Журнал ПЛАС » Архив » 2018 » ЖУРНАЛ ПЛАС №8 » 1121 просмотр

Онлайн-инкассация глазами участников рынка

Чтобы получить объективное представление о том, какие моменты представляются наиболее важными в онлайн-инкассации различным участникам рынка, мы провели ряд коротких интервью на эту тему с представителями банковского сектора, крупного ритейла и сегмента инкассации. 

Газпромбанк: «Большинству клиентов требуется индивидуальное решение»

29_2Сергей Кулик, начальник Управления наличного денежного обращения Департамента стандартных расчетных продуктов Газпромбанка

ПЛАС: Как Газпромбанк оценивает важность внедрения сервиса онлайн-инкассации?

С. Кулик: Для Газпромбанка онлайн-инкассация является якорным сервисом и одним из приоритетных направлений развития. Мы понимаем, что переход на обработку выручки с помощью АДМ выгоден для всех участников рынка. Многие крупные сети уже опробовали преимущества сервиса, и благодаря их положительным отзывам возникает цепная реакция среди других ритейлеров. Оптимизация инкассации особенно актуальна для регионов, где оборот наличных денежных средств по-прежнему очень высок, и для которых важность эффективной обработки наличной выручки вряд ли уменьшится в обозримом будущем.

ПЛАС: Насколько универсальны присутствующие сегодня на рынке АДМ?

С. Кулик: Большинству клиентов требуется индивидуальное решение, учитывающее именно его интересы и потребности. Наиболее гибкий подход к внедрению и последующей эксплуатации оборудования можно обеспечить только в режиме плотного сотрудничества с производителем и разработчиком решения. Перспективой развития сервиса онлайн-инкассации я вижу возникновение коробочного продукта, предназначенного прежде всего для среднего и малого ритейла. Сегодня мы в большей степени ориентированы на крупные торговые сети, и среди них еще достаточно неохваченных, но в ближайшие два-три года они полностью перейдут на онлайн-инкассацию. Вместе с технологическими партнерами и нашими клиентами на каждом из проектов мы работаем над совершенствованием решения и созданием комплексного продукта, учитывающего потребности разных сегментов рынка.

ПЛАС: В чем заключаются основные преимущества АДМ для банка?

С. Кулик: Автоматизация инкассации с применением АДМ позволяет банку получать дополнительный комиссионный доход, расширять клиентскую базу за счет инновационного сервиса, обеспечивать комплексное управление налично-денежным оборотом и реализовывать услуги по продаже других сопутствующих банковских продуктов для бизнеса (овердрафты, специальные кредитные и лизинговые программы, факторинг и так далее).

Ашан: «АДМ дает возможность оптимизировать затраты»

29_3Елена Тишакова, руководитель казначейства группы «Ашан» в России

ПЛАС: Как бы вы оценили важность автоматизации обработки наличных денег, учитывая бурное развитие безналичных способов оплаты?

Е. Тишакова: На мой взгляд, вопрос автоматизации на сегодняшний день является одним из самых актуальных, так как объемы наличных денег не уменьшаются при росте безналичных способов оплаты: мы расплачиваемся банковскими картами, используем мобильные сервисы и т. д. Операции с наличными деньгами нуждаются в комплексном пересмотре как со стороны бизнеса, так и со стороны поставщиков услуг по инкассации и обработке. Являясь по большей части ручным и механическим процессом, текущая обработка наличных становится и дорогой услугой.

Поэтому мы ищем новые пути работы с наличными, уделяем внимание автоматизации обработки. Например, терминалы самооплаты, установленные в торговом зале, позволяют нам более эффективно использовать время сотрудников, исключают ошибки при приеме денег и выдаче сдачи. Мы автоматизировали и процессы бэк-офиса, что дало возможность кассирам не пересчитывать и не проверять подлинность наличных денег. Эти функции выполняет АДМ, которая также выдает слип – отчет о внесенной сумме с покупюрной разбивкой. К тому же депозитная машина, имея интеграцию с ПО банка, зачисляет денежные средства на счет в режиме онлайн. Эти очевидные плюсы позволяют нам повысить эффективность процессов работы с наличными и оптимизировать затраты.

ПЛАС: Какие преимущества от применения АДМ вы бы выделили в первую очередь?

Е. Тишакова: Применение АДМ с онлайн-зачислением позволило нам качественно изменить процессы, которые эффективно работали еще три года назад, однако сегодня нуждаются в пересмотре. В магазинах, в которых мы запустили данный проект, было сокращено количество заездов инкассаторов: оно зависит только от наполняемости АДМ, мониторинг которой осуществляет банк. АДМ дает возможность оптимизировать затраты – мы отказались от закупки дополнительных материалов, а именно одноразовых сейф-пакетов. Добились сокращения расходов на персонал, так как нет необходимости задерживаться для трудоемкого закрытия опердня, исчезли дополнительные процессы, связанные с излишками и недо-стачами. Онлайн-зачисление позволяет использовать денежные средства текущим днем, что обеспечивает экономию благодаря сокращению финансовых расходов.

«Дикси»: «Нужно предоставлять ритейлеру выбор»
30Юлия Жувага, финансовый директор Дикси Групп

ПЛАС: Какие издержки по обработке выручки можно сократить при внедрении АДМ?

Ю. Жувага: Для всех ритейлеров расходы на персонал – статья номер один. В связи с этим одной из приоритетных задач является оптимизация работы магазина в части трудозатрат. Согласно нашим исследованиям, АДМ экономят рабочее время работников в магазине. Если мы сможем оптимизировать процесс обработки выручки и сэкономить 15 минут в день, в масштабах нашей сети получится 230 тысяч высвобожденных рабочих часов в год. Кроме этого, совместно с банком у нас в компании разработана схема, когда средства, попавшие в АДМ, день в день оказываются на счету компании и могут быть использованы в обороте. Оперативное появление денежных средств на расчетном счете позволяет нам значительно снизить расходы на заемные средства, учитывая высокую текущую стоимость денег и общий объем денежного оборота.

Косвенный, но не менее значимый факт  – безопасность и снижение рисков утраты денежных средств. Мы, к сожалению, ежемесячно фиксируем такие факты в масштабах сети, особенно в ночное время.

ПЛАС: Как вы считаете, насколько важна компактность для АДМ?

Ю. Жувага: На мой взгляд, нужно предоставлять ритейлеру выбор, так как очень многое зависит от формата магазина, размера кассового пространства. Магазины у дома имеют небольшие площади, товар и кассовое пространство расположены компактно, и чаще всего АДМ устанавливают вне торгового зала. Кроме этого, важно понимать требования службы безопасности и наличия охраны в магазине.

Selgros Cash & Carry: «Супермаркеты и гипермаркеты – основные бенефициары АДМ»

31Денис Коровин, руководитель отдела информационных технологий компании Selgros Cash & Carry

ПЛАС: Какие основные проблемы вы решили, используя АДМ с рециркуляцией, в торговых центрах Selgros?

Д. Коровин: Использование АДМ позволило нам решить несколько проблем. Мы сократили затраты на оборудование и персонал. Добились упрощения процесса выдачи и пересчета наличности – сэкономленное время дает возможность решать другие бизнес-задачи. Комплекс АДМ с рециркуляцией занимает гораздо меньше места – появилась дополнительная свободная площадь.

ПЛАС: Магазинам какого формата подойдут депозитные комплексы с рециркуляцией банкнот и монет?

Д. Коровин: Без сомнения, супермаркеты и гипермаркеты – основные бенефициары подобных решений. На мой взгляд, решение подойдет для магазинов, в которых есть 8 и более касс, а также относительно большой ассортимент товаров. Это может быть как продовольственный, так и непродовольственный магазин. Основную роль здесь играет именно разнообразие категорий и общее количество товарных единиц.

Установка депозитного комплекса подходит для удаленных локаций, где ежедневная инкассация затруднительна либо нецелесообразна. Опция рециркуляции позволяет использовать наличные средства многократно, а возможность дальнейшего онлайн-зачисления – гибко подойти к процедуре инкассации.

ВЕЛЕС-ЭКСПРЕСС: «АДМ позволяют эффективно инкассировать удаленные объекты»


31-2Михаил Белоусов,
генеральный директор компании «ВЕЛЕС-ЭКСПРЕСС»

ПЛАС: Какие преимущества дает использование сервиса онлайн-инкассации для инкассаторов?

М. Белоусов: Из основных преимуществ онлайн-инкассации хочется выделить возможность инкассации удаленных объектов, причем инкассации в любое время – так как есть постоянный доступ к устройству. Рассмотрим на примере: у нас есть служба инкассации, которая базируется в Москве, а у клиента сеть магазинов расположена в Твери и Тверской области. Причем магазины внутри Тверской области могут быть раскиданы на расстоянии 150 километров от самого города Тверь. Магазин работает, например, с 10 до 20 часов. В данной ситуации, чтобы снизить риски хищения выручки из магазина, инкассацию нужно проводить под его закрытие – инкассаторы должны приезжать в промежуток с 17 до 20 часов. Если мы ставим АДМ, то первое, чего мы сможем добиться – снизить количество таких поездок, потому что выручка в этом магазине значительно меньше, чем в магазине, который расположен в городе (в данном случае – в Твери). Есть возможность приезжать в утреннее время – это самый важный момент. Мы уменьшаем количество заездов, тем самым минимизируем риски клиента, так как наличные деньги вносятся в АДМ. Плюс в следующем: если по каким-то причинам (дорожная ситуация, погодные условия и т. д.) заезд инкассаторов не произошел, выручка в любом случае зачисляется на расчетный счет торгового предприятия в режиме онлайн. Также есть возможность обслуживать все магазины, не открывая новых подразделений инкассации в каждом регионе, что, безусловно, выгодно для нас как для инкассаторской компании.

ПЛАС: Насколько сложно обучить сотрудников работе с АДМ?

М. Белоусов: Дело в том, что АДМ по своей инженерной конструкции очень схожа с платежными терминалами, которые массово представлены на российском рынке уже более 10 лет и с которыми работают практически все банки. Процесс инкассации этих устройств почти идентичен, благодаря чему на рынке хватает специалистов, умеющих обращаться с такими терминалами. Подчеркну, что обслуживать/инкассировать АДМ в ряде вопросов значительно проще, чем банкомат, поэтому с обучением персонала проблем не возникает. Времени же на обслуживание АДМ затрачивается даже значительно меньше, чем на банкомат. В итоге нет необходимости искать суперпрофессионалов, тратить время и деньги на обучение сотрудников и доплачивать за их специализацию.

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных