Цифровой корпоративный банкинг в России в 2022 году

Исследование Digital Corporate Banking Rank 2022, проведенное Markswebb, показало, какие цифровые сервисы для крупного бизнеса стали лучшими в этом году.

Цифровой корпоративный банкинг в России в 2022 году

В 2022 году перед банковским сервисом для крупного бизнеса встал новый вызов — продолжить цифровизацию, сохранив индивидуальный подход и высокую степень персонализации в коммуникациях. Как банку соответствовать вызову и повышать качество услуг — показывает исследование Digital Corporate Banking Rank 2022.

Markswebb исследовали 7 банковских сервисов для корпоративных заказчиков с оборотом от 2 млрд рублей и выяснили, какие цифровые сервисы для крупного бизнеса стали лучшими в 2022 году и что сегодня происходит на рынке цифрового корпоративного банкинга.

Как российские банки оцифровывают корпоративные продукты

По сумме баллов всех рейтингов лучшими корпоративными цифровыми сервисами по версии Digital Corporate Banking Rank 2022 стали — СберБанк, Альфа-Банк и Газпромбанк. Все три банка добились лидерства благодаря тому, что смогли привести свои сервисы в максимальное соответствие ключевым рыночным трендам и добились лучшего UX в отдельных продуктовых блоках.

В каждом продуктовом сегменте рынок показывает уникальную картину цифровизации

Расчеты в рублях. На рынке сформировался единый уровень цифровизации продуктов, связанных с рублевыми расчетами. Наиболее развита интеграция с учетными системами именно среди продуктов для расчетов, а наименее оцифровано открытие счетов. Банки увеличили количество платежей в реестре до 10 тысяч и повысили удобство управления счетами эскроу.

СберБанк стал лидером, поскольку создал одинаково удобное управление всеми продуктами в рамках блока. Большинству остальных банков не хватает инструментов для контроля банковского сопровождения контрактов со стороны заказчика.

Валюта и ВЭД. К 2022 году банкам удалось перевести в онлайн все клиентские задачи по отслеживанию процесса валютного контроля и обмену документами. Общим стандартом рынка стали онлайн-конвертация и хеджирование валютных рисков. Точка роста для большинства сервисов — расчет таможенных платежей.

СберБанк получил самую высокую оценку благодаря тому, что смог обеспечить единый уровень цифровизации всех задач ВЭД.

Кредитные продукты. В 2022 году важным требованием к корпоративному банкингу стала сама возможность кредитования в онлайн среде, а также подключение и бесшовные переходы к сервисам альтернативного кредитования. Преимуществом обладают банки, развивающие один личный кабинет как для МСБ, так и для крупного бизнеса.

Как, например, Альфа-Банк, который переиспользует лучшие UX-практики из сервисов для МСБ в корпоративных цифровых услугах, предлагает удобные решения для классических кредитных инструментов и альтернативные способы привлечения ресурсов — факторинг и лизинг.

Корпоративные карты. Ключевой тренд в продукте — делегирование управления корпоративной картой на самих сотрудников. Четыре банка из исследованных позволяют управлять картой в сервисе для физических лиц.

Лидером стал СберБанк, он предлагает удобное решение для всех задач: подробное описание продукта и условий, выпуск виртуальных карт, в том числе из учетной системы клиента, широкие возможности настройки лимитов. Эти решения встречаются и в других сервисах, но только СберБанк реализует их все сразу. Худший клиентский опыт у банков, которые предлагают клиентам только базовые функции по выпуску карт и не дают полноценно управлять ими.

Размещение средств. На первом плане удобство размещения и согласования индивидуальной ставки. Сегодня удобная форма открытия депозита не редкость на рынке и в большинстве банков размещение происходит в несколько кликов. Открыть депозит из внутренней учетной системы позволяют три банка из рейтинга.

Лидер рейтинга Газпромбанк предлагает уникальное решение: согласование индивидуальной ставки онлайн через режим торговли. Индивидуальная ставка по депозиту автоматически подтягивается в форму размещения.

Управление финансами группы компаний. С 2020 года число автоматизированных задач по управлению финансами группы увеличилось вдвое. Однако, остаются важные функции, которые слабо представлены в цифровых сервисах. Например, кэш-пулинг есть только в двух банках, а формирование сводной выписки с разных счетов группы компаний есть в четырех банках.

Лучшее управление финансами группы предлагает Газпромбанк. Его сервис позволяет в едином интерфейсе управлять счетами дочерних обществ, открытых в разных банках.

Интернет-банк как платформа. Свойства платформы определяют удобство работы со всеми продуктами. Это настройка уведомлений, управление доступами, обмен документами, настройка интерфейса и элементы онбординга. Большая часть этих функций сегодня находится в статусе must have для рынка, единым стандартом качества также стал электронный документооборот с банком.

Тем не менее за два года не получили развития возможности кастомизации интерфейса. Также на рынке не хватает полноценных настроек уведомлений на дашборде интернет-банка или по электронной почте. Сотрудники крупных компаний чувствительны к контролю сроков и важных событий, потому настройка уведомлений дает существенный бонус к удобству.

Ключевые точки роста корпоративного банкинга

Основные направления развития цифровых банковских услуг для крупного бизнеса определяются стремлением рынка к максимальному сокращению издержек в процессах и развитию индивидуального подхода в сервисе.

Индивидуальный подход все еще определяется высокой ролью общения с персональным менеджером. И цифровой сервис может повысить эффективность коммуникаций с помощью обмена электронными документами с банком, переноса персональных предложений в личные кабинеты, мониторинга ковенантов и автоматизации частотных запросов.

Также персональный сервис транслируется через индивидуальный подход к отдельным пользовательским задачам. Для этого банки развивают отдельные личные кабинеты под разные классы задач. Но не во всех банках есть единая авторизованная среда в цифровом сервисе, которая решала бы задачу бесшовного переключения между разными кабинетами. Также не все банки дают гибкое управление правами и доступами к личным кабинетам с помощью ролевой модели в цифровом сервисе.

Крупный бизнес работает сразу с несколькими банками и использует разные личные кабинеты. Для банков критически важно уметь интегрировать свои сервисы в привычные корпоративные интерфейсы. Целый ряд продуктов сервисы все еще не готовы отдавать по интеграции.

Доступность функций по API

Главный экран интернет-банка постоянно открыт на рабочем столе и используется, как дашборд для финансового мониторинга и контроля графика отправки и получения переводов. Дополнительно для критически важных уведомлений используется электронная почта.  Поэтому банковский сервис должен своевременно сообщать о рисках блокировок и изменениях статусов платежей. На рынке пока нет примера функционального дашборда, готового работать со всеми видами уведомлений, а гибко настраивать сообщения по e-mail позволяют единицы.

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных