Почти половина предприятий нарастила выручку весной 2022 года

Почти половина (46%) предпринимателей всех отраслей отмечают прирост выручки весной, при этом рост прибыли отмечают всего 17%. А 56% предпринимателей заявили, что частота B2B-взаимодействия между российскими компаниями увеличилась. Об этом говорится в исследовании TenChat.

Почти половина предприятий нарастила выручку весной 2022 года

Динамика выручки МСП по отраслям

Наибольший прирост общей выручки — в диапазоне от 30% до 50% — показали российские компании в сфере строительства. Об этом заявили 42% предпринимателей отрасли. На втором месте — IT (36%), на третьем  — отрасль розничной торговли и товаров массового спроса (29%). Обе отрасли сообщают о приросте выручки до 30% в сравнении с весной 2021 года.

При этом пик роста выручки в сфере розничной торговли для непродовольственных товаров пришелся на март и сменился спадом в апреле, а в направлении онлайн-продаж тренд сохранился до июня.

С одной стороны, респонденты (38%) заявляют, что ключевая причина роста выручки — занятие освободившихся на рынке ниш после ухода с российского рынка зарубежных брендов. Однако, предприятия общественного питания (41%), несмотря на закрытие части заведений, не отмечают повышения выручки — а 18% и вовсе свидетельствуют о ее падении.

С другой стороны, 62% опрошенных связывают увеличение объема выручки части отраслей с удорожанием материалов и, соответственно, увеличением себестоимости производства.

Прирост выручки на 20% и менее отмечают отрасли медицинских услуг (62%) и салонов красоты (51%). О сокращении выручки на 20% и менее сообщают многие предприниматели, компании которых оказывают консалтинговые и финансовые услуги (65%). 41% туристических компаний столкнулись с падением доходов на 30% и более.

Изменения в бизнес-процессах

Вносить изменения в бизнес-процессы пришлось 66% российских компаний. С увеличением издержек, таких как расходы на аренду и сырье, столкнулись 71% бизнесов. Из них 32% планируют делать упор скорее на параллельный импорт, а 68% — переходить преимущественно на доступные товары-заменители для производства.

47% были вынуждены расторгнуть отношения с зарубежными партнерами, а новых поставщиков пришлось искать 43% респондентов. 31% пришлось искать новые рынки сбыта или отказаться от прежних.

При этом, увеличилась частота B2B-взаимодействия между российскими компаниями — более половины (56%) предпринимателей малого и среднего бизнеса заявили, что российские системообразующие и крупные предприятия стали выбирать их в качестве основных поставщиков весной 2022 вместо того, чтобы переходить на поставки из Китая и других зарубежных рынков. 36% респондентов также сообщили о приросте закупок от компаний с госучастием.

23% предпринимателей, которым пришлось отказаться от прежних рынков сбыта, выбрали переориентацию на российский рынок. Другие предприниматели рассматривают в качестве новых рынков сбыта страны СНГ (29%), страны Персидского залива (24%), Китай и Юго-Восточную Азию (15%), Монголию и Вьетнам (9%).

«Изменения экономического климата и конъюнктуры рынка часто становятся бустером развития для малого и среднего бизнеса. Например, по данным сервиса для анализа компаний TenChat, в пандемию около 30% российского МСБ добились роста выручки. Схожую тенденцию мы видим и сейчас, хоть она и не говорит о соответствующем росте прибыли в краткосрочной перспективе. Однако к наращиванию прибыли способна привести переориентация процессов: от поиска новых рынков сбыта до создания импортозамещающих проектов. Эти тенденции вместе с увеличением интенсивности внутреннего B2B-взаимодействия ведут к общему укреплению бизнес-климата в стране», — Семен Теняев, основатель социальной сети TenChat.

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных