Журнал ПЛАС » Архив » 2020 » Журнал ПЛАС №4 » 271 просмотр

Cash Management.iQ. Антикризисный cash-менеджмент для новой экономической реальности

Период экономической турбулентности – время для переосмысления вопроса об эффективности банковской деятельности. О том, как оптимизировать банкоматный бизнес банка в условиях пандемии COVID-19 и снижения курса национальных валют, рассказывает Кирилл Овсянников, руководитель отдела маркетинга литовской компании BS/2.

Cash-менеджмент в условиях роста стоимости привлечения наличных

Не секрет, что сегодня мы входим в очень непростой период, отличающийся не только резко возросшим количеством негативных экономических факторов, но и невозможностью делать сколько-нибудь объективные прогнозы даже на месяц вперед в отношении ситуации в банковской сфере и экономике в целом.

Наша компания BS/2, входящая в состав группы Penki kontinentai, предоставляет свои услуги в 80 странах мира, включая целый ряд таких государств бывшего СССР, в которых мы работаем очень активно. Поэтому мы можем со всей уверенностью утверждать, что практически все эти рынки в той или иной степени затронула проблема пандемии COVID-19. Кроме того, экономика многих стран находится под влиянием падения цен на нефть и проблемы с возросшей волатильностью нацио­нальной валюты (Россия).

Оптимизация cash-менеджмента является одной из главных задач банков на сегодняшний день

По нашим наблюдениям, в течение нескольких последних недель банки пересматривают свои бюджеты, включая закупочные, и в срочном порядке перекраивают первоначальные планы, которые строились еще осенью 2019 года. В первую очередь финансовые организации оценивают, насколько они готовы инвестировать в развитие такого канала, как сеть устройств самообслуживания, в какой мере их устраивают текущие цены на оборудование, ПО и сервисную поддержку. При этом очевидно, что основным фокусом здесь станет оптимизация затрат и урезание операционных расходов. И для нас как для вендора, работающего в банковском секторе уже больше 26 лет, сегодня крайне важно иметь возможность поддержать все эти инициативы. Хотя повод, надо признаться, совсем не радостный.

Мы хорошо понимаем, что главной задачей банков сегодня является снижение общей стоимости владения инфраструктурой самообслуживания, включая оптимизацию cash-менеджмента. Последняя задача является комплексной и разносторонней. Как поставщик системы управления наличным денежным обращением, компания BS/2 делает акцент в большей степени на программную платформу, решающую задачи мониторинга прогнозируемого спроса на наличные в различных точках. Ведь от того, насколько банк правильно распоряжается наличностью, во многом зависит его операционная эффективность. Очевидно, что наличные в большинстве стран нашего присутствия будут по-прежнему оставаться одним из наиболее востребованных платежных средств, а их стоимость будет только повышаться, особенно на фоне повышения ключевой ставки, которого следует ожидать от ЦБ целого ряда стран СНГ, включая Россию. Поэтому главная задача оптимизации расходов в банкоматном бизнесе – загружать в каждое устройство ровно столько наличных денег, сколько необходимо для его бесперебойного функционирования, не привлекая при этом дополнительные средства без острой необходимости. Иными словами, эффективности приходится добиваться за счет внутренней оптимизации.

Cash Management.iQ – комплексный ответ кризису

В качестве пакета антикризисных мер мы подготовили комплексное решение, в той или иной мере отвечающее всем перечисленным потребностям банков в сложившейся экономической ситуации. Программный продукт Cash Management.iQ от компании BS/2 обеспечивает «антикризисный» cash-менеджмент с использованием самой современной программной платформы мониторинга, прогнозирования спроса и контроля распределения наличных в экосистеме банка.

Cash Management.iQ решает задачи оптимального распределения наличных для самых различных точек приема и выдачи денежных средств. Это могут быть банковские отделения; банкоматы и платежные киоски; электронные кассиры и АДМ; расчетно-кассовые центры и денежные хранилища, а также филиалы торгово-сервисных предприятий и иные объекты, где происходит накопление наличности.

Решение Cash Management.iQ может быть имплементировано буквально за несколько недель

Программное решение полностью покрывает потребности кредитно-финансовых учреждений не только в обеспечении наличными точек приема и выдачи денежных средств, но и в упрощении логистики купюр, монет и других ценностей на межбанковском уровне.

Если говорить о конкретном функционале Cash Management.iQ, то подробнее хотелось бы остановиться на ключевых возможностях нашего решения.

Специализированный мониторинг. Система предоставляет банку исчерпывающую и постоянно актуализируемую информацию об остатках наличности, расчетах потребности в подкреплении объектов наличными средствами в режиме реального времени. Данные предоставляются по всем типам валют и номиналам, при этом возможна группировка объектов по различным параметрам и адаптации пользовательского интерфейса.

Прогнозирование спроса на наличность. Решение проводит расчет оптимального количества необходимой наличности на основании исторических данных для каждого объекта и всей сети. Система позволяет учитывать специальные периоды: дни выдачи зарплат и сбора выручки, праздничные мероприятия и другие аномалии для коррекции прогноза.

Симулирование пополнения объектов. Система предоставляет банку специальный инструмент моделирования инкассаций, который позволяет ему более точно формировать заказы на инкассацию объектов и проверять эффективность работы сотрудников, сверяя идеальные и фактические данные. Также решение обеспечивает уточненный подсчет предполагаемых расходов на инкассацию для каждого объекта.

Управление заказами на инкассацию. Решение позволяет в рамках единого интерфейса обеспечивать инициацию, согласование и контроль выполнения заказов на инкассацию объектов и транспортировку других материальных ценностей. В свою очередь, система проактивных уведомлений дает возможность своевременно получать максимально актуальную информацию о ходе выполнения заказов.

Управление работой инкассаторских служб. Решение поддерживает формирование состава инкассаторских бригад, распределение задач и генерацию маршрутных листов. При этом система определяет состав комплектов кассет, мешков, контейнеров и другого оборудования, необходимого для перевоза наличности и других ценностей. Также обеспечиваются контроль пломб, генерация сопроводительных документов и передача оповещений о факте выполнения инкассации. Помимо этого, в случае самоинкассации система ведет учет предварительного зачисления наличных на счет клиента из числа ТСП.

Комплексная отчетность и анализ эффективности работы. Наш продукт обеспечивает формирование общей отчетности по загрузкам, выгрузкам, выдаче и текущих остатках наличности для каждой точки, группы объектов или всей сети в целом в разрезе валют и номиналов. Решение формирует операционные отчеты по заказам и выполнению инкассации, а также балансировке наличных. Корме того, возможно предоставление отчетов относительно общей эффективности управления наличным денежным обращением.

Леван Бухаидзе, ВТБ Банк Грузия, презентует результаты эксплуатации Cash Management.iQ на Banking Fusion 2019 в Ташкенте

Примеры бизнес-кейсов

Как я уже отмечал, в условиях новой экономической реальности банки вынуждены сокращать бюджеты, выделенные на развитие своей технологической инфраструктуры. По этой причине финансовые организации с большой осторожностью будут инвестировать в новые решения, тем более если речь идет о нескольких сотнях тысяч или даже миллионе долларов. Именно поэтому сейчас работаем над тем, чтобы продвигать наше предложение в формате «Software as a service». При таком подходе у банка нет необходимости выкупать всю технологическую инфраструктуру Cash Management.iQ со всеми ее многочисленными модулями. Он может использовать только тот функционал, который ему действительно нужен. С одной стороны, это существенно сокращает итоговую стоимость проекта для заказчика, а с другой, что не менее важно, – позволяет ему получить максимальный экономический эффект за достаточно короткий срок времени.

Так, например, наш опыт работы с представительством «ВТБ Банк» в Грузии свидетельствует о том, что решение Cash Management.iQ может быть имплементировано буквально за несколько недель. При этом экономический эффект начинает достигаться уже спустя 5–6 месяцев после внедрения. И это несмотря на то, что речь идет далеко не о не самом крупном банке с инфраструктурой обслуживания, насчитывающей порядка 100 банкоматов и всего около 40 отделений на территории Грузии. Решающим фактором здесь стало наличие удаленного мониторинга, позволяющего операторам оперативно определять, насколько адекватно рассчитана регулярность загрузки устройств наличностью, составлен график выезда инкассаторов и т. д. Это позволяет банку избегать ситуации, когда банкомат простаивает без наличных либо, наоборот, имеется лишняя загрузка, приводящая к напрасному и дорогостоящему отвлечению денежных средств и неэффективной работе инкассаторов.

Еще один пример – проект азербайджанского Kapital Bank, который успешно использует программное решение Cash Management.iQ для управления наличным денежным обращением уже более пяти лет. Kapital Bank – одна из трех крупнейших финансовых организаций Азербайджана. Банк входит в состав холдинга PASHA Group, имеет второй в республике по количеству устройств парк банкоматов и наиболее разветвленную сеть отделений во всех городах страны. Банк оказывает банковские услуги более чем 3 млн физических и 22 тыс. юридических лиц. Одним из приоритетов банка является повышение доступности финансовых услуг и сервисов для населения страны.

Перед внедрением платформы специалисты BS/2 провели детальный аудит процессов управления НДО в банке. По результатам аудита совместно с руководством банка был определен план оптимизации, который описывал автоматический процесс заказа наличности от момента инициации заказа оператором Cash Management.iQ до фактического выполнения. Согласно требованиям заказчика, в интерфейс мониторинга системы были добавлены дополнительные элементы, для того чтобы оператор системы мог работать в рамках одного экрана.

В ходе реализации проекта с помощью нашего решения Kapital Bank автоматизировал операционные процессы и документооборот, связанные с оформлением заказов на подкрепление объектов. В результате с учетом заметно возросшей нагрузки на инфраструктуру наличного денежного обращения общее количество выездов инкассации не уменьшилось, однако количество случаев проведения незапланированной инкассации значительно снизилось. Время, необходимое сотрудникам расчетно-кассового центра на организацию и подготовку заказа на инкассацию, уменьшилось в несколько раз.

Внедрение решения позволило банку централизовать управление потоком наличности, разгрузить сотрудников банковских филиалов, ответственных за заполнение банкоматов наличными. Также банк получил разнообразные аналитические данные относительно спроса на наличность, фактического времени реакции на инциденты с недостаточной наличностью и многих других аспектов и бизнес-процессов.

В целом, как показывает практика, решение Cash Management.iQ позволяет экономить от 500 до 1000 долларов на инкассацию одного объекта в год в зависимости от межбанковской процентной ставки, стоимости страхования денежных средств, рабочей силы, транспорта и ГСМ. Заказчик системы может использовать решение в формате пожизненной лицензии или воспользоваться схемой Software as a Service, используя программное обеспечение на правах аренды.

Cash-менеджмент по схеме модульный SaaS – реально работающая антикризисная схема

Формат SaaS – реальное антикризисное предложение компании BS/2, которое, кстати, пользовалось высоким спросом и в спокойные времена, но сегодня, на фоне ухудшения экономической ситуации, его роль возросла. Именно сегодня настало время для такого рационального подхода к использованию ИТ-решений, в том числе решений по управлению распределением наличности. Так как это позволяет по-прежнему повышать и эффективность организации, при этом обеспечивая достаточно короткие сроки возврата инвестиций. Сегодня мы рады предоставить нашим клиентам возможность внедрять только наиболее востребованную функциональность, экономический эффект от использования которой будет заметен уже в течение первых месяцев эксплуатации.

Сегодня у нас есть серьезные планы по развитию продукта Cash Management.iQ в Кавказском регионе

Это важно, так как сегодня никто не готов год внедрять решение, которое окупится еще через три-четыре года, – в создавшейся ситуации даже самые крупные банки не могут планировать на столь продолжительный период, что уж говорить о банках второго эшелона и более мелких. Кризис заставляет играть по новым правилам, и наша общая задача – сделать так, чтобы инструменты управления наличностью стали обязательными и доступными для каждой финансовой организации.

Еще лет пять назад только единичные, наиболее крупные банки готовы были обсуждать внедрение таких решений, как cash-менеджмент, какие бы неоправданные затраты они ни несли в связи с неэффективным распределением наличных. Сейчас мы видим, что доступ к этому сервису хотят получить практически все банки, у которых есть сколько-нибудь значительный парк банкоматов и сеть отделений. Да, с одной стороны, кризис «режет крылья» (бюджеты), но с другой – уже в рамках сформированного спроса участники рынка убеждаются, что такие технологические продукты реально позволяют экономить деньги.

Планы и перспективы

Если говорить о географической экспансии, то сегодня у нас есть серьезные планы по развитию продукта Cash Management.iQ в Кавказском регионе, в том числе благодаря большому количеству позитивных отзывов от банков Грузии, где наша платформа успешно используется тремя из четырех крупнейших банков республики. Успешные многолетние проекты заставляют обращать внимание на наш продукт и уже более скромные по своим масштабам финансовые организации. Например, в настоящее время мы закончили пилотирование решения в BasisBank, располагающем всего 60 банкоматами. Относительно небольшое количество конечных точек обслуживания, находящихся под контролем нашей программной платформы, радует нас как вендора не меньше наших крупных реализованных проектов, так как именно они доказывают востребованность, а значит, и жизнеспособность продукта. Мы стремимся показать, что ощутимого экономического эффекта от внедрения Cash Management.iQ можно добиться не только в банках, сети которых насчитывают тысячи банкоматов, платежных киосков и отделений, но и в структурах гораздо более скромных размеров, на относительно небольшой инфраструктуре – за счет грамотного модульного внедрения модульных компонентов нашего ПО.

Наша общая задача – сделать так, чтобы инструменты управления наличностью стали обязательными и доступными для всех

Повторюсь – мы предлагали именно те модули, которые банку наиболее необходимы, тот формат поставки и развертывания решения, который нужен конкретному заказчику. В том числе при необходимости мы готовы предложить развертывание системы на нашей инфраструктуре в европейских дата-центрах.

Что касается планов дальнейшего продвижения нашего решения, то помимо закрепления в Кавказском регионе – задачи, которая отчасти нами уже решена, – мы готовим специальное предложение для рынков стран Центральной Азии, особенно Казахстана и Узбекистана, где наблюдается бум развития банковских технологий, в том числе в аспекте увеличения количества банкоматов.

Что касается России, то важно отметить – выходя на этот стратегически важный для нас рынок, мы имеем за плечами столь нужный для российских банков практический опыт внедрения, который был нами накоплен в Кавказском регионе, близком к РФ по структуре и специфике обращения наличных. Здесь мы видим своей целевой аудиторией прежде всего средние банки. В целом успешный опыт работы BS/2 в России с другими нашими программными продуктами (системами для видеонаблюдения за банкоматами и управления электронными кассирами) показывает, что вместе с нашими партнерами мы способны сформировать гибкое и актуальное для потребностей сегодняшнего дня предложение.

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных