финансовых и государственных структур, а также финтех-компаний – не только подвели черту под очевидными успехами цифровизации в Азербайджане, но и очертили круги ее ближайшего развития – городская мобильность, безопасность и корпоративная социальная ответственность.

В 2022 году мероприятие, считающимся одним из самых важных для сферы финансов и банкинга событий во всем регионе, сфокусировалось на банкинге и финансовой экосистеме. Fintex Summit прошел благодаря поддержке Азербайджанской ассоциации банков, Центробанка Азербайджана, Министерства цифрового развития и транспорта и других организаций. Глобальная компания Visa стала ключевым спонсором мероприятия. Медиапартнерами мероприятия выступили журнал «ПЛАС» и портал PLUSworld.ru. Особое внимание было уделено инновационным решениям, финтеху и безопасности.

Кристина Дорош, вице-президент и региональный менеджер в Азербайджане и Центральной Азии в Visa, во вступительном слове отметила, что в стране компания делает все возможное, чтобы «разрушить барьеры между финтехами, банками и другими финансовыми учреждениями».

«Малый и крупный бизнес переживают разнообразные волны экономического шока, – обратилась она к участникам саммита. – Банкам и финансовым учреждениям приходится преодолевать барьеры, чтобы расширять и ускорять свои технологии, и для Visa настало время внедрить новые решения для помощи и поддержки бизнеса, финансовых организаций и финтех-компаний». Как отметила К. Дорош, на счету Visa – внедрение токенов (VTS), Apple Pay, решения для SME Visa Tap to Phone и многие другие разработки для поддержки финансовой экосистемы.

После приветственных обращений стартовали панельные дискуссии.

Intelligent data. Необанки

Сергей Евтушенко, заместитель директора подразделения консалтинга DIS Group (офисы в России и Казахстане), заявил, что глобально в Intelligent Data неоспоримо господствуют три тенденции: уверенное в себе бизнес-лидерство, искусственный интеллект и машинное обучение.

«Руководитель отдела данных (chief data officer) должен адаптироваться к текущим изменениям в приоритетах и вести команду и организацию к будущему, основанному на данных”, – посоветовал С. Евтушенко аудитории саммита.

Евгений Лисняк, который отвечает в Visa за развитие стратегических и венчурных партнерств в Украине, Грузии, Центральной Азии и на Кавказе, сделал акцент на финансовой экосистеме государства и отметил, что для достижения успеха в этой сфере должны появиться определенные условия, в первую очередь – регуляторные и внешние. Азербайджану, по словам спикера, здесь есть чем похвалиться: Центробанк страны не только оказывает поддержку цифровизации, но и представил стратегию цифровых платежей на 2022–2023 годы. Отметим, что регулятор подписал соглашение о сотрудничестве с Visa для продвижения цифровизации в эти же годы.

По мнению Е. Лисняка, пандемия COVID-19 поспособствовала развитию платежной онлайн-системы страны более высокими темпами: «Встроенные финансы становятся вездесущими. Банкинг становится доступен везде». При этом он заявил, что считает Азербайджанские железные дороги «иконой стремительной цифровизации» (ее пассажиры, как известно, могут оплачивать проезд с помощью карт).

В заключении своего выступления Е. Лисняк раскрыл цифры масштабов диджитализации финансового поведения жителей республики. Лишь в 2021 году было выпущено 11,5 млн карт, 65% из которых – бесконтактные. При этом их количество увеличилось на 20% (бесконтактных – в 2 раза). 17 % небанковских граждан готовы открыть карту в ближайшие 6 месяцев.

«Metaverse объединяет разные цифровые миры и способствует дальнейшим инновациям в области платежей. Мы видим в этом большой потенциал, и мы должны внимательно следить, возможно, это будет the next big thing», – заключил Е. Лисняк свое выступление.

От финансовой экосистемы – к цифровым необанкам

Как явление, необанки появились лишь 10 лет назад, но начали масштабироваться только в последние годы, – заявил в своем выступлении Бенджамин Веллштейн, партнер лендинговой и банковской практики Simon-Kucher & Partners. И даже несмотря на этот прогресс, цифровизация банковского дела заметно хромает.

«В последние годы мы видим стремительный скачок в открытии новых необанков, — прокомментировал Б. Веллштейн. – Они зачастую открываются под новыми названиями и являются дочерними компаниями основного банка». Спикер привел пару образцовых необанков: это Emirates Lifestyle, созданный для цифрового поколения, и Bankcolombia, 82% клиентов – мужчины и женщины в возрасте 18–35 лет.

В центре внимания – токен

Александр Стельмах, старший директор и глава департамента цифровых решений Visa в Украине, Грузии, странах СНГ и Юго-Восточной Европы, фокусировал свое выступление на новых возможностях для digital user experience жителей Азербайджана.

«Если говорить об азербайджанской экономике, то, в соответствии со статистикой Центрального банка страны, число eCommerce-платежей в 2021 году выросло на более чем половину. Это огромный скачок. И в 2022 году мы также ожидаем их серьезный рост. Все, что имеет цифровую основу, ускоряется», — отметил А. Стельмах и добавил, что платежная система Visa всегда готова обеспечить возможность такого рода платежей.

Далее спикер особое внимание уделил токенизации – технологии, которая заменяет конфиденциальные данные клиента на 16-значный номер, что делает оплату безопасной. Как отметил А. Стельмах, на данный момент 193 страны дали зеленый свет токенизации, и это число растет. Кроме того, выпущено более 2 млрд токенов.

«Токенизация открывает дверь совершенно новому платежному опыту с помощью вашего телефона, часов и, возможно, в будущем – вашей машины. Она делает возможным простые и в то же самое время безопасные покупки в eCommerce, — добавил А. Стельмах. – В 2021 году в Азербайджане мы успешно запустили Apple Pay и сейчас наблюдаем за ростом трансакций с помощью этой технологии. Но все же, если говорить об eCommerce-токенизации, то Азербайджан делает первые шаги, поэтому прорыва стоит ожидать именно здесь».

Проактивный регулятор

Вопрос будущего платежей в Азербайджане был в центре выступления Рашада Гасымова, старшего специалиста отдела развития национальных платежных систем департамента платежных систем и расчетов Центрального банка Азербайджана. Представитель регулятора рассказал, что в 2021 году по сравнению с 2020-м финансовым годом было выпущено на 20% больше банковских карт (11,5 млн и 9,6 млн соответственно); количество POS-терминалов увеличилось на 7% (61 тыс. и 57 тыс. устройства), а число бесконтактных POS-терминальных устройств – на 28% (44 тыс. и 34 тыс.).

Подобная эволюция привела к тому, что в Азербайджане цифровой банкинг становится все более популярным: по информации регулятора, в 2021 году на него приходится 73% клиентских переводов.

Чтобы способствовать дальнейшему росту финансового сектора страны, Центробанк РА до 2023 года планирует воплотить стратегию из пяти пунктов:

  • усовершенствовать законодательство касательно цифровых платежей (в частности, цифровой валюты и e-banking);
  • расширить покрытие инфраструктуры для цифровых платежей (внедрить стандарт ISO 20022);
  • развить регуляторную рамку для платежной экосистемы (стандарт API, QR-коды и ужесточение требований к кибербезопасности);
  • повысить уровень инклюзии цифровых платежей (подготовка концепции цифрового маната и запуск системы e-KYC);
  • способствовать развитию цифровой грамотности и популярности цифровых платежей среди всех слоев населения Азербайджана.

В конечном счете, по мнению Р. Гасымова, экосистема цифровых платежей в стране будет развиваться только при проактивной позиции всех ее участников. При этом важными элементами этой конструкции считаются не только Центробанк, банки и AzerPost, но и финтехи, глобальные платежные организации и процессинговые центры.

По общему мнению спикеров и участников мероприятия, для дальнейшей цифровизации Азербайджана есть все необходимые предпосылки – помощь правительства Азербайджана, готовность банков и таких глобальных платежных партнеров, как Visa.

Безопасность платежей и социальная инженерия

Второй день Fintex Summit начался с темы безопасности. Вначале спикеры обсудили, какие обязательные действия должны предпринять игроки финансового сектора Азербайджана, чтобы гарантировать его безопасность и эффективно бороться с мошенничеством.

«Не секрет ни для кого, что пандемия стала причиной внезапного ускорения в сегментах электронной и мобильной коммерции, — заявил со сцены Чарльз Лобо, старший вице-президент и директор по управлению рисками (Visa, CEMEA). – Мы стали свидетелями разгона цифровизации на всех уровнях со скоростью, немыслимой для eCommerce. В то время как объемы платежей стабильно показывали траекторию роста, процент мошенничества оставался крайне малым».

Ч. Лобо поделился с участниками саммита пятью тенденциями в сфере управления постпандемическими рисками и безопасностью платежей (с точки зрения эмитентов):

  1. объемы eCommerce-платежей стремительно растут, а уровень мошенничества остается на низком уровне
  2. уровень токенизации вырос на 100%, что дало клиентам безопасный и бесшовный платежный опыт. «Она доказала свои преимущества в сфере безопасности, “обесценив” (devaluing) чувствительную информацию. Это означает, что такие чувствительные данные, как номер карты, CVV и т.д. утратили привлекательность для киберпреступников. Потому что при токенизации ваш номер карты просто заменяется токеном», – отметил эксперт
  3. платформа 3-D Secure показывает рост 85%. При этом уровень мошенничества упал в 3 раза на фоне общего CNP (операции без присутствия карт)
  4. бесконтактные платежи продолжают расти при темпе +20% в год и ныне доминируют в F2F-платежах (face-to-face) при близком к нулю уровне мошенничества
  5. социальный инжиниринг (СИ) остается вызовом для множества глобальных и локальных рынков. Как прокомментировал спикер, «СИ является доминирующим подходом, при котором мошенники продуманно атакуют потребителей. Visa серьезно инвестировала в образование и информирование потребителей, а также в работу с партнерами из банков, кредитных учреждений и правительства с целью повысить осведомленность об атаках, основанных на социальной инженерии».

На цифровой безопасности фокусировался и следующей спикер, Герман Позанков, занимающий должность управляющего директора Trendmicro в СНГ и Монголии.

Отвечая на вопрос, в чем коренная проблема управления цифровой безопасностью, Позанков отметил: «…диджитализация… позволяет бизнесу предлагать новые услуги, быть более конкурентоспособным и эффективным. И, вместе с тем, цифровая трансформация несет с собой усложнение инфраструктуры: неотвратимо внедряются облачные технологии, растет количество сотрудников, которые работают удаленно или гибридно…. Эта сложность в плане организации и инфраструктуры отражается на том, что усложняется жизнь «безопасников» в компании, появляется все большее количество моментов, которые злоумышленники могут использовать в своей деятельности – растет то, что мы называем «поверхностью атаки».

В заключении своего выступления Г. Позанков перечислил пять негативных последствий нарушений в кибербезопасности любого игрока финансового рынка: 1) отток клиентов, 2) утрата интеллектуальной собственности, 3) нарушение работы критической инфраструктуры, 4) расходы на внешних консультантов и 5) убытки.

Темой следующей панели второго дня Fintex Summit стал социально ответственный банкинг.

Даниэль Бузас, европейский региональный координатор UN Environment Programme Finance Initiative, отметил, что считает Азербайджан ключевой страной в регионе, финансовому сектору которой необходимо прививать устойчивые модели развития и привлекать к защите климата.

В свою очередь Герхард Мулдер, сооснователь и CEO Climate Risk Services, одобрил курс Азербайджана на борьбу с глобальным потеплением, в том числе со стороны бизнеса. «Проблема в том, что очень сложно точно предсказать степень влияния изменения климата. Оно точно охватит финансовую и экономическую систему, но все это сложно предугадать». Г. Мулдер уверен, что возможно понять меру влияния глобального потепления на банковскую сферу с помощью анализа сценариев и картирования рисков, хотя «не все можно исчислить».

Ключевые драйверы роста

Заключительная панельная дискуссия форума была посвящена драйверам роста цифровых платежей и их потенциала в Азербайджане.

Эдгар Абдуллаев, исполнительный директор United Payment, подтвердил наличие устойчивого тренда в стране — рост объемов eCommerce и, соответственно, финансовых трансакций. Отдельный импульс этому придала эпидемия COVID-19, благодаря которой «расцвел» онлайн и стали популярными дистанционные каналы коммуникации.

В то же время Нурлан Хаджиев, Visa country manager в Азербайджане, выделил сферу транспорта как такую, где цифровые платежи могут стать обыденной реальностью. По данным компании, 27% потребителей в крупных городах готовы чаще пользоваться общественным транспортом, если за него будет проще платить.

«Visa признает, что города все больше тяготеют к инклюзивности, связанности и устойчивости, и мы активно поддерживаем их в движении к этим целям, — сказал Хаджиев. — Мы помогаем городам и транспортным операторам отвечать на вызовы и совершенствовать городскую мобильность с помощью простых, удобных и безопасных решений для цифровых платежей». Спикер отметил, что Visa ранее была платежным партнером двух крупных инфраструктурных проектов в Азербайджане — наземный транспорт в Сумгаите (2020) и Азербайджанская железная дорога (2021).

По словам Н. Хаджиева, от внедрения цифровых платежей выиграли все. Городские власти находили привлекательной фискальную прозрачность; транспортные компании получали больший пассажиропоток и возможность планирования, а потребители — альтернативный вариант оплаты, которые не предполагает физического контакта и является быстрым и безопасным.

«Конечная цель городской мобильности — это трансформация транспортных решений в единую экосистему (Mobility as a Service)», – заключил Н. Хаджиев.

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Добавить комментарий


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных