Журнал ПЛАС » Архив » 2018 » ЖУРНАЛ ПЛАС №8 » 1541 просмотр

АДМ для онлайн-инкассации – ключевые аспекты выбора

Сергей Барсуков, президент компании Profindustry, рассматривает особенности применения автоматизированных депозитных машин для повышения эффективности обработки наличной выручки и оптимизации инкассации. Данный сервис участники рынка называют по-разному: электронная инкассация, самоинкассация или онлайн-инкассация – все это так или иначе подразумевает оптимизацию процесса инкассации с возможностью онлайн-зачисления денег на расчетный счет клиента.

При реализации проектов с иностранными АДМ для банков и ритейлеров мы пришли к выводу, что апробированные зарубежные решения зачастую не подходят для российских реалий по многим причинам, из которых ключевым является то обстоятельство, что инкассаторский бизнес в России исторически не был выделен в отдельные компании. Предоставлением этой услуги занимаются в основном банки, которые привлекают сторонние инкассаторские компании или используют собственную инкассаторскую службу. Вследствие этого требования к АДМ в России гораздо шире, чем во многих других странах, – здесь необходима машина, которая учитывает потребности именно российского рынка, причем всех сторон, участвующих в процессе инкассации.

На примере наших разработок я расскажу о наиболее важных особенностях АДМ: какие типы депозитных машин представлены на российском рынке, на что следует обращать внимание при выборе депозитной машины и как рассчитать инвестиции в онлайн-инкассацию.

Какую выбирать АДМ: с операционной системой (ОС) или без?

Существует ряд аспектов, которые стоит принять во внимание при выборе АДМ. Во-первых, наличие или отсутствие ОС. На мой взгляд, предпочтение стоит отдавать устройствам, управление которыми реализовано на аппаратном уровне без надстройки в виде ОС. Какие преимущества это дает? Нет операционной системы – нечему ломаться и зависать, нечего взламывать, не нужно приобретать специальные лицензии. Более того, такое решение полностью защищено от санкций. Интеграция осуществляется через установленный в торговой точке POS-терминал, который связан с процессингом банка.

Терминал производит шифрование и передачу данных по безопасному каналу связи, а сама машина не выходит в интернет. Это позволит разместить АДМ в защищенной корпоративной сети ритейлера.

Cуществует ряд аспектов, которые стоит принять во внимание при выборе АДМ. Например, наличие или отсутствие ОС

Если клиент решит масштабироваться, например, ему нужно поставить тысячу АДМ, работающих бесперебойно в режиме 24х7, вопрос выхода в интернет оказывается более чем актуальным. В случае отсутствия доступа в защищенную корпоративную сеть придется пользоваться гостевым интернет-аккаунтом, WiFi или 3G-модемом – ненадежными соединениями, которые в ходе эксплуатации всегда могут дать сбой. В этой ситуации банк звонит в ИТ-службу ритейлера, ритейлер утверждает, что все хорошо, звонят производителю, в сервисную организацию, и пока идут все эти выяснения, интернет появляется заново – до следующего сбоя. Работа 1000, 5000 и более машин, таким образом, полностью зависит от периодичности отключения интернета, которую невозможно вычислить, предугадать и предотвратить. Это серьезная проблема для масштабных проектов.

Депозитная машина, у которой нет операционной системы, обеспечивает стабильную работу и позволяет избавиться от затрат на подключение к отдельному каналу связи. Поставщик оборудования самостоятельно доберется до точки, восстановит электропитание и интернет, пропишет все необходимые инструкции и осуществит запуск. Добавьте сюда возможность оперативного запуска депозитной машины и без привлечения дополнительных лиц – и вы сможете сэкономить большое количество ресурсов.

25

Какая конфигурация оптимальна?

Второй важный аспект, который следует учитывать, – конфигурация депозитной машины. В большинстве устройств «мозги» находятся там же, где хранятся наличные. Чем это плохо? Когда происходят какие-либо нестандартные ситуации, поломки, сбои в системе, замятия в купюроприемнике или кассете, обычно для проведения ремонта приходится приезжать и инкассатору, и сервисному инженеру. При этом необходимо синхронизировать их работу: они должны приехать по заявке в один день, чтобы открыть машину и устранить неполадку. На практике это сделать достаточно сложно. Каждый дополнительный приезд инкассатора так или иначе ляжет в тариф, а значит, в расходы для ритейлера. Торговая точка «вылетает» минимум на три рабочих дня – и это в идеальном случае. Налицо очень серьезная проблема, которая неочевидна на пилотах, но в масштабных проектах становится крайне важным фактором для принятия решения. В случае же, когда сервисная и сейфовая зоны конструктивно разделены, вызывать инкассаторов не придется, поскольку сервисный инженер не имеет доступа к отделению с банкнотами.

Интеграция осуществляется через установленный в торговой точке POS-терминал. Он производит шифрование и передачу данных по безопасному каналу связи, а сама депозитная машина не выходит в интернет

Особо стоит акцентировать внимание на проблеме замятий банкнот в купюроприемнике и в кассете. Избавиться от них полностью, конечно, нельзя, но можно попытаться минимизировать количество вызовов сервисной службы. Обращайте внимание на модели, у которых максимально упрощен процесс устранения замятий.

Например, в нашей АДМ Moniron используется специально разработанный для АДМ купюроприемник, прошедший официальное тестирование Центрального банка РФ. Возможные замятия при подаче ветхих или поврежденных банкнот могут быть устранены кассиром самостоятельно, без обращения в сервисную службу.

Зона укладки денег, где может использоваться специальная кассета для банкнот, тоже чревата замятиями. Эту проблему можно решить, выбрав модель с сейф-мешком: в него банкнота попадает в свободном падении, что исключает замятия. Кассета довольно «капризна» в эксплуатации, так как имеет более сложную конструкцию. Неправильно установили, механически повредили при инкассации, вышел из строя укладчик – случиться может все что угодно. Помимо этого, в кассету помещается около 1500 листов, тогда как в мешок – 5000. На первый взгляд, тоже неочевидное преимущество, но иногда приходит много купюр низкого номинала, не приезжают в назначенный срок инкассаторы или в торговой точке проводятся глобальные распродажи, например, в новогодние праздники. В таких ситуациях кассета, ограниченная 1500 листами, быстро забивается, и машина встает.

25-2

Где ставить АДМ?

Самое важное для ритейлера при выборе депозитной машины с опцией онлайн-инкассации – определиться с местом установки устройства, а также понять, какие объемы работ по пересчету денег будут проводиться в этой точке. К сожалению, на сегодняшний день универсального решения, подходящего для магазинов любого формата, не существует, однако четко формируется востребованность нескольких типов депозитных машин, речь о которых пойдет ниже.

Первый тип – устройство, которое устанавливается во фронте, где происходит взаимодействие с клиентом, непосредственно под кассой ритейлера. Это оптимальный формат для небольших магазинов или автоматических заправочных станций с одной или двумя кассами. Как правило, у таких торговых точек нет своего бэк-офиса. Подстольное решение, помимо удобства размещения с точки зрения места, несет и ряд дополнительных преимуществ. Во-первых, это общий POS-терминал для эквайринга и управления АДМ – через один терминал можно принимать безналичные платежи, обеспечивать банковскую авторизацию и осуществлять зачисление наличных денег на расчетный счет. Такая АДМ может выполнять функцию проверки подлинности банкнот, и клиенту не нужно ставить на кассу отдельный детектор, что уменьшает затраты и экономит место в кассовой зоне. Следует помнить и о возможности интеграции депозитной машины с кассовым программным обеспечением, что позволяет выставить лимит остатка денежных средств в устройстве.

Увеличивается уровень безопасности денежных средств: как только наличные попали в депозитную машину, ответственность за их сохранность переходит к банку.

Купюроприемник АДМ Moniron: возможные замятия при подаче ветхих или поврежденных банкнот могут быть устранены кассиром самостоятельно, без обращения в сервисную службу

Явным преимуществом использования такого типа АДМ является повышение кассовой дисциплины. Фактически можно производить мониторинг всей сети касс с установленным лимитом и понимать, что в них максимум 3000 рублей, а вся остальная выручка – либо в безналичном виде, либо в наличных, помещенных в АДМ, а значит, все равно уже на расчетном счету ТСП.

Второй тип АДМ востребован магазинами небольшого формата с количеством касс до десяти штук. Депозитная машина устанавливается в бэк-офисе, в главной кассе или под столом в кабинете директора. Сейчас это самый распространенный на рынке вариант. Заканчивается смена, кассир идет с выручкой туда, где установлена АДМ, вносит в нее деньги, которые сразу же оказываются на расчетном счете. Пилоты показали, что и здесь габариты устройства имеют большое значение. Дело в том, что многие магазины имеют очень ограниченное пространство для кассовых мест, и устройство внушительного размера попросту некуда ставить. Подстольный вариант АДМ удобнее – всегда можно убрать какую-нибудь тумбочку и поставить вместо нее депозитную машину, облегчающую труд кассиру и обеспечивающую зачисление денег в режиме онлайн.

26

Прием банкнот пачкой:
когда он действительно нужен?

Отдельную нишу занимают депозитные машины, принимающие деньги пачкой. Такие устройства пока не получили широкого распространения, потому что годятся только для специфических кейсов и не в каждом случае оправданны. Рассмотрим на конкретном примере. Допустим, ежедневная выручка торговой точки не превышает 1 млн рублей. В среднем это 300–400 листов, которые маленькая подстольная АДМ примет за 4–5 минут, тогда как машина с приемом пачкой справится за 30 секунд. Конечно, налицо экономия времени в 4 минуты в день, но не стоит забывать, что машина, работающая с пачкой, в среднем в 4 раза дороже и при покупке, и по тарифу, и в обслуживании. Поэтому ее имеет смысл рассматривать только для точек с ежедневной выручкой наличными 20 млн рублей и более. Только в таком случае установка машин с приемом пачкой оправданна. Но, как правило, столь большие выручки характерны для гипермаркетов с количеством касс во фронте, доходящим до ста. Таким форматам, как гипермаркет, рекомендуется ставить полноценного электронного кассира в бэк-офисе, чтобы он и принимал банкноты с монетами, и выдавал разменный фонд. Эти решения достаточно дорогие, но они позволяют клиенту полностью отказаться от многих процессов в главной кассе, включая сотрудников – порядка 4–6 человек.

Такой комплекс дает кассиру возможность сдать выручку в конце рабочего дня или получить разменный фонд в начале смены за 30 секунд. Сейчас, несмотря на довольно высокую цену, средний срок окупаемости подобных устройств составляет год-полтора.

28

Прием монеты – зачем и как?

Стоит отметить, что не менее востребована сегодня установка АДМ для приема монет, ведь ритейлерам нужно выдавать размен. Сейчас они вынуждены заказывать разменный фонд в банках, а банки, в свою очередь, вынуждены собирать монету с рынка – это достаточно трудоемкий процесс, который не обходится без сбоев. Чтобы решить данную проблему с помощью АДМ, мы обратились к европейскому и американскому опыту и установили депозитную машину во фронте магазина, условно говоря, около зоны с тележками. Клиент приходит туда с большим количеством мелочи, высыпает деньги, получает чек, идет в магазин, совершает покупки и расплачивается в рамках суммы ранее полученного чека. Клиент в этом случае более лоялен, потому что избавился от своей переполненной копилки, а магазин получил и предоплаченную покупку, и монету. В конце смены магазин заберет монету из депозитной машины, положит в бэк-офис и раздаст потом своим кассирам на разменный фонд.

Установка АДМ востребована сегодня и для приема монет, ведь ритейлерам нужно выдавать размен

Совокупно все решения и форматы депозитных машин, которые рассмотрены выше, на сегодняшний день являются основными – именно они формируют рынок использования АДМ для онлайн-инкассации.

Необходимые инвестиции и реальная окупаемость

Также следует продумать и правильно рассчитать инвестиции в онлайн-инкассацию с использованием АДМ. Необходимо сравнить все прямые и косвенные расходы, которые возникают при классической инкассации и при инкассации с АДМ.

При первом приближении, когда сравнивают затраты на онлайн-инкассацию с затратами на классику, берут только стоимость заездов инкассаторов и стоимость пересчета. При этом, как правило, не рассматривается достаточно много нюансов, которые впоследствии влекут дополнительные расходы. Это повторные пересчеты, повторные заезды инкассаторов, страхование денег, оставшихся в сейфе. Случается, что инкассаторы приезжают на точку в 18.00, а магазин закрывается позже – в результате появляется остаток средств, который нужно обязательно страховать. Не будем забывать и про стоимость денег, находящихся в пути, – они зачисляются в лучшем случае на следующий день, тогда как в случае АДМ ритейлеры их получают в режиме онлайн сразу же после внесения банкнот в устройство. Как правило, если посчитать сумму выручки всех магазинов конкретного заказчика за день, его потери на погашении овердрафта могут составлять от 9 до 11% годовых. Соответственно, чем скорее выручка оказывается на расчетном счете, тем меньше ритейлер теряет на процентах заемных средств.

В ближайшие 2–3 года на использование депозитных
машин перейдут порядка 80% федеральных сетей

Существует косвенная затратная статья, связанная с тем, что при классической инкассации необходимо покупать для кассы детекторы банкнот, счетчики и другое оборудование, а также проводить тендеры по покупке. Это делается ежегодно, что приводит к дополнительным затратам для ритейлера. Следует учитывать и разницу по времени взаимодействия кассира и инкассатора: инкассация с помощью АДМ быстрее в 7 раз по сравнению с классической инкассацией.

В среднем подсчеты показывают, что если сравнивать все прямые и косвенные затраты, которые за собой влечет классическая инкассация, с тарифом на онлайн-инкассацию, когда с ритейлера взимают фиксированную ставку либо процент от выручки без каких-либо скрытых комиссий, разница может достигать 30%. Таким образом, онлайн-инкассация оказывается существенно дешевле классической! Не стоит забывать, что тренд на увеличение стоимости классической инкассации сохранится – она будет становиться все более нерентабельной, потому что представляет собой достаточно сложный и затратный механизм. «Классика» каждый год будет дорожать минимум на 10–15% с учетом инфляции, повышения зарплат, расходов и инвестиций инкассаторских компаний.

28-2

Крупным ритейлерам нужно поторопиться!

В ближайшие 2–3 года на использование депозитных машин перейдут порядка 80% федеральных сетей. Тренд перехода на онлайн-инкассацию уже необратим. Тому, кто еще не освоил данный сервис, стоит как можно скорее начинать двигаться в этом направлении. Это относится в равной степени к банкам и ритейлерам. Подготовка к масштабному проекту всегда занимает длительное время и в части обсуждения, договоров, согласований, и непосредственно при пилотах. Порой этот процесс длится дольше, чем само развертывание проекта на всю сеть. С учетом возрастающего интереса рынка к АДМ вполне вероятна ситуация, при которой все крупные ритейлеры и банки захотят услугу в один момент, но никто из производителей не сможет удовлетворить их желания в силу описанных выше причин.

Поэтому большим федеральным сетям, представленным во многих регионах магазинами разных форматов, нужно начать тестировать технологию уже сейчас и последовательно двигаться к развертыванию. Думать и размышлять могут себе позволить небольшие сети и торговые точки – их время придет чуть позже, но тоже придет в обоз-римой перспективе.

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных