Центробанк предложил возвращать клиентам банков средства, похищенные мошенниками

Регулятор отметил, что за первые пять месяцев возросло количество мошеннических схем с выманиванием денег.

Центробанк предложил возвращать клиентам банков средства, похищенные мошенниками

Директор департамента информационной безопасности Банка России Вадим Уваров рассказал о новой мошеннической схеме, которая связана с дефицитом наличных денежных средств.

«В последнее время мошенники звонят людям под видом сотрудников банка и сообщают о дефиците наличных средств, в том числе валюты. Они предлагают перевести деньги с карты или банковского счета на некий «специальный счет», с которого впоследствии человек якобы сможет беспрепятственно снять средства.

Для открытия такого «специального счета» злоумышленники запрашивают у гражданина финансовые данные — номер карты, включая трехзначный код на ее обороте, а также подтверждающий смс-код от банка. Узнав эти сведения, они получают доступ к счету жертвы и переводят его средства на сторонние мошеннические счета», — рассказал Вадим Уваров в интервью «Известиям».

Также он сообщил, что мошенники активно используют схемы с оформлением карт платежных систем Visa и Mastercard, которыми можно оплачивать заказы в зарубежных интернет-магазинах и за границей. Они предлагают за определенную плату открыть счет в иностранном банке и оформить виртуальную карту. Уваров предупредил, что сотрудники банков, правоохранительных органов или иных ведомств никогда не требуют по телефону предоставления личных данных и банковских реквизитов, информацию по счетам и картам или смс-коды от банка.

В связи с ростом мошеннических схем Центробанк выдвинул инициативу по возврату клиенту украденных денег. Согласно ей, банки должны направлять регулятору сведения о счетах, которые злоумышленники используют для вывода и снятия похищенных средств. В случае, если перевод клиентом банка был совершен на такой счет, он может вернуть похищенные злоумышленниками средства. Банк должен будет на два дня приостанавливать зачисление денег на счет. Уваров отметил, что по закону перевод совершается в срок до трех рабочих дней, и так банк не нарушит права «добросовестных граждан и законодательство».

«Если банк — отправитель платежа получил от нас информацию из базы, но не учел ее в своих бизнес-процессах и совершил перевод на такой счет, то он будет обязан вернуть клиенту все похищенные средства. Даже если мошенническая операция произошла с использованием методов так называемой социальной инженерии», — сказал Уваров.

Банк России с января по май 2022 года выявил и заблокировал более 2,4 тыс. мошеннических сайтов. Большая часть из них была связана с финансовыми пирамидами, лжебанками и осуществлением деятельности без лицензии на рынке ценных бумаг. Вадим Уваров сообщил, что сейчас процесс блокировки сократился с нескольких недель до двух-трех дней.

 

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных